Реализация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.

Дата публикации: 15.08.2021

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Целыковская, И. А. Реализация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе / И. А. Целыковская, М. П. Сазонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83652/ (дата обращения: 16.10.2024).



Для успешной реализации организационно-педагогических условий взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе был проведен формирующий этап эксперимента.

Цель формирующего этапа эксперимента — апробация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе, таких как:

1) выявление на диагностической основе существующих проблем готовности детей к школе;

2) обеспечение мотивации родителей и педагогов дошкольной образовательной организации на организацию совместной деятельности по решению существующих проблем;

3) разработка и реализация программы клуба «Школа для родителей будущих первоклассников», включающая активные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации (например, квест, мастер-класс, семинар-практикум, деловая игра, КВН, викторина, интеллектуальный марафон), обеспечивающие активную позицию родителей при подготовке детей к школе.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

  1. Разработать содержание работы по взаимодействию родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе.
  2. Внедрить в работу с родителями нетрадиционные формы взаимодействия в процессе подготовки детей к школе.
  3. Использовать индивидуальный подход к родителям в процессе подготовки детей к школе.

Для решения проблемы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе подготовки детей к школе была разработана система работы, которая включает в себя следующие направления: работа с родителями, работа с педагогами, работа с детьми.

Для успешной реализации запланированных направлений была разработана программа клуба — «Школа для родителей будущего первоклассника». Программа разработана для установления более тесного взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации и школы в воспитании детей, и подготовки детей к школе. Свою деятельность «Школа для родителей будущего первоклассника» осуществляла в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, Уставом дошкольной образовательной организации и Положением. Родители детей подготовительной группы, педагоги дошкольной образовательной организации, старшая медсестра дошкольной образовательной организации, врачи детской поликлиники № 2, а также учителя начальных классов МОУ СОШ № 48 являлись участниками «Школы для родителей будущего первоклассника». Компетентность, добровольность, соблюдение педагогической этики явились главными принципами работы клуба «Школа для родителей будущего первоклассника» (см. табл. 1).

Таблица 1

План работы клуба «Школа для родителей будущего первоклассника»

Месяц

Содержание работы

Октябрь

Тема «Психологическая готовность детей к школе»

  1. Деловая игра: Школьная готовность
  2. Мастер-класс «Интерактивные форм работы с родителями» (Приложение 7)
  3. Квест «Путешествие в страну Знаний» (Приложение 12)
  4. Семинар «Межличностные отношения в детском саду»
  5. Мастер-класс для родителей «Подготовка детей к школе» (Приложение 9)
  6. Мастер-класс «Формирование самооценки у детей»

Ноябрь

Тема «Физическая готовность»

  1. Деловая игра: Важнейший фактор будущего первоклассника — Здоровье.
  2. Мастер-класс: Мелкая моторика рук в процессе подготовки детей к письму (Приложение 16)
  3. Семинар-практикум: Физическая готовность детей к школе
  4. Викторина: «О своем здоровье я забочусь»
  5. Мастер-класс: Осанка и ее коррекция
  6. Деловая игра: Положительные аспекты хореографии для физического развития детей

Тема «Интеллектуальная готовность»

  1. Семинар-практикум: Интеллектуальная готовность детей
  2. КВН «Умники и умницы» (Приложение 13)
  3. Семинар: Психические процессы у детей
  4. Круглый стол «Успешная адаптации будущих первоклассников» (Приложение 11)
  5. Интеллектуальный марафон
  6. Квест: « Произвольная сфера ребенка. Взаимодействие с детьми».

Декабрь

Тема «Эмоционально-волевая готовность»

  1. Квест: Эмоционально-волевая готовность
  2. Психотренинг
  3. Семинар-практикум: Детские волевые проявления
  4. Мастер-класс: Скоро в школу я иду (Приложение 14)
  5. Экран настроений

Тема «Развитие моторики»

  1. Семинар «Моторика и ее развитие»
  2. Мастер класс: Рука в процессе подготовки ее к письму
  3. Семинар-практикум: Как определить ведущую руку

Январь

Тема «Мотивационная готовность»

  1. Семинар-практикум: Мотивационная готовность к школе (Приложение 15)
  2. Квест: Мотивационная готовность
  3. Мастер-класс: Образ учителя в глазах ребенка и взрослого
  4. Семинар: Развитие мотивации в группе
  5. Деловая игра: Родительские установки
  6. КВН: «Мотивационная готовность»

Февраль

Тема «Речевое развитие детей»

  1. Семинар-практикум: Речь детей старшего дошкольного возраста
  2. Квест: Обучение грамоте
  3. Мастер-класс: Упражнения и игры по развитию речи
  4. Семинар: Советы педагогов дошкольной образовательной организации
  5. Интеллектуальный марафон (Приложение 8)
  6. КВН «Книга — лучший друг» (Приложение 10)

Март

Тема «В преддверии школы»

  1. Квест: Подготовка детей к школе
  2. Семинар-практикум: Школьная готовность
  3. Мастер-класс: Успешная адаптация детей к школе
  4. Квест: Как собрать портфель
  5. КВН «Идем в первый класс»

Главными направлениями работы клуба «Школа для родителей будущего первоклассника» явились: повышение медико-психолого-педагогической помощи родителям; оказание знаний родителям детей дошкольного возраста в процессе подготовки детей к школе; пропаганда положительного опыта взаимодействия родителей и педагогов в процессе воспитания; включение родителей в организационно-управленческую деятельность дошкольной образовательной организации; популяризация деятельности дошкольной образовательной организации среди населения (45).

Из положения клуба «Школа для родителей будущего первоклассника» исходила организация работы родителей, законных представителей, которые имеют право на получение практической помощи от педагогов дошкольной образовательной организации в проведении занятий с детьми дома; для получения квалифицированной помощи по проблемам воспитания от педагогов, а так же подготовке и развития ребенка к школе; на обмен опытом взаимодействия педагогов дошкольной организации и родителей в процессе воспитания детей и подготовки их к школе и озвучивание собственного мнения.

Дошкольная образовательная организация имеет право на:

– изучение и распространение положительного опыта взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе;

– внесение корректировки в план работы клуба «Школа для родителей будущего первоклассника» при возникновении проблем, запросов и интересов родителей в процессе подготовки детей к школе.

Дошкольная образовательная организация должна: организовать работу клуба «Школа для родителей будущего первоклассника» в точности по плану, который утвержден заведующим дошкольной образовательной организации и учетом потребностей и интересов родителей; предоставлять практическую и квалифицированную консультативную помощь родителям в процессе подготовки детей к школе.

Главной целью работы стало включение родителей в целостный организационно-педагогический процесс взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе. Под «включением родителей» в деятельность дошкольной организации мы понимали активное участие родителей в работе дошкольной образовательной организации, оно оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие и функционирование.

Основными формами работы клуба «Школа для родителей будущего первоклассника» отмечаются такие, как: практикум, круглый стол, решение педагогических ситуаций, психологические тренинги, обсуждение опыта семейного воспитания, презентации по организации жизни детей в дошкольной образовательной организации, педагогические Советы.

Нами были реализованы новые формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации:

1) Мастер-класс «Организация интерактивных форм работы с семьей»

Цель: содействовать взаимодействию родителей и детей при организации игр, направленных на общение с ребёнком, во время празднования дня рождения.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к празднованию дня рождения ребёнка в домашних условиях, расширить знания о проведения праздника.
  2. Подвести к понимаю празднования дня рождения в семейном кругу.
  3. Вовлечь родителей в игры детей с целью получения удовольствия от самой игры и общения с ребёнком.

2) Интеллектуальный марафон «Приключение снежного колобка».

Цель: создавать условия для развития творческой активности детей и родителей в театрализованной деятельности. Развивать способность, свободно и раскрепощено держатся при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации. Закреплять представление детей о театре. Создать у детей и родителей радостное, веселое настроение.

Задачи:

  1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам.
  2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
  3. Развивать у детей память.
  4. Формировать дружеские взаимоотношения.

3) Мастер-класс для родителей «Готовим детей к школе».

Цель: повысить компетентность родителей в подготовке детей к школе.

Задачи:

  1. Раскрыть перед родителями важность работы по обучению детей грамоте как одному из условий успешного обучения в школе.
  2. Овладение родителями методическими приемами по обучению грамоте.

4) КВН для родителей «Моя семья, какая она?»

Цель: научить родителей новейшим приемам и методам воспитания и обучения, формировать доверительные отношения во взаимодействии: воспитатель — родители, развивать находчивость, рефлексивные способности родителей.

5) Семинар — практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»

Цель: формировать у родителей компетентность в области психолого-педагогической готовности детей к школе.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с содержанием понятия психологической готовности.
  2. Повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных способностей ребенка.
  3. Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
  4. Способствовать оптимизации общения с детьми.

Образовательные мероприятия состоят из таких частей, как: «Приветствие», «Разминка», «Основная часть», «Обратная связь», «Ритуал прощания». Мероприятия с родителями тематически связанны с предыдущими образовательными деятельностями с детьми. Цель «Приветствия» (например, «Здравствуй, солнце золотое!», «Давайте поздороваемся!» и др.) и «Разминки» (например, «Рыбки», «Поплаваем», «Неваляшки» и др.) — настрой на дальнейшую работу и сплочение группы. В «Основной части» педагоги дошкольной организации подталкивали группу к достижению поставленной цели, которая обозначена темой занятия. Участники делились своими впечатлениями и прощались в заключительной части.

Ожидаемыми результатами явилось: отработка новых приемов и способов поведения; взаимодействия с детьми; расширение психологических знаний о том, как развиваются дети в процессе подготовки детей к школе; преодоление родителями особенностей поведения, неадекватных личных установок.

Главной задачей взаимодействия педагогов и родителей в процессе подготовки детей к школе было развитие у родителей рефлексии собственных образовательных и организационно-воспитательных приемов («Солнышко», «Багаж знаний», «Цветы и бабочки» и др.). Для этого были использованы такие методы, как: обсуждение различных точек зрения на вопрос, игровые задания и упражнения, проигрывание семейных ситуаций по ролям, обращение к родительскому опыту, решение проблем родительского воспитания, анализ поведения детей, взаимодействие родителей и детей.

С точки зрения психолого-педагогических исследований мероприятия с родителями положительно обогатили педагогический опыт родителей, так же позволили сформировать представления о готовности детей к школе и ее составляющих.

Организация взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе предполагало просвещение и обучение родителей в вопросах подготовки детей к школе, также активное включение родителей в управление педагогическим процессом. С этой целью на общем родительском собрании было принято решение о создании Совета родителей дошкольной образовательной организации, который стал участвовать в организации и планировании педагогического процесса, связанного с подготовкой дошкольников к школе. Председатель Совета родителей дошкольной образовательной организации стала полноправным членом педагогического Совета, вносила на педагогических Советах вносила свои предложения на рассмотрение педагогического коллектива, имела право голоса.

Основные направления работы Совета родителей дошкольной образовательной организации:

– помощь в создании развивающей среды;

– контроль за деятельностью педагогов в процессе осуществления работы;

– участие в организации педагогического процесса, внесение предложений об его оптимизации и улучшении.

Совет родителей дошкольной образовательной организации во время работы внес на рассмотрение Педагогического Совета следующие предложения:

– включить в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации на основе развивающих игр специальные мероприятия по формированию готовности к школе;

– для интеллектуального развития дошкольников пополнить фонд занимательного материала;

– организовать тренинговые занятия, направленные на развитие психических процессов, обеспечивающих совершенствование психических процессов, необходимых для обучения (коммуникации, мышления, памяти);

– организовать экскурсию в МБОУ СОШ № 48 (начальное звено);

– для развития мелкой моторики ребенка приобрести дидактический материал.

На Педагогических Советах предложения были рассмотрены и обсуждены, так же реализовывались в дальнейшей работе.

Таким образом, нами были апробированы организационно-педагогические условия развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации. Организация работы по взаимодействию родителей и педагогов дошкольной образовательной организации включала различные формы и методы. После проведения работы, необходимо было определить ее эффективность. Непринужденная форма общения, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет пожелания родителей, использование методов их активизации способствовали формированию активной родительской позиции при взаимодействии родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе. Организация взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога дошкольной образовательной организации, его умением стать профессиональным помощником родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, процесс подготовки детей, школа, родитель, будущий первоклассник, подготовка детей, взаимодействие родителей, деловая игра, педагог, ребенок.


Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий

Организация инновационных форм осуществления психолого-педагогического сопровождения молодых родителей

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий

Организация инновационных форм осуществления психолого-педагогического сопровождения молодых родителей

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Задать вопрос