Данная статья посвящена рассмотрению особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Проанализированы подходы к определены понятия уголовная ответственность в целом, рассмотрены отличительные особенности назначения наказания несовершеннолетних.
Ключевые слова: уголовная ответственность несовершеннолетних, воспитательное воздействие, уголовное наказание несовершеннолетних.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее-УК РФ), несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Вопросам особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних посвящена гл. 14 УК РФ, регулирующая такие вопросы, как:
– Уголовная ответственность несовершеннолетних
– Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
– Назначение наказания несовершеннолетнему
– Применение принудительных мер воспитательного воздействия
– Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
– Освобождение от наказания несовершеннолетних
– Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
– Сроки давности
– Сроки погашения судимости
– Применение положений гл. 14 УК РФ к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет [1].
Содержательные стороны уголовной ответственности несовершеннолетних основываются на общем понятии уголовной ответственности. В связи с отсутствием законодательного закрепления определения «уголовная ответственность» учеными неоднократно предпринимались попытки определить, что же понимается под уголовной ответственностью. Существующие в настоящие время в теории уголовного права позиции относительно понимания уголовной ответственности можно разделить на 3 основные группы.
К первой группе относятся мнения ученых, которые отождествляют понятия уголовной ответственности и уголовного наказания. При данном понимании уголовная ответственность сводится к уголовному наказанию, а ключевым моментом в содержании уголовной ответственности являются лишения (отрицательные последствия), которым подвергается преступник.
В соответствии со вторым подходом, уголовная ответственность — это обязанность лица, совершившего преступление, отвечать за содеянное в соответствии с уголовным законодательством.
По мнению ученых третей группы, уголовная ответственность сводится к уголовно-правовому отношению, когда уголовная ответственность представлена взаимными отношениями, складывающимися у государства и преступника [2, с. 67–68].
Тем не менее, уголовная ответственность и уголовное наказание для несовершеннолетних обладают рядом особенностей. Так, проанализировав положения УК РФ, можно сделать вывод, что из тринадцати видов наказания, закрепленных в УК РФ применительно к несовершеннолетним, используются только шесть из них: штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, обязательные и исправительные работы, ограничение свободы и лишение свободы на определённый срок.
Однако даже перечисленные виды наказаний могут иметь ряд особенностей в части применения их к несовершеннолетним. В частности, размер и порядок назначения штрафа, вид и характер обязательных и исправительных работ, срок ограничения свободы (данный вид наказания назначается только лицам, которые достигли возраста 16 лет к моменту вынесения приговора). Также необходимо отметить, что наказание в виде лишения свободы может назначается на срок, не превышающий 10 лет, независимо от тяжести преступления.
Среди особенностей также можно выделить возможность применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия. Как справедливо отмечает М. А. Тюмнева, «суд может освободить от наказания несовершеннолетнего, признанного виновным за совершение преступления небольшой или средней тяжести, применив принудительные меры воспитательного воздействия. Уголовная ответственность в данном случае исчерпывается фактом осуждения, а наказание не назначается. Несовершеннолетних могут передать под надзор родителям или другим лицам, их заменяющим, с целью контроля за их поведением. Если родители не справляются с данной обязанностью, то несовершеннолетние передаются в специализированное учреждение. Ограничение досуга несовершеннолетнего может предусматривать запрет посещения определенных мест, запрет управлять механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезд в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Помимо этого, несовершеннолетнему могут быть также назначены предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред. Но все эти меры воспитательного воздействия не должны причинять вред несовершеннолетнему и не должны унижать его достоинства» [3, с. 78].
А. М. Степкина в своей работе рассматривает такую особенность, как «особенность определения вида исправительного учреждения, где несовершеннолетний будет отбывать наказание в виде лишения свободы. Так, согласно ч. 3 ст. 58 УК РФ, лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания назначается в воспитательных колониях. При принятии решения суд в каждом конкретном случае выясняет и оценивает условия жизни и быта подростка: под чье влияние он попадает, имеются ли подстрекатели, занимаются ли родители воспитанием детей и др.». [4, с. 180].
Еще одной особенностью применения уголовного законодательства к несовершеннолетним является уменьшенный срок давности привлечения к уголовной ответственности.
К сожалению, в настоящее время уровень преступности среди несовершеннолетних растет. В данном случае следует согласиться с Д. С. Аксеновой и С. С. Медведевым в том, что «помимо специальных мер, разработанных государством, где существует широкий круг субъектов по профилактики безнадзорности, органы опеки и попечительства, органы по работе с делами молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних, и т. д., более детально нужно уделить внимание органам внутренних дел, так как у данных субъектов возникает проблема с организацией кадров, их подготовке необходимо уделить внимание, так как их основная работа состоит с подростками, а для этого необходимы знания психологии, физиологии, так же умение применять знания при защите прав и интересов несовершеннолетних. Необходимо выделение в учебных заведениях МВД России специализации, предусматривающей изучение психологических и возрастных особенностей подростков и специфику работы с ними» [5, с. 289].
В заключение хотелось бы отметить, что, по моему мнению, повышение правовой культуры среди подростков, профилактика безнадзорности, повышение уровня доступности психологической помощи среди подростков должны являться одними из приоритетных направлений проводимой политики в области предупреждения преступности несовершеннолетних.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954
- Рогова, Е. В. Теоретико-правовое понимание уголовной ответственности несовершеннолетних / Е. В. Рогова, М. К. Гайдай. — Текст: непосредственный // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2021. — № 2 (97). — С. 65–74.
- Тюмнева, М. А. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних / М. А. Тюмнева. — Текст: непосредственный // Colloquium-journal. — 2021. — № 3 (90). — С. 77–79.
- Степкина, К. М. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних / К. М. Степкина. — Текст: непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 5–4 (56). — С. 179–181.
- Аксенова, Д. С. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних / Д. С. Аксенова, С. С. Медведев. — Текст: непосредственный // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2021. — № 5 (57). — С. 285–290.