В статье рассматривается разграничение прямого и косвенного регулирования предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: государственное регулирование, методы, предпринимательская деятельность, предпринимательское право.
Рассматривая вопрос прямого и косвенного государственного регулирования предпринимательской деятельности, следует первоначально отметить, что в действующем законодательстве термин «государственное регулирование» применяется по-разному. В литературе даже отмечается, что понятие государственного регулирования (применительно к предпринимательской деятельности) одно из наиболее спорных (и центральных) во всем предпринимательском праве [4, с. 69]. Так, при анализе различных нормативных правовых актов становится видно использование и трактовка этого термина в зависимости от конкретной сферы применения (ст. 1 Федерального закона «О государственном регулировании развития авиации»; ст. 3 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; если рассматривать международные правовые акты — п. 3 ч. 2 Раздела 1 Приложения № 19 Договора о Евразийском экономическом союзе (протокол об общих принципах и правилах конкуренции) и др.).
Для наиболее же общего и универсального определения следует обратиться к теоретическим источникам. Так, наиболее подходящей с этой точки зрения выглядит трактовка государственного регулирования как деятельности государства в лице его органов, направленной на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов [1, с. 445]. Говоря же о вопросе разграничения прямого и косвенного государственного регулирования, то Е. П. Губин и П. Г. Лахно высказывают интересную точку зрения о том, что прямое и непосредственное вмешательство органов государства в экономику путём использования административных методов регулирования относится к государственному управлению, а в свою очередь государственное регулирование экономики является более широким понятием и включает в себя использование более широкого спектра средств и инструментов, в том числе и методы косвенного регулирования. При этом, несмотря на позицию авторов о таком разграничении данных понятий, они признают целесообразным использование более распространенного в научной литературе и нормативных правовых актах термина «государственное регулирование». Стоит отметить, что обозначенный подход к соотношению объёма данных понятий поддерживается в литературе и другими авторами [5, с. 241].
Рассматривая непосредственно виды государственного регулирования, в литературе выделяют прямое и косвенное регулирование в зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов [3, с. 423]. Так, прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований, закреплённых в нормативных правовых актах (например, требования ведения бухгалтерского и налогового учета). В свою очередь суть косвенного регулирования заключается в осуществлении государственного воздействия через интересы: соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под угрозой применения санкций, а экономическими методами, стимулами. Так, косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей (например, налоговые льготы).
Помимо этого, как отмечает И. А. Емельянова, к числу прямых (административных) методов относится государственная регистрация хозяйствующих субъектов, лицензирование их деятельности, антимонопольное регулирование бизнеса, государственный контроль (надзор) и др. [2, с. 50]. Использование же косвенных методов предусматривает установление определенных льгот и гарантий для некоторых категорий предпринимателей, которых государство считает нужным поддержать в сложившихся условиях. В числе мер косвенного регулирования отмечаются, помимо ранее упомянутых налоговых льгот, льготное кредитование субъектов малого бизнеса, льготы при получении оборудования в лизинг и др. Автор замечает, что в настоящее время часто упоминается об увеличении количества льгот, предоставляемых предпринимателям, но при этом преобладание прямого регулирования очевидно. Кроме того, И. А. Емельянова отмечает, что несмотря на тенденцию расширения косвенного регулирования, для полноценного развития бизнеса и привлечения иностранных инвесторов недостаточно законодательного установления необходимых льгот — необходимо гарантировать стабильность социально-экономической ситуации в стране и обеспечить прозрачность административных процедур. Так, в любом государстве важнейшим условием эффективного развития бизнеса является поступательный характер изменений, вносимых в налоговую и административную систему государственного регулирования предпринимательской деятельности, а иное (постоянные изменения) существенно снижает эффективность мер, направленных на поддержку бизнеса. Помимо этого, установленный для отдельных категорий хозяйствующих субъектов льготный режим должен быть рассчитан на длительный срок, поскольку именно тогда предприниматель сможет не только успешно начать бизнес, но и обеспечить его устойчивое развитие.
Таким образом, в зависимости от конкретной сферы применения термин «государственное регулирование» применяется по-разному. Существует подход, согласно которому государственное регулирование является более широким понятием чем государственное управление, а в зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов выделяют прямое и косвенное регулирование Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований, в свою очередь косвенное регулирование заключается в осуществлении государственного воздействия путем применения экономических методов, стимулов и льгот.
Литература:
- Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М., 2020.
- Емельянова И. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: соотношение прямых и косвенных методов // Вестник Поволжского института управления. 2019. Том 19 № 3.
- Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. М., 2017.
- Предпринимательское право: Курс лекций / А. Е. Кирпичев, В. А. Кондратьев. М., 2017.
- Предпринимательское право: учебник / под ред. Курбанова Р. А. М, 2019.