Проблема детского травматизма становится всё острее. Основной фактор дорожно-транспортных происшествий — человеческий. Острота проблемы безопасности детей на дороге в современном обществе заставляет искать новые подходы к обучению и воспитанию культуры безопасности поведения уже в дошкольном возрасте.
Поиск инновационных путей развития безопасного поведения воспитанников в дорожной среде привел к идее создания детского мини пресс-центра ЮИД и разработке проекта «Детский мини пресс-центр ЮИД «РЖДешечки» как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ».
Актуальность данного проекта обусловлена четырьмя уровнями:
– социально-педагогическим , который раскрывает социальные потребности общества и государства в качестве воспитания современного дошкольника, обеспечивающего его готовность, в том числе в области дорожной безопасности, когда ребенок пойдет в школу;
– научно-теоретическим — связано с проблемой обеспечения необходимого уровня сформированности культуры безопасного типа поведения у детей на улицах и дорогах;
– практико-методическим — потребностью в разработке совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования культуры безопасного поведения дошкольников (будущих школьников) на дорогах и улицах, что связано с недостаточным решением данной проблемы в педагогической теории и практике;
– личностным — необходимостью формирования безопасного поведения, направленного на обеспечение личной безопасности в общественных местах, к которым относятся улицы и дороги.
Новизна проекта: заключается в формировании у дошкольников безопасного поведения на основе усвоения основ речевого взаимодействия с окружающими и способность воспитать полноценного участника дорожного движения. Пропаганда дорожно-транспортной культуры и выработка правильных навыков и привычек безопасного поведения на улицах и дорогах.
Цель проекта: создание объединения детей подготовительной школе группы с целью воспитания грамотных и законопослушных участников дорожного движения, расширения кругозора, развитие коммуникативных навыков и качеств речи, реализация творческих способностей дошкольников.
Реализация проекта позволяет расширить спектр сотрудничества с социальными партнерами. А для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге выстроить модуль сотрудничества с родителями, ОГИБДД отдела МВД России, средней школой, Кузбасским детским юношеским центром безопасности дорожного движения, Всероссийской газетой «Добрая Дорога Детства» и Мариинским педагогическим колледжем имени императрицы Марии Александровны.
Разработанный модуль сотрудничества позволяет использовать разнообразные технологии, методы, формы и средства воспитанияв образовательном процессе, направленные на активизацию когнитивной и эмоционально-мотивационной функции личности, актуализацию ценностных ориентаций, способствующие безопасному поведению воспитанников.
Реализация модуля сотрудничества осуществляется через традиционные и инновационные формы взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений:
– с детьми : минутки и акции безопасности, игры-интервью, сюжетно-ролевые игры на автоплощадке Автошка, детские телепередачи «По Доброй Дороге Детства», выпуск газеты «Вести мини пресс-центра ЮИД «РЖДешечки»
– с родителями: фото и видео репортажи с традиционных мероприятий игра «Поле Чудес», «Модное дефиле», защита проектов «Безопасный маршрут», участие в акциях;
– с социальными партнерами: участия в традиционных акциях и мероприятиях по безопасности, проведении совместных конференций, выпуск телепередачи «По Доброй Дороге Детства, газеты «Вести мини пресс-центра ЮИД «РЖДешечки».
Примерное календарно- тематическое планирование работы детского мини пресс — центра на 1 полугодие
Название |
Цель |
|
Сентябрь |
1.Экскурсия в редакцию местной газеты «Вперёд» |
Знакомство детей с трудом сотрудников редакции, процессом создания, оформления газеты. |
2.Сюжетно-ролевая игра «Мы — журналисты» |
Ознакомление детей с профессией журналиста. |
|
3.Подготовка и проведение акции «Письмо водителю» |
Привлечение внимания детей и взрослых к проблемам обеспечения безопасности на дорогах. Воспитание культуры,взаимоуважение всех участников дорожного движения. |
|
октябрь |
Игра-интервью с участниками конкурса «Зебра-друг человека» |
Совершенствование коммуникативных способностей, расширение словаря детей. |
Выпуск газеты «Вести мини пресс-центра ЮИД «РЖДешечки» |
Обучение умению собирать и обобщать информацию, совместно составлять статьи, подбирать фотографии. |
|
ноябрь |
Репортаж с игровой программы «Главный знак для пешехода» |
Систематизация знаний детей о правилах дорожного движения. Совершенствование диалогической и монологической речи. |
Выпуск детской телепередачи «По доброй дороге детства» |
Знакомство детей с созданием телепередач, участие в разработке сценариев видеосюжетов. |
|
Детская пресс-конференция «Все вместе за безопасность» |
Совершенствование умения работать в коллективе. |
|
декабрь |
Фоторепортаж с праздника в рамках проекта «Модное дефиле» |
Знакомство детей с аудио-видео средствами, применяемыми в журналистике. |
Акция совместно с родителями «Засветись ради жизни!» |
Привлечение внимание общественности к детской дорожной безопасности и пропаганда применения светоотражающих элементов на одежде и аксессуарах. |
|
Выпуск газеты «Вести мини пресс-центра ЮИД «РЖДешечки» |
Обучение умению собирать и обобщать информацию, совместное написание статьи, подбор фотографий. |
Результаты работы по проекту освещаются во Всероссийской газете «Добрая Дорога Детства», в муниципальной газете «Вперёд», в краевой газете «Красноярский железнодорожник». Детские телепередачи «По Доброй дороге детства» транслируются в модельной библиотеке для детей и юношества, в МБОУ СОШ № 1 и на минутках безопасности в нашем учреждении. Юных журналистов приглашают на областные, муниципальные акции, праздники, семинары, конкурсы.
Этот уникальный проект позволяет нашим малышам усваивать правила безопасности дорожного движения и параллельно приобретать первоначальные навыки профессии журналиста, а педагогам воплощать свои интересные и творческие планы и идеи в жизнь. Продуманная, грамотно выстроенная работа помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма. Профилактика детской безопасности — проблема всего общества. И она должна решаться общими усилиями. Счастливы и здоровы дети — довольны и спокойны родители!
Литература:
- Вершинская О. Н. Информационно-коммуникационные технологии. — М.: Наука, 2007. 3. Вовк Е. В. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе. — М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2004г.
- Козак О. Н. Игры с карандашом и бумагой. — СПб.: Издательство «Союз», 2000.
- Курбанов Г. С. Умные игры для детей и их родителей. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
- Легкое перо. Пособие для начинающих журналистов. — Нижний Новгород: Арабеск, 2000.
- Мыльникова Л. В., Мыльников А. В. Учебная программа «Основы фотожурналистики». — Трёхгорный, 2002.
- Павлова Г. Д. «Журналина» собирает друзей. Информационно-справочный сборник. — Еманжелинск: ОАО «Еманжелинская городская типография», 2007.
- Кашлева Н. В. «Пресс-клуб и школьная газета. Занятия, тренинги, портфолио». — Волгоград, 2009 г.
- Познавательный журнал для девочек и мальчиков «Профессия- журналист», ЗАО «Аргументы и факты»
- Проект «Детская журналистика и диалогическая речь» https://open-lesson.net/354/
- Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста http://открытыйурок.рф/ статьи/511588/.
- ПРОЕКТ «Детская журналистика» http://dou26ugansk.ru/storage/app/media/1-proekt-detskaya-zhurnalistika.pdf.