В статье рассмотрены способы практической реализации и особенности внедрения технологии портфолио в образовательный процесс посредством информационных технологий. Представлены предложения и эффективные методы использования электронного дневника студента в форме диагностической карты, карты результативности, а также персонального портфолио.
Ключевые слова: портфолио, информационные технологии, самостоятельная работа, программный продукт, творческая деятельность.
Потребность в специалистах, способных с помощью технологии сбора, обработки и управления информацией автоматизировать, и усовершенствовать различные процессы растет с каждым днем. По подсчетам ЮНЕСКО в ближайшие пару десятилетий профессиональные учебные заведения выпустят больше людей, чем за всю историю человечества. Это связано с совокупностью факторов: влиянием технологий на профессиональную деятельность, приростом населения [2].
В данном контексте перед профессиональной школой встает вопрос создания условий к самообразованию, самоопределению, раскрытию талантов. В современной конкурентной среде важно выработать умение выделять сильные стороны и минимизировать слабые, эффективным инструментом здесь выступает технология портфолио. Особая актуальность «Портфолио», по мнению Н. Н. Сметанниковой, Е. С. Полат, И. В. Шалыгиной отводится самооценке учебной деятельности обучающегося.
«Портфолио» можно рассматривать и в качестве формы организации учебного процесса в рамках самостоятельной работы, способствующей формированию компетенций студента посредством рефлексии, открывающей свободу действий и форм в рамках, которых реализуется самостоятельная работа.
Как отмечает Макаренко Л. В., технология «Портфолио» отвечает философии компетентностного образования, формат ее реализации позволяет усовершенствовать процессуальную и содержательную стороны самостоятельной работы [3, с. 203–204]. Здесь формируемые компетенции становятся конкретными в глазах студента, и мы видим формулу: «приложил усилия — зафиксировал — получил результат». «Портфолио» смещает акцент с недостатков ЗУН обучающихся, на конкретные достижения.
С уверенностью можно утверждать, что в процессе создания портфолио достигаются первоочередные педагогические цели и данная технология способствует: мотивации к образовательным результатам; реализации технологии самообразования; развитию умения саморефлексии; профессиональному самосовершенствованию [4]. В данном случае преимущества организации данного процесса представлены на рисунке 1:
Рис. 1. Процесс создания портфолио
В связи с неоспоримыми преимуществами технологии, на первый план выходит вопрос сбора данных. Портфолио должно состоять из нескольких разделов, быть легким для восприятия. На наш взгляд обязательными разделами должны быть: «портфель документов», содержащий информацию об уровне образования, курсах и т. д.; «портфель работ», содержащий проекты, исследования, доклады, научные статьи и другие важные работы; а также информация о достижениях, самоанализ, отзывы и рекомендации [5]. Следует отметить, что любой подраздел можно представить также и в виде зачетной книжки, с возможным отображением количества набранных баллов в конкретной предметной области.
Портфолио обладает рядом преимуществ, например, его можно перенести в цифровое поле и повысить эффективность процесса дистанционного взаимодействия. Как отмечают Вильям и Памела Хевис: «Цифровое портфолио эффективно в использовании. Оно легко передается целиком, делится на необходимые части: информация; ключевые идеи по поводу обучения или изучения чего-либо; личные документы и документы, подтверждающие профессиональный рост» [6, с. 110].
Засобиной А. и Куклиной Л. из опыта реализации «Цифрового портфолио» были выделены результаты, к которым привела осознанная самостоятельная работа с «Портфолио» во взаимодействии с преподавателем.
«Портфолио» выступало средством мониторинга образовательного маршрута студента, а его применение в цифровом формате — способствовало развитию информационной грамотности. Портфолио стало фактором профессионального самоопределения студента, ориентируя на современные требования к определенной специальности или профессии [1, с. 81–82].
Исходя из вышеозначенных исследований, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающихся, нами было принято решение разработать программный продукт, который интегрировал бы в себе потенциал «Портфолио» и привычного электронного дневника студента на базе технологичного ИКТ-решения.
Нами было принято решение использовать для разработки приложения язык С#, который наиболее актуален и функционален, разработка программы велась в среде Visual Studio, с использованием платформы базы данных SQL Express. В программе используется объектно-ориентированная технология доступа к данным Entity Framework, а также компонент генерации файла отчета в формате Excel Microsoft.Office.Interop.Excel, используемая версия Net Framework 4.5 Ниже, на рисунке 2, представлена интеллект-карта данного программного продукта:
Рис. 2. Программный продукт
Для работы с портфолио необходимо авторизоваться в приложении, ввести логин и пароль, сверка которых реализуется через таблицы зарегистрированных пользователей системы. Дневник предполагает «вкладки», отображающие текущие задачи, сроки, а так же оценки. В работу могут быть вложены файлы, размером не более 2 мб, которые можно редактировать, удалять, отправлять.
В приложении можно назначать заметки и редактировать их, количество записей, а так же сам текст не ограничены в объеме. Отдельные страницы содержат данные, которые можно отправлять отчетом в виде файла Excel (папка reports) на электронную почту (отправка по протоколу SMTP через mail.ru), функционал представлен на рисунке 3:
Рис. 3. Функционал приложения
Также уделено внимание отображению графиков средних значений по разделу образовательные результаты, вкладка отчет. Графики формируются автоматически при изменении значений таблицы дневника (стандартный контрол chart). Также в приложении предусмотрена возможность отправки пользователем писем с любым вложенным файлом. Что упрощает и ускоряет обратную связь «студент-преподавтель». Функционал представлен на рисунке 4:
Рис. 4. Результаты и отчетность
В приложении отражена личная информаця пользователя, которую можно редактировать, также отображается у администратора, которому доступно изменение роли и назначение идентификационного номера, данный функционал систематизирует более общую информацию и представлен на рисунке 5:
Рис. 5. Личный кабинет
Технология портфолио концентрирует огромный потенциал и особо привлекательна возможность самостоятельного планирования работы, свобода выбора маршрута обучения. На современном этапе в вопросе практической реализации может быть применено программное обеспечение, которое отражает основные особенности организации образовательного процесса в отдельно взятой образовательной организации. Представленное программное приложение может быть использовано для формирования личного портфолио студентами во взаимодействии с преподавателями. Все это способствует познавательному интересу в предметной области и играет не последнюю роль в дальнейшей профориентации. Как показывает статистика, достаточно небольшое число выпускников учебных заведений, строит свою карьеру в соответствии с полученным образованием, возможно портфолио является инструментом, который изменит сложившуюся ситуацию в будущем.
Литература:
- Засобина А., Куклина Л. Цифровое портфолио студента-заочника // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 80–82.
- Робинсон К. Подавляют ли школы творчество? / Робинсон Кен. — Текст: электронный // TED: [сайт]. — URL: https://www.ted.com/talks/sir_ken_robinson_do_schools_kill_creativity/transcript?language=ru (дата обращения: 06.07.2021).
- Макаренко Л. В., Ковтун И. Н. «Портфолио» как форма организации самостоятельной работы студентов-филологов в условиях компетентностного образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. № 4. С. 202–206.
- Макашова В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. 190 с.
- Фролов, В. Н. Портфолио как эффективная педагогическая технология в XXI веке / В. Н. Фролов, Д. А. Валишина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — URL: https://moluch.ru/archive/369/83086/ (дата обращения: 06.07.2021).
- Pawice W. Hawice P. Distance and Distributed Learning Environments: Perspectives and Strstegies. — Glencoe, 2005. P. 110.