В работе рассмотрены особенности развития навыков грамотного письма у дошкольников посредством применения компьютерных технологий. Авторы приходят к выводу, что мероприятия по повышению уровня грамотности в раннем возрасте в среднем дают небольшие положительные результаты по типам программ и показателям результатов и по языкам, различающимся по глубине орфографии. Если вмешательство является частью интегрированной системы обучения на занятиях в ДОУ, то эффект их еще выше. Соответственно, организация взаимодействия с дошкольниками с использованием ИКТ и виртуальных технологий в рамках развития у них навыка ранней грамотности будет наиболее эффективным, если данные занятия будут интегрированы в учебно-воспитательный процесс.
Ключевые слова : грамотное письмо, дошкольники, фонологические знания, родной язык, метаязыковые навыки.
С самого раннего возраста дети учатся грамотности в коммуникативной среде, используя широкий спектр языковых игр и чтения рассказов. В литературе были предложены различные модели для определения знаний и умений, которые участвуют в ранней грамотности. Исследователи предположили, что ранняя грамотность сочетает в себе внешние и внутренние процессы, причем первые связаны с пониманием языка и фоновыми знаниями, а вторые-с процедурными знаниями, связанными с фонологическим знанием и знанием букв. Также было проведено различие между языковыми навыками, метаязыковыми навыками и базовыми навыками грамотности, а сама ранняя грамотность была определена как конструкция частично перекрывающихся компонентов, связанных с языком, фонологическим знанием и печатным знанием, и утверждает, что каждый из них имеет свою собственную траекторию развития [3].
Коммуникацию и язык можно рассматривать как общую основу, на которой строится возникновение грамотности. Фонологическое осознание — или способность воспринимать звуки языка независимо от значения — обычно считается условным условием для обучения чтению. Чтобы усвоить алфавитный принцип, дети должны осознать сегментарную природу речи и усвоить, что слова состоят из фонем, к которым могут быть отнесены буквы. Хотя имплицитная чувствительность к языку начинается уже в раннем возрасте, наблюдается резкий скачок в развитии фонологической осведомленности в дошкольном возрасте и детском саду. Этому часто способствуют игры, которые помогают детям сосредоточиться на фонологических составляющих языка.
Учитывая внутреннюю связь между фонологической осведомленностью и грамотностью, предполагается, что комбинированное обучение буквам и звукам может быть еще более эффективным. Кроме того, утверждалось, что раннее обучение грамоте должно предлагаться детям в значимом контексте. Исследования действительно показали, что интерактивная деятельность во время чтения сказок может помочь детям получить представление о функциях и структуре письменного языка.
В последние два десятилетия наблюдается огромный приток компьютерных программ, способствующих раннему обучению детей грамоте. Обзорные исследования показали, что такие программы перспективны тем, что индивидуальный подход может быть предложен в ответ на потребности отдельного ребенка. Хотя во многих школах обучение, основанное на технологиях, стало мейнстримом, далеко не ясно, при каких условиях программы наиболее эффективны. Также неясно, чувствительны ли эффекты лечения ранней грамотности к языку, с которым они связаны [3].
В более старых исследованиях основное внимание уделялось обучению грамоте на английском языке, который можно считать непрозрачной орфографией, тогда как в более поздних исследованиях основное внимание также уделялось раннему обучению грамоте на более прозрачных языках с помощью технологий.
Когда дети занимаются в среде с грамотными, они имеют возможность узнать, что печать несет смысл, что письменные тексты могут иметь различные формы и функции, и что идеи могут быть выражены обычным письмом. В случае с алфавитными языками дети узнают, что слова состоят из фонем, которые могут быть представлены буквами. Существует общее мнение, что в случае систем алфавитной письменности приобретение грамотности предполагает переоткрытие принципов фонологического перекодирования с фонологическим осознанием в качестве ключевого компонента. Фонологическая осведомленность относится к доступу и пониманию звуковой структуры устного языка. Фонологическая осведомленность требует от детей осознанного осмысления фонологических сегментов произносимых слов и систематического манипулирования ими. Таким образом, фонологическая осведомленность зависит от способности фокусировать внимание на перцептивных репрезентациях речи. Его можно оценить с помощью задач измерения сегментации, смешивания и манипуляции звуками речи.
Исследования показали, что в разных языках дети следуют более или менее одинаковой последовательности развития фонологической осведомленности от доступа к более крупным фонологическим единицам до более мелких звуковых единиц. Действительно, было доказано, что развитие фонологического сознания прогрессирует от уровня слога и начального инея до уровня фонемы [3]. Осознание на уровне фонем, то есть фонематическое осознание, относится к осознанию фонем, звуков речи, которые используются для построения произносимых слов и различения значений. Это довольно трудно для детей из-за того, что фонемы акустически мимолетны и поэтому их трудно обнаружить. Буквы могут облегчить восприятие фонем и считаются существенными для перехода к чтению слов и написанию слов. Поэтому важно рассмотреть эффекты обучения фонологическому сознанию с включением и без включения букв.
Предыдущие исследования показали, что осознание звуков (слогов, наборов, ритмов) в слове связано с развитием грамотности детей. Многочисленные исследования действительно показали связь между мерами фонологического осознания, применяемыми в дошкольном или детском саду, и тестами распознавания слов среди тех же детей в первом или втором классе.
Однако связь может быть также обращена вспять в том, что опыт грамотности облегчает фонологическое осознание. Была также оказана поддержка в том, что отсутствие фонологических навыков может вызвать трудности с приобретением навыков чтения и письма.
Исследователи также уделяли значительное внимание воздействию компьютерных мероприятий по обеспечению ранней грамотности в дошкольных учреждениях. По результатам экспериментальных исследований были сделаны выводы о том, что компьютеры могут оказывать благотворное влияние на развитие у детей дошкольного возраста навыков грамотности. О значительных достижениях в области фонологической осведомленности, буквенного знания и раннего чтения и правописания можно судить по компьютерным мероприятиям по ранней грамотности. Однако следует отметить, что результаты вмешательства остаются позади результатов раннего обучения грамотности на занятиях [1].
Соответственно, использование образовательных технологий может быть более эффективным, когда материалы лучше интегрированы и согласуются с учебным планом и обеспечивают постоянную основу для каждого ребенка. Обучение и переподготовку педагогов ДОУ можно рассматривать как весьма актуальное для того, чтобы помочь им интегрировать компьютерные обучающие устройства в дошкольное образование.
Мероприятия по повышению уровня грамотности в раннем возрасте в среднем дают небольшие положительные результаты по типам программ и показателям результатов и по языкам, различающимся по глубине орфографии. Если вмешательство является частью интегрированной системы обучения на занятиях в ДОУ, то эффект их еще выше [4]. Соответственно, организация взаимодействия с дошкольниками с использованием ИКТ и виртуальных технологий в рамках развития у них навыка ранней грамотности будет наиболее эффективным, если данные занятия будут интегрированы в учебно-воспитательный процесс.
Литература:
- Абрамова И. В. Необходимость введения основ компьютерной грамотности в начальной школе и в дошкольном образовательном учреждении // Международный научный журнал «Символ науки». — № 1–2. -2018. С. 127–131.
- Кузнецова О. В., Меркулова Н. И. Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования и саморазвития преподавателей // Стандарты и мониторинг в образовании, № 3, 2014, с. 17–27.
- Першина Е. Д. Формирование функциональной грамотности дошкольника-Астана, 2011.
- Сябренко А. П., Юленков С. Е., Тынченко В. С. Проблемы и перспективы информатизации современного дошкольного образования в России // Решетневские чтения. — 2017, с. 711–712.
- Ягодина, Л. А. Методические подходы к обучению педагога-психолога использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. А. Ягодина. — М., 2010. -22 с.