В статье говорится о влиянии цифровизации на подрастающее поколение. О феномене нашего времени «цифровом детстве». О том какие риски возникают в век всеобщей цифровизации и технологизации. О роли родителей в воспитании «цифрового ребёнка». Рассматривается понятие «цифровая социализация».
Ключевые слова: гаджет, информационное пространство, развитие личности, способы коммуникации, цифровизация, цифровой аутизм, цифровое детство, цифровая социализация.
Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие. Актуальной научной проблемой является влияние цифровизации на общество и на каждого отдельно взятого человека. С раннего возраста дети используют электронные информационные устройства, которые становятся неотъемлемой частью жизни. Это позволяет нам говорить о феномене под названием — «цифровое детство» [9]. Цифровые устройства изменяют формы взаимодействия с внешним миром, дополняют жизнь ребёнка, создают новую ситуацию развития и становятся полноправным агентом социализации. Внедряясь во все сферы жизни общества, создают как новые возможности, так и новые риски. Дети живут и учатся в цифровой среде.
Современный мир — это мир всеобщей цифровизации, которая выражается в использовании современных цифровых технологий повсеместно для повышения качества жизни. В этом мире формируется личность ребёнка. Дети с самого рождения погружаются в цифровое пространство. Параллельно со всеобщей цифровизацией идёт развитие детей. Дети живут и учатся в цифровой среде, погружены с самого рождения в цифровое пространство. Они не представляют свою жизнь без цифрового поля, так как они никогда не жили без него, в отличие от старшего поколения. Цифровизация оказывает воздействие на когнитивную, коммуникативную, эмоциональную, психофизиологическую, социальную сферы развития человека [3]. За последний год, по данным лаборатории Касперского, — 85 % детей не мыслит своей жизни без цифровых устройств. Занятые домашними делами родители дают часто ребёнку мобильный телефон или планшет. С 4–5 лет приучают к гаджетам своих детей 92 % родителей. Свой аккаунт в соцсетях имеют более 40 % младших школьников. Мозг ребёнка развивается в цифровой среде, а должен развиваться в естественных условиях. К цифровому аутизму и общей разобщённости приводит изменение способов коммуникации. Дети не проникают во внутренний мир другого человека, они перестали контактировать друг с другом. Большое количество услуг теперь предоставляется только онлайн, школьники уже знакомы с дистанционным обучением. Сам человек подвергается трансформации — живое общение становится отягчающим. В отличие от взрослых, которые ещё помнят реальность без «цифры», дети «родились со смартфоном в руках». В чём отличие современных школьников от ровесников, которые учились 20–30 лет назад? Дети стали больше сидеть дома, меньше гулять. Ребёнка надо упрашивать, чтобы он вышел на прогулку. Физическую активность, общение с близкими взрослыми, предметную и продуктивную деятельность всё больше подменяет компьютерный экран. Играть в совместные подвижные игры дети не умеют. Они теряют навык командного взаимодействия, лишившись общения на площадках и во дворах. Как дружить по-настоящему дети не знают. «Друзьями» теперь принято называть виртуальных собеседников, подменяя понятия. Количество друзей — это количество подписчиков, которых в любую минуту можно удалить. Когда у ребят возникает конфликт со сверстниками, они не знают, как поступить, ведь виртуальный мир — это не реальность. Кибермания приобретает характер эпидемии, растёт с пугающей быстротой. Риск главный, который часто недооценивают родители, это — диагноз — цифровая зависимость, который введён в международную классификацию болезней (МКБ-11) [10]. К проявлениям компьютерной зависимости можно отнести: резкое снижение учебной успеваемости, снижение учебной мотивации, падение познавательного интереса, девальвацию ценностей. Виртуальный мир очень часто враждебно настроен к виртуальному герою. Герой противостоит миру зла. Человек переносит законы мира виртуального на реальный мир [5]. Высоким уровнем тревожности называют такое отношение человека к окружающем миру. Человек всё меньше интересуется реальным миром и всё больше проводит времени в виртуальном пространстве.
Что же делать в такой ситуации? Ребёнку необходимо предложить альтернативу, которая не угрожает потерей психического и физического здоровья. Зачастую мало времени родители уделяют детям, интересуясь только внешней стороной жизни ребёнка (еда, одежда, оценки в школе). И не пытаются глубже заглянуть в душу, узнать круг интересов, постараться стать «другом» ребёнку в реальной жизни. Находясь в виртуальных играх человек теряет связь с реальностью. Проблема существует! Как же её решить? Надо избежать главной ошибки — детям не надо запрещать. Если ребёнок уже «подсел» на гаджет — вырвать просто из рук его не получится. Необходимо внимание ребёнка перенаправить на то, что ему будет интересно: спорт, творчество. Ребёнку станет гораздо интереснее побеждать в реальном мире, чем в виртуальном, который исчезает с выключением гаджета. И, однозначно, реальные результаты гораздо более значимы и приятны, чем интернет-иллюзия. Победа на соревнованиях или признание таланта в любой деятельности никогда не сравнится с виртуальной победой. Смартфоны, телефоны, планшеты — это просто средства, которые можно использовать для своего развития. Вредоносное действие гаджетов начинается тогда, когда мы тратим на него всё свободное время. Если ребёнка чем-то увлечь, то вырывать гаджет из рук не потребуется. Крайне важной темой является изучение того, как взаимосвязаны погружённость детей дошкольников в цифровую среду с их личностным развитием. Дошкольный возраст для развития личностной сферы является наиболее сензитивным периодом. В этот период закладываются психологические механизмы личности, основные личностные образования, ребёнок постигает общезначимые ценности и морально-этические нормы. Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, которая претерпевает изменения в современном «цифровом» обществе, что конечно же будет влиять на социально-личностное развитие [7].
Необходимо учитывать риски для здоровья, которые несёт цифровизация. Исследователи доказали, что цифровая зависимость в дошкольном возрасте может повлечь риск формирования других видов зависимости: игровой, алкогольной, наркотической. Недостаточная двигательная активность влечёт за собой отставание в развитии кинестетического механизма в работе мозга, и в последствии может повлечь проблемы в развитии речи и мышления [10]. Именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки и происходить активное освоение социального пространства. А у детей современных слабо формируется «социальный мозг» они перестали общаться в реальной жизни, лишились общения на площадках и во дворах. Существуют проблемы с контролем и волевой регуляцией. В связи с тем, что дети используют только непроизвольное внимание, находясь во власти игры [10]. Механизмы целеполагания и контроля не задействованы. Данный механизм в работе мозга очень важен для постановки цели, самоконтроля. Также мы должны понимать, что она является мощным инструментом развития. Мы сегодня рассматриваем «цифрового ребенка», который существует отдельно от нас. Мы пытаемся его изучить в отрыве от ситуации, в которой он воспитывается.
Родителям нужно отложить гаджеты и начать общаться с детьми проявляя эмоции и даря им тепло. Необходимо организовать жизнь так, чтобы у ребёнка были реальные друзья, увлечения, впечатления. Чтобы он мог играть в «дворовые игры», научился разрешать конфликты со сверстниками, стал добрым, справедливым и чутким товарищем.
С помощью родителей у детей должно сформироваться понимание того, что такое современные цифровые технологии, для чего они нужны. В связи с этим, на плечи родителей и педагогов дошкольного образования должно ложиться воспитание правильного отношения к техническим устройствам [8].
Сегодня, повышая качество дошкольного образования, обеспечивая успешную подготовку к школе, в образовательном процессе используется огромный спектр педагогических технологий. В ФГОС указано, что педагоги должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. По мнению практикующих педагогов — дошкольников, включение цифровых технологий может лечь в основу успешной подготовки к школе.
Подводя итог, хочется сказать, что цифровые технологии — это не зло, просто нужно относиться осознанно к их использованию, чтобы исключить всевозможные риски, грамотно использовать все достижения науки и техники, чтобы они приносили пользу.
Литература:
- Денисенкова Н. С., Красило Т. А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование.2019 № 6 (96) с.50–57.
- Карабанова О. А., Молчанов С. В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2018, № 3 (31), c.37- 46.
- Киселёв С. Ю. Дошкольный возраст — критический период развития не только психических процессов, но и личности ребёнка в целом // Современное дошкольное образование. — № 2 (104).-с.4 -11.
- Коротаева В. А. Анализ содержания контекста исследований использования гаджетов с технологией тачскрин детьми дошкольного возраста / Е. А. Коротаева // Педагогическое образование в России, — 2020.-№ 5,-с.49–54.
- Курочкина В. Ю. Влияние медиапродукции, содержащей сцены насилия, на формирование девиантного поведения подростков // Экопсихологические исследования: экология детства и психология устойчивого развития.
- Плешаков В. А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — 2014.- № 3 (29) — с.-1–18.
- Смирнова Е. О., Матушкина Н. Ю., Смирнова С. Ю. Виртуальная реальность в раннем дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23 № 3 с.42–53.
- Смирнова Е. О., Смирнова С. Ю., Шеина Е. Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий // Современная зарубежная психология. 2019 Том 8 № 4 с.79–87.
- Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. — Смысл, 2017.-375c.
- Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно — исторической парадигме: изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. — 2018.- т.9-№ 3 — с. 71–80.
- Спирина А. В. Особенности влияния просмотра видео и телепередач с элементами насилия на психологическое развитие детей дошкольного возраста // Здоровье и образование в 21 веке. 2017. Том 19 № 6 с.164 -167.
- Фельдштейн Д. И. Современное детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. — № 2 (19), апрель-июнь 2009.-c.28–32.