В статье выявляется значимость социально ответственного инвестирования бизнеса в современных условиях.
Ключевые слова: социально ответственное инвестирование, экономического развития в современных условиях, бизнес, общество.
Современная экономическая ситуация в стране складывается под влиянием внешних санкций и пандемии коронавируса. Государство прилагает усилия по поддержанию экономики и сохранению уровня жизни населения. Указом Президента Российской Федерации были определены направления развития [2]:
а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
б) возможности для самореализации и развития талантов;
в) комфортная и безопасная среда для жизни;
г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
д) цифровая трансформация.
Для достижения поставленных целей нужно привлекать дополнительные финансовые ресурсы и инвестировать в экономику, что во многом зависит от прямого участия бизнеса. Инвестирование осуществляется «…в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [1]. Общество ожидает от бизнеса в большей степени социального эффекта, который может быть оценен по количеству вновь созданных рабочих мест, мероприятиям по защите окружающей среды, оказанию помощи не только собственным работникам, но и другим нуждающимся гражданам.
Такие инвестиции рассматриваются в соответствии с концепцией социальной ответственности бизнеса. В Финансово-инвестиционном толковом словаре дается следующее определение социальной ответственности бизнеса — это «принцип, который должен лежать в основе бизнеса для обеспечения благополучия общества, а не только для максимизации прибылей. В большей части годовых отчетов корпораций обычно указывается, что сделано компанией для продолжения образования, помощи национальным меньшинствам, сколько средств передано сфере искусства и ведомствам социальной помощи, а также направлено на улучшение социальных условий в целом. Концепция социальной ответственности используется инвесторами при выборе компаний, наиболее подходящих их сотрудникам, не загрязняющих окружающую среду и не производящих оружия, а изготовляющих нужную людям продукцию».
Национальный стандарт ИСО 26000–2012 трактует социальную ответственность как: «Ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
– содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
– учитывает ожидания заинтересованных сторон;
– соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
– интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях».
Концепция социальной ответственности появилась и развивается с 70-х годов прошлого века. Статистика западных стран свидетельствует, что введение социальной отчетности ведущими мировыми корпорациями и регулярная отчетность западных компаний о расходах на социальные проекты не только существенно улучшили их имидж в глазах клиентов, что в конечном итоге влияет на стоимость компании и привлекает к ним внимание инвесторов.
Увеличение числа потенциальных инвесторов и в конечном итоге доступность привлекаемого капитала и есть экономическая выгода для компаний при реализации социальных проектов.
Современные требования к «открытости» отчетности содержат три блока:
– экологический (исследование возможных взаимосвязей между состоянием окружающей среды и деятельностью организации, ее продукцией и услугами)
– экономический (включающий в себя, кроме финансовых показателей основной бухгалтерской отчетности, данные о заработной плате, производительности труда, создании рабочих мест, расходах на новые технологии и научные исследования, а также о затратах на обучение)
– социальный (сведения о безопасности производства, условиях труда, здоровье персонала, текучести кадров, соблюдении трудового права, прав человека).
Все эти блоки служат характеристиками экологической, социальной и экономической эффективности компании.
Можно выделить четыре общие модели социального поведения отечественного бизнеса [3]:
Первая модель — это градообразующее предприятие, с деятельностью которого связан уровень жизни населения и доступность социальных услуг в данной местности.
Вторая модель — добровольно-принудительная благотворительность, когда компании вынуждены принимать участие в социальных проектах в соответствии с полученными рекомендациями от органов власти.
Третья модель — это торг. Крупный бизнес получает преференции в обмен на решения социальных задач.
Четвертая модель — модель социального партнерства, которая является наиболее предпочтительной, представляет собой взаимодействие компании и государства в решении социальных вопросов.
Социальная ответственность для бизнеса это возможность привлекать инвестиции на международном финансовом рынке, для таких компаний привлеченный капитал становится дешевле, что приводит к повышению инвестиционной привлекательности и влияет на рыночную стоимость.
Российский фондовый рынок постепенно формирует сегмент ESG.
ESG = Экология (Environmental) + Социальное развитие (Social) + Корпоративное управление (Governance).
Анализ ESG — факторов позволяет выбирать финансовые инструменты компаний, работающих в соответствии с концепцией социальной ответственности, Московская биржа публикует индексы РСПП «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». Они показывают динамику российских компаний в сфере корпоративной социальной ответственности. Индексы построены на основе данных об обращении с отходами, производительностью труда, социальными инвестициями и т. д.
Динамику изменения отношения бизнеса к социальной ответственности можно оценить по данным рейтингового агентство AK&M, которое публикует рейтинг социальной эффективности крупнейших российских компаний. Выделим пять лидеров рейтинга за три последних года [4].
Лидеры рейтинга 2020: МТС (АФК Система), ФСК ЕЭС (Россети), МРСК Центра (Россети), Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд. («Сахалин Энерджи»), Россети.
Лидеры рейтинга 2019: МТС, «Ростелеком», «Россети», Группа Татнефть, «Сахалин Энерджи».
Лидеры рейтинга 2018: Группа МТС, «Российские сети», «Ростелеком», «Сахалин энерджи», ПАО «Сургутнефтегаз».
Можно сделать вывод, что и общество, и компании осознают важность социальной деятельности как элемента экономического развития.
Литература:
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N39-ФЗ (последняя редакция) // Сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/(дата обращения: 10.08.2021)
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»// Российская газета — Федеральный выпуск № 159(8213) от 22 июля 2020 г.
- Веревкин, Л. П. (2010) Социальная ответственность бизнеса [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 1 (95). Январь — февраль. URL: http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/95_1/2010_1(95)_3_Verevkin.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
- Рейтинг отчетности в области устойчивого развития 2020// Сайт АО Сайт «Рейтинговое агентство AK&M» [Электронный ресурс] — URL: https://www.akm.ru/upload/akmrating/Sustainable_Development_Reporting (дата обращения: 10.08.2021)