Социально ответственное инвестирование бизнеса как фактор экономического развития в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 19.08.2021

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Леонова, И. В. Социально ответственное инвестирование бизнеса как фактор экономического развития в современных условиях / И. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83711/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье выявляется значимость социально ответственного инвестирования бизнеса в современных условиях.

Ключевые слова: социально ответственное инвестирование, экономического развития в современных условиях, бизнес, общество.

Современная экономическая ситуация в стране складывается под влиянием внешних санкций и пандемии коронавируса. Государство прилагает усилия по поддержанию экономики и сохранению уровня жизни населения. Указом Президента Российской Федерации были определены направления развития [2]:

а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б) возможности для самореализации и развития талантов;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

д) цифровая трансформация.

Для достижения поставленных целей нужно привлекать дополнительные финансовые ресурсы и инвестировать в экономику, что во многом зависит от прямого участия бизнеса. Инвестирование осуществляется «…в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [1]. Общество ожидает от бизнеса в большей степени социального эффекта, который может быть оценен по количеству вновь созданных рабочих мест, мероприятиям по защите окружающей среды, оказанию помощи не только собственным работникам, но и другим нуждающимся гражданам.

Такие инвестиции рассматриваются в соответствии с концепцией социальной ответственности бизнеса. В Финансово-инвестиционном толковом словаре дается следующее определение социальной ответственности бизнеса — это «принцип, который должен лежать в основе бизнеса для обеспечения благополучия общества, а не только для максимизации прибылей. В большей части годовых отчетов корпораций обычно указывается, что сделано компанией для продолжения образования, помощи национальным меньшинствам, сколько средств передано сфере искусства и ведомствам социальной помощи, а также направлено на улучшение социальных условий в целом. Концепция социальной ответственности используется инвесторами при выборе компаний, наиболее подходящих их сотрудникам, не загрязняющих окружающую среду и не производящих оружия, а изготовляющих нужную людям продукцию».

Национальный стандарт ИСО 26000–2012 трактует социальную ответственность как: «Ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

– содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;

– учитывает ожидания заинтересованных сторон;

– соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;

– интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях».

Концепция социальной ответственности появилась и развивается с 70-х годов прошлого века. Статистика западных стран свидетельствует, что введение социальной отчетности ведущими мировыми корпорациями и регулярная отчетность западных компаний о расходах на социальные проекты не только существенно улучшили их имидж в глазах клиентов, что в конечном итоге влияет на стоимость компании и привлекает к ним внимание инвесторов.

Увеличение числа потенциальных инвесторов и в конечном итоге доступность привлекаемого капитала и есть экономическая выгода для компаний при реализации социальных проектов.

Современные требования к «открытости» отчетности содержат три блока:

– экологический (исследование возможных взаимосвязей между состоянием окружающей среды и деятельностью организации, ее продукцией и услугами)

– экономический (включающий в себя, кроме финансовых показателей основной бухгалтерской отчетности, данные о заработной плате, производительности труда, создании рабочих мест, расходах на новые технологии и научные исследования, а также о затратах на обучение)

– социальный (сведения о безопасности производства, условиях труда, здоровье персонала, текучести кадров, соблюдении трудового права, прав человека).

Все эти блоки служат характеристиками экологической, социальной и экономической эффективности компании.

Можно выделить четыре общие модели социального поведения отечественного бизнеса [3]:

Первая модель — это градообразующее предприятие, с деятельностью которого связан уровень жизни населения и доступность социальных услуг в данной местности.

Вторая модель — добровольно-принудительная благотворительность, когда компании вынуждены принимать участие в социальных проектах в соответствии с полученными рекомендациями от органов власти.

Третья модель — это торг. Крупный бизнес получает преференции в обмен на решения социальных задач.

Четвертая модель — модель социального партнерства, которая является наиболее предпочтительной, представляет собой взаимодействие компании и государства в решении социальных вопросов.

Социальная ответственность для бизнеса это возможность привлекать инвестиции на международном финансовом рынке, для таких компаний привлеченный капитал становится дешевле, что приводит к повышению инвестиционной привлекательности и влияет на рыночную стоимость.

Российский фондовый рынок постепенно формирует сегмент ESG.

ESG = Экология (Environmental) + Социальное развитие (Social) + Корпоративное управление (Governance).

Анализ ESG — факторов позволяет выбирать финансовые инструменты компаний, работающих в соответствии с концепцией социальной ответственности, Московская биржа публикует индексы РСПП «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». Они показывают динамику российских компаний в сфере корпоративной социальной ответственности. Индексы построены на основе данных об обращении с отходами, производительностью труда, социальными инвестициями и т. д.

Динамику изменения отношения бизнеса к социальной ответственности можно оценить по данным рейтингового агентство AK&M, которое публикует рейтинг социальной эффективности крупнейших российских компаний. Выделим пять лидеров рейтинга за три последних года [4].

Лидеры рейтинга 2020: МТС (АФК Система), ФСК ЕЭС (Россети), МРСК Центра (Россети), Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд. («Сахалин Энерджи»), Россети.

Лидеры рейтинга 2019: МТС, «Ростелеком», «Россети», Группа Татнефть, «Сахалин Энерджи».

Лидеры рейтинга 2018: Группа МТС, «Российские сети», «Ростелеком», «Сахалин энерджи», ПАО «Сургутнефтегаз».

Можно сделать вывод, что и общество, и компании осознают важность социальной деятельности как элемента экономического развития.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N39-ФЗ (последняя редакция) // Сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/(дата обращения: 10.08.2021)
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»// Российская газета — Федеральный выпуск № 159(8213) от 22 июля 2020 г.
  3. Веревкин, Л. П. (2010) Социальная ответственность бизнеса [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 1 (95). Январь — февраль. URL: http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/95_1/2010_1(95)_3_Verevkin.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
  4. Рейтинг отчетности в области устойчивого развития 2020// Сайт АО Сайт «Рейтинговое агентство AK&M» [Электронный ресурс] — URL: https://www.akm.ru/upload/akmrating/Sustainable_Development_Reporting (дата обращения: 10.08.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): ESG, социальная ответственность, лидер рейтинга, окружающая среда, компания, конечный итог, производительность труда, социальная ответственность бизнеса, устойчивое развитие, экономическое развитие.


Ключевые слова

общество, бизнес, социально ответственное инвестирование, экономического развития в современных условиях

Похожие статьи

Социальный маркетинг как инструмент повышения качества жизни населения

В статье исследован феномен «социального маркетинга», история его развития и возможность его использования для управления социальными изменениями в обществе, а также как инструмента повышения качества жизни населения.

Инвестиции в человеческий капитал как фактор экономического развития предприятия

В статье подчеркнута значимость инвестирования в человеческий капитал предприятия в контексте повышения эффективности функционирования бизнес-структуры; выделены проблемные факторы, ограничивающие реализацию инвестиционных проектов в данной сфере в р...

Инвестиционный проект как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия

В статье автор раскрывает особенности инвестиционного проекта как современного инструмента повышения эффективности деятельности предприятия.

Инвестиционная политика в аграрном секторе

Эффективная инвестиционная политика позволяет государству влиять на рост хозяйственной активности, способствует созданию благоприятной конъюнктуры на рынке, активизирует развитие приоритетных отраслей экономики. В статье рассматривается роль государс...

Повышение инвестиционной привлекательности как фактор конкурентоспособности предприятия

Данная научная статья посвящена роли инвестиционной привлекательности в развитии предприятия, как основного фактора конкурентной способности на рынке труда. Роль инвестиционной привлекательности в управлении предприятия отыгрывает немаловажную роль п...

Институционализация корпоративной социальной ответственности в России

В статье проанализировано формирование института корпоративной социальной ответственности в России. Сделан вывод о целесообразности корпоративных социальных инициатив, направленных на обеспечение конкурентоспособности современного бизнеса.

Социальное предпринимательство в России: вызовы и пути развития

Повышение качества и условий жизни населения неразрывно связано с развитием экономической сферы жизнедеятельности общества. В условиях рыночной экономики становление предпринимательства в качестве участника формирования и распределения социальных бла...

Социально ориентированное направление бизнеса в рамках стратегического планирования малого и среднего бизнеса в современных условиях развития экономики

В данной статье автор рассматривает одну из стратегий выхода из экономического кризиса — последствия пандемии COVID-2019 — и создания благоприятного имиджа организации малого бизнеса, на примере автошколы ООО «Светофор».

Предпринимательские риски и пути их снижения

В статье рассмотрено значение рынка страхования предпринимательских рисков и пути их снижения. Обозначена роль страхового рынка на современном этапе как для государства, так и для финансовых институтов.

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Похожие статьи

Социальный маркетинг как инструмент повышения качества жизни населения

В статье исследован феномен «социального маркетинга», история его развития и возможность его использования для управления социальными изменениями в обществе, а также как инструмента повышения качества жизни населения.

Инвестиции в человеческий капитал как фактор экономического развития предприятия

В статье подчеркнута значимость инвестирования в человеческий капитал предприятия в контексте повышения эффективности функционирования бизнес-структуры; выделены проблемные факторы, ограничивающие реализацию инвестиционных проектов в данной сфере в р...

Инвестиционный проект как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия

В статье автор раскрывает особенности инвестиционного проекта как современного инструмента повышения эффективности деятельности предприятия.

Инвестиционная политика в аграрном секторе

Эффективная инвестиционная политика позволяет государству влиять на рост хозяйственной активности, способствует созданию благоприятной конъюнктуры на рынке, активизирует развитие приоритетных отраслей экономики. В статье рассматривается роль государс...

Повышение инвестиционной привлекательности как фактор конкурентоспособности предприятия

Данная научная статья посвящена роли инвестиционной привлекательности в развитии предприятия, как основного фактора конкурентной способности на рынке труда. Роль инвестиционной привлекательности в управлении предприятия отыгрывает немаловажную роль п...

Институционализация корпоративной социальной ответственности в России

В статье проанализировано формирование института корпоративной социальной ответственности в России. Сделан вывод о целесообразности корпоративных социальных инициатив, направленных на обеспечение конкурентоспособности современного бизнеса.

Социальное предпринимательство в России: вызовы и пути развития

Повышение качества и условий жизни населения неразрывно связано с развитием экономической сферы жизнедеятельности общества. В условиях рыночной экономики становление предпринимательства в качестве участника формирования и распределения социальных бла...

Социально ориентированное направление бизнеса в рамках стратегического планирования малого и среднего бизнеса в современных условиях развития экономики

В данной статье автор рассматривает одну из стратегий выхода из экономического кризиса — последствия пандемии COVID-2019 — и создания благоприятного имиджа организации малого бизнеса, на примере автошколы ООО «Светофор».

Предпринимательские риски и пути их снижения

В статье рассмотрено значение рынка страхования предпринимательских рисков и пути их снижения. Обозначена роль страхового рынка на современном этапе как для государства, так и для финансовых институтов.

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Задать вопрос