В данной статье проанализированы факторы, которые приводят к поломкам магистральных трубопроводов и рассмотрены методы, позволяющие повысить безопасность трубопроводного транспорта на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: нефтепровод, дефекты, коррозия, срок использования, безопасность трубопроводных систем.
Магистральная трубопроводная система России — это стратегический вид транспорта с наибольшим объёмом грузооборота. Действующая крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжает углеводородами промышленность России, а также Западную Европу, Турцию, Юго-Восточную Азию. Доля трубопроводного транспорта в грузообороте всей транспортной системы России занимает лидирующее положение и составляет более 48 %.
При этом строительство трубопроводной системы остается перспективным направлением и продолжает активно развиваться.
Главная задача при строительстве и использовании уже имеющихся магистральных трубопроводов — это обеспечение и повышение безопасности как самих объектов, так и природы, которая находится в непосредственной близости и взаимодействует с ними. Возрастающая потребность в эксплуатации трубопроводных магистралей повышает актуальность в обеспечении безопасности данных объектов.
По состоянию на конец 2017 года протяжённость магистральных трубопроводов (по данным Росстата) составила 250 тыс. км, в том числе газопроводов 175 тыс. км, нефтепроводов 55 тыс. км и нефтепродуктопроводов 20 тыс. км.
Перевозка груза трубопроводным транспортом позволяет не ограничивать объём перекачки продукта, а качество и количество груза остаётся в полной сохранности благодаря герметизации труб и станций. Кроме того, данный вид транспорта практически не зависит от климатических условий, обладает высоким уровнем автоматизации операций и имеет достаточно низкую себестоимость.
Но у этого вида транспортировки нефтепродуктов в нашей стране есть существенный недостаток — высокий процент аварийности с загрязнением окружающей среды.
По данным Министерства энергетики, в 2019 году на предприятиях топливно-энергетического комплекса произошло более 17 тысяч аварий с разливами нефти. Из них 10,5 тысячи случаев на нефтепроводах. Это привело к тому, что, как минимум 55 тысяч гектаров земель в стране загрязнено нефтепродуктами. Последствия таких загрязнений будут долго сказываться не только на животных и растениях, они так же сильно будут влиять на здоровье людей.
По данным Минэнерго, большая 90 % аварий, связанных с разливами нефти от порывов нефтепроводов, происходит из-за коррозии труб, которые эксплуатируют более 30 лет.
Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения безопасности магистральных трубопроводов необходимо устранить основную причину, приводящую к авариям — заменить трубопроводы с истекшим сроком службы.
На данный момент, чтобы повысить безопасность магистральных трубопроводов, нефтяные компании на протяжении нескольких лет ведут различные программы по предупреждению аварий, которые включают в себя замену труб, увеличение объемов внутритрубной диагностики, испытания новых технологий по защите труб от коррозий, позволяющих продлевать срок их службы.
«Роснефть» с 2015 года реализует программу повышения надежности трубопроводов. В 2019 году «Роснефть» заменила 1,4 тыс. км действующих трубопроводов. По данным компании, за четыре года действия программы, с 2015 года по 2019 год, количество отказов на трубопроводных трассах снизилось на 32 % по сравнению с 2013 годом.
В «ЛУКОЙЛе» на 12 % сократилась частота отказов нефтепроводов в 2019 году, если сравнивать с 2018 годом. Это произошло за счет замены выявленных отбракованных участков и увеличения доли труб с более продолжительным сроком эксплуатации.
Доля замены трубопроводов в 2019 году составила 2,4 %. Более 60 % труб поставлялось на объекты в антикоррозионном исполнении.
«Газпром нефть» с 2014 года реализует программу по обеспечению надежности трубопроводов и проект «Чистая территория», в рамках которого проводит рекультивацию нарушенных земель. По результатам выполнения программы в 2019 году компания реконструировала 110 км трубопроводов, на 6,3 тыс. км был проведен мониторинг коррозии, еще 3,9 тыс. км труб было продиагностировано, а на 4,2 тыс. км — проведена ингибиторная защита.
В «Транснефти» отмечают, что уделяется большое внимание состоянию магистральных нефтепроводов. В компании разработана программа развития, техперевооружения и реконструкции объектов магистральных трубопроводов.
Ежегодно компания направляет средства на реконструкцию и модернизацию системы. В 2019 году «Транснефть» потратила на эти цели 244,5 млрд руб., в 2020 году — 236,8 млрд рублей.
Но все же такие меры недостаточны и не позволяют уменьшить общее число аварий. По данным на 2018 году в России на каждый добытый миллион тонн нефти случалось 20 аварий. В сравнении, у американской компании «ExxonMobil» — 3, у британо-нидерландской «Royal Dutch Shell» — 2 аварии.
То есть, если учитывать масштабы производства, аварии на российских предприятиях случаются гораздо чаще, чем на иностранных. Может быть, стоит следовать западному примеру и ужесточить меры ответственности за нанесенный ущерб при авариях. В западных странах штрафы для нефтяных компаний значительно больше. Если случается разлив, предприятия платят и за его ликвидацию, и за восстановление окружающей среды, а еще выплачивают компенсацию ущерба людям и бизнесу, которых затронуло загрязнение. Такой метод, возможно, повысит ответственность нефтегазовых компаний за аварии и ускорит темпы замены устаревших магистралей.
Литература:
- https://compromat.group/main/investigations/35283-neftyanye-avarii-sluchayutsya-kazhdye-polchasa-issledovanie-realnyh-masshtabov-zagryazneniy-prirody.html
- https://dprom.online/oilngas/sostoyanie-truboprovodov-v-rossii-staroe-protiv-novogo/
- https://www.kommersant.ru/doc/4549519