В данной статье рассмотрены различные электронных правовые системы, которые помогут оптимизировать систему правосудия. Одной из таких систем является электронная система «Правосудие». Также, в данной работе делается вывод о положительных свойствах таких систем и их позитивном влиянии на систему российского правосудия РФ.
This paper talks about various electronic legal systems that will help to optimize the justice system. One such system is the electronic system «Justice». Also, in this paper, a conclusion is made about the positive properties of such systems and their positive impact on the Russian justice system of the Russian Federation.
В XXI веке происходит активное развитие современных технологий и повсеместное их внедрение в различные сферы общества. Судебная система не является исключением, поскольку использование инноваций в данной сфере приведёт к значительному упрощению жизни не только судей, но и других участников судопроизводства, а также позволит оптимизировать всю систему в целом. Сделать её более систематизированной и упорядоченной, а принимаемые решения стали бы более единообразными и законными.
Например, в данный момент существует такая проблема, как принятие диаметрально противоположных друг другу решений по идентичным судебным спорам. Это в первую очередь обусловлено тем, что большое значение придаётся личному усмотрению судей, которые, к сожалению, не всегда обладают достаточной квалификацией и знаниями, а также они могут видеть ситуацию через призму субъективизма. Также существует такая проблема, как высокая загруженность судей, ввиду чего они иногда не в состоянии в полной мере вникнуть в суть дела и проверить, не рассматривалось ли это дело в другом суде. В гражданско-процессуальном праве запрещается рассмотрение тождественных исков, к сожалению, не всегда можно соблюсти это правило по указанной выше причине. Некоторые участники судебного процесса бывают недовольны принятым решением и подают иск в другой суд. В настоящее время существуют системы учёта материалов гражданского судопроизводства, но они недостаточно упорядочены и систематизированы. Например, для того, чтобы получить сведения о рассмотренных делах в городе Саратове, необходимо ознакомиться как минимум с пятью сайтами, что значительно сказывается на эффективности такого труда, также зачастую не так просто с первого раза найти материалы нужного дела. Создание единой базы материалов судебных дел, значительно упростило бы задачу судей и устранило бы возникновение вышеуказанных нарушений, возникающих в гражданском процессе на практике. Это позволило бы в некоторой степени снизить нагрузку судей, так как им не пришлось бы повторно рассматривать дела, которые уже были рассмотрены другими судьями. Также создание единой базы положительно повлияет на защиту прав тех граждан, в чью пользу было вынесено решение при изначальном рассмотрении дела, поскольку оно уже не будет рассматриваться повторно при отсутствии установленных на то законом оснований, например, таких как наличие вновь открывшихся оснований или приостановление судебного разбирательства.
По словам бывшего председателя Федерального Арбитражного суда Е. З. Васютина, современные информационные технологии в системе арбитражных судов стали активно внедряться в 2009 году; в июле того же года Федеральный арбитражный суд Поволжского округа начал размещать в сети Интернет первые судебные акты. И это можно назвать революцией! Те, кто профессионально связан с арбитражной системой, помнят, как тяжело было получить копии судебных актов, что вызывало бесконечные жалобы сторон. В настоящее время тексты судебных актов в сети Интернет нами воспринимаются как данность. И если еще недавно в суде пачками размножали документы на ксероксе, то сегодня благодаря использованию технических средств необходимость в этой трудоемкой и затратной работе отпала. Электронное правосудие подразумевает использование в арбитражном судопроизводстве современных информационных технологий, которые позволяют, например, подавать исковые заявления, приложения к ним, представлять отзывы на иски в электронном виде, получать доступ к судебным актам, рассылать участникам процесса уведомления через интернет или посредством SMS-сообщений, рассматривать дела в онлайн-режиме и др. [3]
Все это — новый уровень развития правосудия. Но говорить об электронном правосудии можно только тогда, когда оно закреплено на законодательном уровне. Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» в закон внесены изменения, которые в основном касаются внедрения вышеперечисленных возможностей. [2]
Также немаловажным является вопрос соблюдения заявителем технических требований.
По задумке авторов ГАС «Правосудие» должна способствовать решению следующих задач [1]:
– поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества судебных документов;
– сокращение сроков рассмотрения дел и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;
– повышение эффективности судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики;
– повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;
– повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел;
– обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации;
– обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;
– обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории;
– повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
– повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;
– обеспечение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее предоставления;
– создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
– обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности;
– повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России;
– создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие»;
– обеспечение вхождения в информационное пространство системы органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями — Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.
В настоящее время проводятся работы по созданию единой базы, наиболее интересным вариантом является проект, разработкой которого занимаются создатели государственной автоматизированной системы «Выборы». Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» —это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Эта система позволит обеспечивать информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и ограничениями на распространение информации. Данная система является весьма сложной, поэтому поделена на множество уровней, её деятельность обеспечивают 27 подсистем, среди которых можно выделить такие как:
– « Судебное делопроизводство и статистика» — эта подсистема обеспечивает автоматизированное судебное делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных дел, баз данных по судимости граждан, сбор, контроль, обработку, хранение и анализ, а также представление данных судебной статистики.
– « Банк судебных решений (судебной практики)» — позволяет автоматизировано собирать и анализировать судебные решения, систематизировать сведения о судебных прецедентах, производить аналитическую обработку и тиражирование обобщенных данных судебной практики и оперативно обмениваться этими данными между судами разных инстанций.
– «Право» — является подсистемой, обеспечивающей доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде. Способствует поддержанию правовых баз в актуальном состоянии, информированию судей, судейских коллегий и органов Судебного департамента о правовых нормах и обобщенной судебной практике.
– Особенное место в данной системе занимает подсистема «Судейское сообщество» , которая обеспечивает учет, систематизацию и автоматизированную обработку информации для органов судейского сообщества. Решение о создании этой подсистемы было принято в связи с большой значимостью деятельности органов судейского сообщества для судебной системы РФ. «Судейское сообщество» сочетает в себе информационные ресурсы всех субъектов РФ и даёт возможность органам судейского сообщества публиковать электронные документы и сведения о своей деятельности. Все эти сведения располагаться в одном месте, связаны между собой, использовать единую поисковую систему и, как следствие, представляют собой наиболее удобный информационный ресурс.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что создание и развитие единой электронной базы судов, которая будет включать в себя судебные решения, сведения о вакансиях, методические рекомендации для начинающих судей, связанные с обобщенной судебной практикой и многие другие разделы, позволит упростить и оптимизировать работу судей, а также достичь того, что решения станут более законными и обоснованными, поскольку у судей будет материал судебной практики, на который они смогут опираться. Также вынесенные ими решения будут видны всем желающим, что ещё больше повысит прозрачность судебного процесса и увеличит доверие к судебной системе в целом. Увеличение открытости судебного процесса приведёт к тому, что недобросовестные судьи будут опасаться дополнительного контроля и порицания со стороны своих коллег и общества, мы считаем, что этот факт способствует вынесению ими более справедливых и законных решений.
Литература:
- ГАС «Правосудие»: новые технологии и возможностиURL: http://www.vkks.ru/publication/265/(дата обращения 18.08.2021). — Текст: электронный.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 02.03.2016 N 47-ФЗ
- Электронное правосудие: новые стандарты открытости и доступности правосудия на примере Федерального арбитражного суда Поволжского округа URL: http://www.garant.ru/company/cooperation/gov/action/regional/400393/ (дата обращения 18.08.2021). — Текст: электронный.
- http://vkks.ru/publication/265/