Есть единодушное мнение о том, что речь без памяти невозможно развить, а память без мысли — это пустота. Даже есть такая народная мудрость «Пустая голова не мыслит» . Но давайте еще раз убедимся в этом утверждении.
Из учебников по психологии и педагогике мы знаем понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов — звукопроизношения, лексический запас, грамматический строй тесно взаимосвязаны. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.
Но какое же влияние оказывает память?
И. М. Сеченов указывал, «без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». [4]
Возрастная и педагогическая психология дает намнесколько определенийпамяти. Одно из них, «память интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности». [1]
П. П. Блонский предлагает нам наиболее понятную для неподготовленной аудитории классификацию процессов памяти. По его мнению, память можно разделить на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:
– «двигательная память — это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать, практические и трудовые навыки;
– эмоциональная (аффективная) память — это память на чувства ;
– образная память — это память на образы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые) ;
– словесно-логическая (вербальная) память — память на мысли и речь ». [2]
Может ли память являться причиной нарушения речи?
В 20-е годы прошлого столетия отечественные исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения.
По этому поводу М. Е. Хватцев выразил свое мнение, он впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние. А именно, «органические (анатомо-физиологические, морфологические, функциональные (психогенные, социально-психологические и психоневрологические причины. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти , внимания и другие расстройства психических функций». [3]
Поэтому при обследовании речи не меньше внимание уделяется уровню развития основных видов познавательной деятельности, в том числе памяти. «Если познавательные (психические) процессы : восприятие, память , внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка». [3]
Как влияет память на обучение и развитие ребенка?
Есть такая исполнительная функция мозга, называемая « рабочая память ». Пег Розен в своей статье «Что такое рабочая память?» указывает, «рабочая память — это способность удерживать новую информацию, чтобы использовать ее в различных целях. Рабочая память позволяет нам держать информацию, не теряясь в том, что мы делаем. Она помогает нам учиться и выполнять основные задачи. Многие дети с расстройствами обучения и внимания испытывают проблемы с этой жизненно важной функцией». [6]
Как работает рабочая память?
Пег Розен поясняет, «рабочая память работает как временная заметка в нашем мозгу. Она удерживает новую информацию, чтобы мозг мог с ней кратковременно поработать и получить возможность связать ее с другой информацией. Рабочая память нужна не только для кратковременного использования, она также помогает мозгу переводить новую информацию в долговременную память». [6]
Опираясь на эту информацию, можно сделать вывод о том, что плохо развитая рабочая память может оказывать негативное влияние на развитие речи ребенка. «Для воспроизведения услышанного ребенку необходимо сначала обработать и запомнить услышанное. Ваш ребенок также может обнаружить, что информация, которую он запомнил, не имеет смысла. Из-за проблем с рабочей памятью, мозг ребенка может изначально неправильно запомнить информацию. Если ребенок получает новую информацию неправильно, ему будет сложно использовать ее в дальнейшем». [6]
Как же можно помочь ребенку?
Пег Розен считает, «если Вы думаете, что у Вашего ребенка проблемы с рабочей памятью, важно понять, так ли это. Это может выглядеть так, будто ему сложно удерживать информацию, но на самом деле у него проблемы с вниманием — информация вообще не поступала в мозг, или у ребенка нарушение слуховой обработки — информация поступила, но была искажена в процессе обработки. Полная проверка/диагностика у специалиста может определить причину затруднений у Вашего ребенка. Если окажется, что проблема в рабочей памяти, Вам следует принять меры и разузнать больше». [6]
Как же можно развить память так, чтобы она положительным образом сказалась на развитие речи ребенка?
Князева Ольга Ивановна в статье «Развитие речевой памяти и её влияние на совершенствование речи младших школьников» предлагает нам свой взгляд на эту ситуацию. Она считает, «трудности детской самостоятельной речи объясняются как раз не разработанностью оперативной речевой памяти. Запоминание есть результат определенной активной деятельности человека с запоминаемым содержанием. Запоминается то, что вызывает интерес, обусловлено необходимостью. Влияют на запоминание установка на длительность сохранения запоминаемого, эмоциональное состояние, подготовленность к восприятию; чувство ответственности и многое другое». [5]
По этому поводу Князева О. И. уточняет, «основная долговременная память на слова формируется в речедвигательном анализаторе. Здесь сохраняется активный словарь, а в слуховом и зрительном анализаторах формируется память на узнавание слов в звуковом и буквенном кодах — это пассивный словарь. Пассивный словарь больше, чем активный. Активное применение слов помогает запомнить их, а также расчленить речевой поток на составляющие его элементы. Необходимо, чтобы родители стали единомышленниками педагога и продолжали дома работу, начатую им в детском учреждении». [5]
Князева О. И. рекомендуют использовать серию «Игры с ребенком дома» — семейные игры по развитию памяти.
Наибольший интерес из ее статьи вызвали игры с детьми для развития памяти.
«Игра «Кто больше запомнит»
Взрослый называет любое слово (например, яблоко), ребенок должен повторить это слово и назвать любое свое. Эти два слова повторяет взрослый и называет свое третье, ребенок уже повторяет три слова и называет четвертое и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок воспроизводит услышанные слова. Игру можно проводить несколько раз.
Игра «Запоминаем, рисуя» так же успешно может быть проведена родителями. От взрослого, который выполняет роль ведущего, потребуется лишь заранее приготовить список из 20 слов, листок бумаги и ручку для ребенка. Взрослый будет последовательно называть эти слова ребенку, а тот должен как-либо зарисовать названное слово. Потом взрослый просит ребенка по порядку назвать слова. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развита память.
А вот игра «Цвета» может быть организована дома родителями несколько иначе. За 2 минуты ребенок должен назвать 10 предметов какого-либо предложенного взрослым цвета (красного, зеленого, желтого, синего, черного, и т. д.)» [5]
Не менее интересны советы Князевой Ольги Ивановны детям и их родителям:
- «Усталость и утомление — враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, нужно отдохнуть, лучше на свежем воздухе.
- Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение, при выполнении заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сначала успокойся.
- Лень — злейший враг памяти. Постарайся избавиться от лени. Причиной забывчивости часто бывает леность вспоминать забытое». [5]
Таким образом, теоретики и практики, сталкивающиеся с проблемой влияния памяти на развитие речи ребенка, сходятся в едином мнении: память неотъемлемая часть человеческой психики, нарушения памяти негативно влияют на развитие речи детей, память можно и нужно развивать, лучше осуществлять эту деятельность в процессе игр, не только в детском учреждении, но и дома, в кругу близких людей, развивая память, вы будете способствовать развитию речи ребенка.
Литература:
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Блонский П. П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения. — М., 2008 г. — С. 215
- Гиппенрейтер Ю. Б., В. Я. Романова Психология памяти и речи– М.: “ЧеРо”, 2007 г. — С. 816
4. https://nostal-gia.ru/vlijanie-rechi-na-razvitie-p... Влияние речи на развитие памяти ребенка Коршиков Алексей
5. https://www.InfoUroki.net/statya-razvitie-rechevoy... Статья «Развитие речевой памяти и её влияние на совершенствование речи младших школьников» Князева Ольга Ивановна
6. https://www.understood.org/ Пег Розен Что такое рабочая память?