В статье рассматриваются особенности разработки электронного образовательного ресурса на основе платформы для онлайн-обучения Core.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, онлайн-обучение, конструктор уроков, Core.
Организация деятельности обучающихся в условиях современной школы связана с решением комплекса новых задач, среди которых дифференциация уровня сложности изучаемого материала, учет индивидуальных запросов детей с ОВЗ, создание персональной траектории в процессе профильного обучения, дистанционное взаимодействие с учителем.
Учителю необходимо настроить процесс изучения отдельной темы или курса в целом таким образом, чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС для всех обучающихся. При очном взаимодействии педагога с учениками отбор методов и средств обучения определяется непосредственно содержанием изучаемой темы. Возможности учителя при обучении онлайн меняются. С одной стороны, мы можем отметить широкий выбор образовательных платформ (РЭШ, МЭШ, Домашняя онлайн-школа InternetUrok и др.), видеоматериалов, с другой, сложности их использования: требования регистрации и внесения персональных данных, несоответствие предлагаемых материалов индивидуальным особенностям обучающихся, спорный инструментарий оценивания результатов обучения.
В практике учителя наряду с традиционными средствами обучения применяются электронные образовательные ресурсы. Несмотря на многообразие электронных средств организации обучения, все они, от мультимедиа презентации до онлайн курса, разработаны на основе компьютерных технологий. При использовании готовых ресурсов учителю достаточно технических умений работы с компьютером, а создание собственных требует не только методической компетентности, но и развитых умений в области работы с информацией. Очевидно, что информационная компетентность пронизывает все аспекты педагогической деятельности, определяет способность решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в процессе обучения и воспитания. Информатизация жизни общества в целом и образования, в частности, приводит к изменению самого феномена знания и его отношения с общественной практикой: добывание информации становится приоритетной сферой деятельности человека.
Рассмотрим вариант организации деятельности обучающихся, когда необходимо создать условия для работы в группе, изучить материал по фрагментам (например, при сменном составе групп или при смене рабочих зон), изучить тему в «перевернутом классе», построить дистанционное взаимодействие с обучающимися, предложить систему подготовки к ОГЭ по предмету, обеспечить включение в работу детей с ОВЗ. Эти педагогические ситуации могут возникать как одновременно, так и по отдельности, но во всех случаях грамотно разработанный электронный образовательный ресурс поможет найти решение.
Среди множества платформ можно выделить Core, разработанную при поддержке Рыбаков фонда.
Обзор возможностей при первом знакомстве с платформой для создания онлайн-уроков открывает перед учителем широкое поле для творчества. Неоспоримым преимуществом является отсутствие обязательной регистрации обучающихся для работы с уроком или курсом, а также бесплатное использование конструктора.
Платформа Core позволяет быстро создавать и редактировать онлайн-уроки на основе предложенных шаблонов-блоков (рис. 1).
Учитель определяет:
– количество страниц урока, структурируя в соответствии с этапами изучения материала;
– наполнение страниц: интерактивные вопросы, большой набор проверочных упражнений, включение видеофрагментов (с отключением рекламы и нежелательного контента при использовании видео из Интернета), геймификация посредством интеграции инструментов LearningApps.org;
– развитие урока в соответствии с аналитикой (прохождение урока обучающимися, результативность выполнения заданий);
– дизайн страниц с учетом их адаптивности к полноэкранной или мобильной версии;
– период выполнения урока, устанавливая ограничения доступа при необходимости.
Рис. 1 Возможности конструирования на основе Core [https://coreapp.ai/]
Урок адаптируется для слабовидящих обучающихся, но наполнение урока для детей с ОВЗ требует от учителя тщательного отбора материала в соответствии с нозологией каждого. Урок может быть копирован и предоставлен учителям для редактирования, внесения изменений в соответствии с запросами, что увеличивает методические возможности применения созданных материалов.
Примеры уроков (рис. 2, 3), разработанных на платформе CORE, можно посмотреть, воспользовавшись ссылками:
1) https://coreapp.ai/app/player/lesson/5eb282c01f059d602b04891c
Рис. 2. Конструирование урока географии по теме «Лесопромышленный комплекс» [фото автора]
2) https://coreapp.ai/app/player/lesson/5eb2818c1f059d602b048900
Рис. 3. Конструирование урока географии по теме «Материки» [фото автора]
Выделим этапы конструирования онлайн-урока. Деятельность учителя включает:
– определение темы в соответствии с программой;
– отбор содержания урока: иллюстрации изучаемого материала, видеофрагменты (готовые, либо созданные учителем), текстовое наполнение, элементы геймификации, включение интерактивных заданий и симуляторов, заменяющих при онлайн обучении лабораторные и практикумы;
– структурирование урока в соответствии с этапами изучения темы, определение количества страниц (с учетом отводимого времени в 25–30 минут на работу с материалом);
– определение способов обратной связи: посредством прохождения урока и/или прикрепление к уроку фотографии выполненного задания, продукта деятельности.
В условиях дистанционного обучения уроки, созданные на основе платформы CORE, могут сочетаться с конференциями, при организации деятельности в традиционном очном формате они разнообразят возможные варианты представления учебного материала.
Учителю в своей повседневной практике необходимо уметь ориентироваться в информационном пространстве, осознанно подходить к проблеме выбора методов обучения, оперировать как традиционными, так и современными (электронными) средствами обучения, следуя принципу оптимального сочетания реальных и виртуальных объектов в процессе обучения.
Таким образом, внедрение информационных технологий в учебный процесс мы рассматриваем сегодня как стратегическое решение, ориентированное на формирование и развитие новой системы организации и управления учебным процессом и обеспечения контроля качества образования. Однако актуальным является не столько технические, сколько организационные, социальные и педагогические проблемы применения данных технологий. Перед учителями открыты широкие возможности конструирования собственных образовательных курсов на основе использования интернет-платформ, в том числе конструктора онлайн-уроков Core.