В данной статье рассмотрена эмпирическая методика, направленная на развитие скоростно-силовой выносливости нахимовцев Нахимовского военно-морского училища (г. Владивосток), занимающихся в секции лыжные гонки. В начале исследования выявлено, что развитие основного физического качества (скоростно-силовой выносливости) у нахимовцев контрольной и экспериментальной групп находится на одинаковом уровне. По окончанию проведенного исследования в экспериментальной группе произошли достоверные различия по критерии Стьюдента в развитии выносливости у группы нахимовцев за исключением бега на 400 м.
Ключевые слова: скоростно-силовая выносливость, начальная подготовка.
Исследование построения тренировочного процесса в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации по лыжным гонкам в настоящее время является актуально. Многое зависит от начальной рациональной подготовки будущих лыжников, а именно приобретение первоначальных навыков технической подготовленности, а также развитие специальных физических качеств, от которых будет зависеть дальнейший рост спортивного мастерства.
Скоростно-силовая выносливость для лыжников играет очень большую роль при преодолении подъемов и спусков, а также в сложных метеорологических условиях (при сильном ветре, снегопаде, при сильном морозе и низких температурах), что ухудшает скольжение и работоспособность спортсмена. Поэтому предъявляются новые требования к подготовки скоростно-силовой выносливости. Ведь именно скоростно-силовая подготовленность является важнейшим элементом в процессе соревнований, без правильной начальной подготовки шансы на победу на дистанции заведомо сокращаются.
Основная часть
В данном исследование приняли участие 30 нахимовцев филиала Нахимовского военно-морского училища (г. Владивосток), занимающихся в секции «Лыжные гонки» в возрасте от 12 до 16 лет. В моей работе основное внимание уделялось развитию скоростно-силовой выносливости, как базового навыка лыжника. Мною были использованы следующие тесты, для определения скоростно-силовой выносливости:
– подтягивания на перекладине (количество раз за 30 секунд) — направлено на определение скоростно-силовой выносливости мышц рук и верхнего плечевого пояса;
– сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу (количество раз за 1 минуту) — направлено на определение скоростно-силовой выносливости мышц рук и верхнего плечевого пояса;
– тройной прыжок в длину с места (сантиметры) — направлено на определение скоростно-силовой выносливости мышц ног;
– бег на 400 м — направлено на определение скоростно-силовой выносливости мышц ног;
– поднимание ног к перекладине (количество раз за 30 секунд) — направлено на определение скоростно-силовой выносливости мышц брюшного пресса.
В течение 3 месяцев в контрольной группе учебно-тренировочные занятия проходили по общепризнанной методике, а в экспериментальной группе по мимо стандартных тренировок включались упражнения для развития скоростно-силовой выносливости с помощью методов: круговой тренировки, кроссфита и соревновательный.
До начала проведения эксперимента мною было использовано педагогическое наблюдение за тренировочным процессом занимающихся. Для развития силовой выносливости применялась имитационные упражнения (для совершенствования как отдельных элементов техники, так и нескольких элементов в комплексе). Для развития скоростных способностей применялись скоростные ускорения по отрезкам, бег в горку и тренировки с применением общей выносливости. Специальная физическая подготовка для развития скоростно-силовой выносливости практически не использовалась. Был проведен констатирующий педагогический эксперимент для оценки уровня скоростно-силовой выносливости в контрольной и экспериментальной группах. Тестирование было проведено в начале исследования и в конце.
Результаты нахимовцев, занимающихся лыжным спортом в начале эксперимента. (Таблица 1)
Таблица 1
Испытания |
Результаты |
Достоверность различий |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
Подтягивания на перекладине (кол-во раз за 30 сек.) |
9,5±3,0 |
9,3±3,3 |
р ˃ 0,05 |
Сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу (кол-во раз 1 мин.) |
34,6±4,6 |
34,8±4,2 |
р ˃ 0,05 |
Тройной прыжок в длину с места (см) |
620,4±2,4 |
620,1±2,8 |
р ˃ 0,05 |
Бег на 400 м (сек.) |
71,44±0,6 |
71,56±0,4 |
р ˃ 0,05 |
Поднимание ног к перекладине (кол-во раз за 30 сек.) |
14,9±2,4 |
14,6±2,5 |
р ˃ 0,05 |
В конце исследования было проведено повторное тестирование, чтобы выявить эффективность методики используемых тренировок для повышения уровня скоростно-силовой выносливости у нахимовцев, занимающихся лыжными гонками. Результаты повторного тестирования представлены (Таблица 2).
Таблица 2
Испытания |
Результаты |
Достоверность различий |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
Подтягивания на перекладине (кол-во раз за 30 сек.) |
10,1±3,1 |
11,2±3,1 |
р ˂ 0,05 |
Сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу (кол-во раз 1 мин.) |
34,9±4,4 |
38,1±4,1 |
р ˂ 0,05 |
Тройной прыжок в длину с места (см) |
620,8±2,1 |
622,4±2,5 |
р ˂ 0,05 |
Бег на 400 м (сек.) |
71,35±0,5 |
71,49±0,4 |
р ˃ 0,05 |
Поднимание ног к перекладине (кол-во раз за 30 сек.) |
15,1±2,1 |
17,9±2,2 |
р ˂ 0,05 |
Таким образом, проведенный эксперимент позволяет сделать выводы, что использование специальных упражнений, направленных на развитие скоростно-силовой выносливости, а именно, упражнений, выполняемых в быстром темпе с собственным весом или с маленьким весом и упражнения с вспомогательными средствами (утяжелителями), а также применение метода круговой тренировки, кроссфита в учебно-тренировочном процессе способствует развитию скоростно-силовой выносливости у начинающих лыжников.
Литература:
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки» утвержденный Министерством спорта Российской Федерации от 20 марта 2019 г № 250.
- Коробченко А. И., Скоростно-силовая подготовка лыжников-гонщиков: учебное пособие/ А. И. Коробченко — Иркутск: 2014 г. — 60с.
- Левин С. В. Методика развития специальной скоростно-силовой выносливости биатлонистов-юниоров в подготовительном периоде/ С. В. Левин// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.- 2011 г. — № 12. — С. 93–97.