Формирование дружеских отношений среди дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 22.08.2021

Статья просмотрена: 444 раза

Библиографическое описание:

Коцеруба, Л. В. Формирование дружеских отношений среди дошкольников / Л. В. Коцеруба, С. В. Парфенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83762/ (дата обращения: 16.11.2024).



Часто и родители, и педагоги дошкольных образовательных учреждений наблюдают конфликты между детьми. Эти проблемы становятся следствием трудностей, которые дошкольники испытывают при общении с ровесниками. Детям сложно находить общие интересы с одногруппниками, тяжело устанавливать контакты и поддерживать их. Непростые взаимоотношения среди воспитанников детского сада приводят к невозможности вызывать и испытывать эмпатию. Детский психолог М. И. Лисина отмечала, что «доброжелательное отношение к ребенку со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и сопереживанием, возможность поделиться с ними своими радостями и огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут, делает человека жизнерадостным, счастливым, создает оптимистическое настроение» [3, с. 126]. Поэтому важной и одной из самых актуальных задач для педагога-психолога в нашем детском саду является создание дружного коллектива и поддержание добрых отношений среди дошкольников.

Известно, что в раннем детском возрасте закладывается фундамент будущих взаимоотношений. Важным инструментом в успешном формировании дружеских взаимоотношений является игра. Для детей-дошкольников именно игровая деятельность наиболее естественный способ познания мира.

Для становления навыков социального поведения, укрепления дружеских отношений между детьми, становления чувства сопереживания и радости друг за друга в нашем детском саду педагогом-психологом и воспитателями разработан комплекс игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста: «Ты и я — мы с тобой друзья!»

При системном использовании таких игр у малышей должно сформироваться чувство доверия к коллективу, позитивное отношение к окружающим, и в то же время повыситься уверенность в себе. В ходе игр решаются важные задачи развития навыков социального поведения, накопления опыта взаимодействия с окружающими, поддержания интереса к общению.

В нашем ДОУ комплекс игр «Ты и Я, мы с тобой друзья!» включает в себя следующую схему проведения развивающих занятий: 6 встреч (по 1 встрече в неделю), длительность встречи 20–30 минут. Занятия проводятся в средних, старших и подготовительных группах общим количеством участников до 25 человек.

Каждое занятие проходит по единому алгоритму и имеет целостную структуру:

– Приветствие — обязательное правило наших встреч. Этот ритуал с первых минут позволяет детям почувствовать дружескую атмосферу, вызывает доверие между участниками, сплачивает детей.

– Сказка — способ пробудить интерес дошкольников к теме занятия, одновременно пробуждая мыслительные процессы и освобождая знания по заданной теме.

– Основная часть заключается в выполнении практических заданий в форме игр. В ходе этих игровых упражнений дети учатся искать пути решения проблем, которые закрепляются на эмоциональном и рациональном уровне сознания. Результатом каждого упражнения может быть рисунок, сказка, диалог.

– Анализ мероприятия и оценка своих чувств после него. Подведение итогов должно дать ответ на вопросы: понравилось или нет, что понял и осознал ребенок после занятия.

Программа, разработанная нашими специалистами, призвана улучшить отношения и взаимодействия между детьми в группе ДОУ. Занятия направлены на привлечение внимания ребенка к другому человеку: не только к внешности, движениям, играм, но и к эмоциям, поступкам. В ходе игры дети учатся обращать внимание на настроение своих сверстников и пытаются помочь в реальном взаимодействии. Совместная деятельность важна для формирования и развития дружеских взаимоотношений. Педагоги направляют детей в сторону пробуждения интереса к разным проявлениям в личности другого человека. Обращается внимание на внешние данные ребенка, затем отмечаются положительные личные качества, умения и достижения. При создании позитивного образа сверстника ребенку проще проявить дружелюбие, вступить в разговор, оказать помощь.

Для решения этих задач используются игры, где ребенок мягко направляется на определение качеств своего одногруппника («Фоторобот», «Угадай, кто?» «Опиши друга»). Дети учатся находить и формулировать для себя и других внешние черты, умения, увлечения, настроение. Например, одна девочка в нашей группе любит ходить в платьях, обожает кошек, хорошо рисует — кто это? Ребята по описанию должны угадать своего одногруппника.

Кроме игр на определение качеств, используются игры по культуре поведения и общения. Такая деятельность учит детей быть вежливыми, чуткими и доброжелательными. Конфликты неизбежно возникают в коллективе, где дошкольники не могут проявить внимание к проблемам других, не умеют вежливо разговаривать, реагировать на чужие эмоции. Нами придуманы такие игровые задания как «Не будем грубыми!», «Доброе слово», «Краски», «Не хочу быть равнодушным».

В программу по формированию добрых дружеских взаимоотношений также были добавлены авторские игры В. М. Холмогоровой. В ходе этих игр создаются ситуации, где ребенок проявляет свою взаимопомощь, эмпатию, участие не просто в ходе выдуманной ситуации, но и в условиях реальной жизни. Например, помочь воспитателю накрыть на стол, собрать игрушки. Такие игры неизменно вызывают у детей неподдельные эмоции и оживленную реакцию.

Особенно нравится детям игра «Шляпа волшебника».

Для этой игры нужно приготовить шляпу и разноцветные карточки. Детей рассаживаем в круг, каждый получает по три карточки. Ведущий говорит: «Есть на свете добрый волшебник, он может лечить больных детей. Когда ребенок плохо себя чувствует, прилетает наш волшебник, надевает ему на голову свою шляпу, и малыш сразу выздоравливает. Но волшебник этот — невидимый. К вам наверняка он тоже прилетал, но вы его не замечали. Только волшебник очень рассеянный и часто теряет свои вещи. Вот и сейчас уже второй день ищет свою шляпу. А она, оказывается, у нас с вами (показываем шляпу детям). Нужно срочно вернуть шляпу нашему волшебнику, чтобы он мог лечить всех больных деток. Есть один способ. Нужно заполнить шляпу разноцветными карточками, которые у вас в руках. Волшебник будет пролетать мимо и обязательно заметит ее. Но карточки в шляпу нужно не просто покидать просто так. Чтобы волшебная сила шляпы не пропала, каждый из нас должен помочь другому в чем-то и только потом положить карточку. Тогда волшебник найдет свою шляпу и продолжит лечить детей»

В течение дня дети помогают друг другу и складывают свои карточки в шляпу. Педагоги ненавязчиво напоминают, что к концу дня нужно вернуть шляпу волшебнику. Вечером наполненную карточками шляпу торжественно ставят на подоконник, и, конечно, волшебник ночью ее находит.

Итак, педагог ДОУ должен осознавать, что детский сад — это место, где формируется умение ребенка выстраивать дружеские взаимоотношения на всю жизнь. Ключевая роль воспитателей, психолога — научить детей дружить, быть чутким к проблемам других, ценить поддержку и внимание, уметь здраво оценивать свои поступки.

Литература:

  1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С.Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод, пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. — 224 с.
  2. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А. Г. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2011. — 384 с.
  3. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: ВЛАДОС, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, игра, шляпа, взаимоотношение, волшебник, друг, занятие, комплекс игр, социальное поведение.


Задать вопрос