В данной статье рассматриваются аспекты использования на занятиях по «Физической культуре» в разделе «Спортивные и подвижные игры» мини-футбола, а также на секционных занятиях. Данные занятия используются как фактор развивающего обучения и развития воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации и считаются оптимальным средством в комплексном развитии обучающихся 5–7 классов.
Ключевые слова: мини-футбол, комплексное развитие воспитанников.
Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее — образовательные организации), является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения, воспитания и оздоровления. Его содержание направлено на развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни.
В современных условиях значительное снижение мотивации обучающихся к учебному предмету «Физическая культура» связана с рядом причин:
– несоответствие личностных интересов, обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, не удовлетворяют современным запросам молодежи;
– несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;
– неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.
Физическому воспитанию в общеобразовательных организациях МО РФ определены спортивные игры. Один из видов этого раздела, это мини-футбол. Мини-футбол одна из самых доступных и интереснейших игр для воспитанников.
Основная часть
Использование мини-футбола на занятиях по предмету «Физическая культура», а также на секционных занятиях является одним из путей реализации развивающего обучения и развития у обучающихся двигательных умений и навыков в игровой деятельности, а, следовательно, повышение эффективности физического воспитания у воспитанников 5–7 классов.
На современном этапе развития общества недостаточно внимания уделяется содержанию развивающего обучения в теории и методике физического воспитания, не в полной форме реализуется возможность содействовать естественному физическому развитию и его опережению в физическом развитии. Формирование мотивации к дальнейшему обучению, уровню здоровья воспитанников в процессе занятий по «Физической культуре» возможно посредством увеличения целенаправленной двигательной активности, деятельностного подхода, через игровую мотивацию на основе подвижного вида спорта (мини-футбол).
Проведенное исследование свидетельствует, что лишь 18 % воспитанников могут быть признаны здоровыми, 55 % воспитанников имеют отклонения в здоровье, 27 % страдают хроническими заболеваниями. Вследствие этих обстоятельств невозможны повышенные физические нагрузки на занятиях по предмету «Физическая культура», а в спортивной секции «Футбол» занимаются максимум 2 человека из 10 воспитанников. Естественно, в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности обучающихся в общеобразовательных организациях МО РФ, необходимы занятия по мини-футболу. Данный вид спорта — отличается простотой, доступностью, высокой эмоциональностью и наиболее соответствует процессу развития детей.
Мною было проведено анкетирование 240 воспитанников в возрасте с 11 до 14 лет с 5 по 7 класс в филиале Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище) г. Владивосток. По результатам анкетирования установил, что более 90 % опрошенных заинтересованы в занятиях по мини-футболу. Однако среди воспитанников 5–7 классов, где мини-футбол на занятиях используется только в комплексном развитии, интерес к занятиям намного выше и составляет 89 %, по сравнению с классами, где не проводятся занятия по мини-футболу и составляют 40 %. Так же был произведен опрос, «Какой вид спорта Вам больше нравится?» были приведены только виды спорта, имеющие отношение к спортивным играм. Мини-футбол занял первое место и составил 75 %.
Считаю, что в комплексном развитии обучающихся с 5 по 7 класс в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации мини-футбол может совершенствовать функциональную деятельность организма, обеспечивать правильное физическое развитие, а также формировать положительные навыки и черты характера, стремление к достижению высокого результата. Мини-футбол является оптимальным средством развития: мышления, внимания, развитие памяти, координации, чувства коллективизма. Особенно он может повлиять на решение кардинальной проблемы двигательной активности и здоровья подрастающего поколения.
Заключение
Мини-футбол как средство физического воспитания обладает большим педагогическим потенциалом. Занятия этим видом спорта способствуют сохранению и укреплению здоровья, совершенствованию функциональных возможностей организма, развитию физических качеств, обогащению двигательного опыта, формированию социально-психологических свойств
личности. Освоенные технико-тактические приемы игры, а также используемые в учебном процессе физические упражнения могут использоваться воспитанниками общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации на протяжении всей жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры и спортом.
Литература:
- Фролов С. В., Фролов С. С. Особенности опережающего подхода в физической подготовке школьников//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. — № 2. — С. 13–18.
- Общероссийский проект «Мини-футбол в школу»/ Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. URL: www/ bmsi.ru
- Андреев С. Н., Алиев Э. Г. Мини-футбол в школе [Текст] / С. Н. Андреев, Э. Г. Алиев. — М.: Советский спорт, 2006. — 224 с