Частичные результаты социологических исследований о необходимости развития надпрофессиональных навыков в условиях профессиональной подготовки курсантов военных вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 23.08.2021

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Овчаренко, М. С. Частичные результаты социологических исследований о необходимости развития надпрофессиональных навыков в условиях профессиональной подготовки курсантов военных вузов / М. С. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83771/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье приводятся частичные результаты социологических исследований среди курсантов о важности приобретения и развития современных надпрофессиональных навыков, а также намеченные пути для дальнейших исследований по поиску новых подходовпо развитию надпрофессиональных навыков курсанта в современных условиях.

Ключевые слова: высшее военное образование, компетенции, умения, знания, навыки, hard skills, soft skills, digital skills.

В современных условиях неоспоримы завышенные требования к военным учебным заведениям при профессиональной подготовке офицерских кадров нашей страны [1]. Безусловно, это связано с появлением инновационных технологий, способствующих созданию новейших образцов вооружения, военной и специальной техники, обладающих ранее недостижимыми характеристиками, а также новыми рисками и угрозами «кибермира», когда все больше объектов реального мира управляются при помощи компьютеров, программного обеспечения и сети Интернет, которые быстро становятся проблемами безопасности страны.

Сегодня, как никогда необходимо в образовательном процессе при подготовке курсантов постоянное упреждение, опережение и наращивание военно-профессиональных знаний, умений и навыков и развития личных качеств курсантов военных вузов страны [1, 2, 4, 6].

В настоящее время одним из трендов в профессиональной сфере динамичного меняющегося мира стали термины hard skills, soft skills, digital skills [3, 5]. Несмотря на то, что термины hard и soft skills берут начало именно в военном деле, а именно, армия США ещё в 1959 году при подготовке военнослужащих научно обосновала важность не только профессиональных навыков, но и soft skills военнослужащих. Сегодня в эпоху глобальной мировой цифровизации эти термины имеют достаточную повсеместную популярность, дополнены понятием «навыки digital skills», и в целом, стали неотъемлемой составляющей мирового рынка труда в самых разных областях [3, 5].

Таким образом, проблематика понимания необходимости развития современных универсальных надпрофессиональных навыков в условиях профессиональной подготовки курсантов высших военных вузов является актуальной.

Обобщая, изученные материалы, можно сделать вывод, что навыки hard skills — «жесткие» профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно оценить (проверить, измерить); soft skills — «мягкие» надпрофессиональные навыки, важные для любой карьеры, способствующие повышению эффективности работы, нахождению оптимальных решений в широком спектре задач, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать; навыки digital skills — это новейшие цифровые навыки, необходимые для успешной работы (службы) в эпоху глобальной цифровой трансформации и в эпоху данных [5, 7].

Кроме этого, большинство ученых утверждают, что профессиональный успех любой личности только на 15 % зависит от жестких, узкопрофессиональных навыков и на 85 % определяется мягкими, связанными с эффективной ориентацией в различных областях и видах деятельности [3, 5].

Таким образом, сегодня нет сомнений в актуальности выбранного направления исследования и поиска новых подходов в развитии надпрофессиональных навыков будущего офицерского состава в стенах высших военных учебных заведений.

В ходе настоящих исследований изучались: состав, важность, предпочтения и технологии развития надпрофессиональных навыков в условиях профессиональной подготовки курсантов.

Выявление уровня сформированности soft skills, digital skills у курсантов, их важности, стремления к их развитию и саморазвитию, возможности реализовать свой потенциал, проводилось анкетирование курсантов Военного института (инженерно-технического), по специально разработанной структурированной анкете, представленной на рис. 1.

Фрагмент разработанной анкеты о важности развития на современном этапе надпрофессиональных навыков в карьере военнослужащего

Рис. 1. Фрагмент разработанной анкеты о важности развития на современном этапе надпрофессиональных навыков в карьере военнослужащего

Частичные результаты анкетирования представлены на рисунках 2–4.

В анкетировании приняли участие 67 курсантов.

Результаты анкетирования курсантов по вопросу «Занимаетесь ли Вы саморазвитием или дополнительным обучением?»

Рис. 2. Результаты анкетирования курсантов по вопросу «Занимаетесь ли Вы саморазвитием или дополнительным обучением?»

По общей тенденции диаграммы (рис. 2) видно, что только 22 % курсантов, более склонны к саморазвитию и дополнительному обучению, 29 % прибегают к дополнительному обучению только в случае острой необходимости.

Наиболее важным в ходе исследования явился ответ на вопрос: «Какие навыки Вы считаете важными для реализации себя как профессионала в своём деле?». Можно констатировать, что курсанты действительно понимают важность навыков soft skills, так как (рис. 3) более 50 % курсантов отметили эти навыки востребованными.

Результаты анкетирования курсантов по вопросу «Какие навыки soft skills Вы считаете важными для реализации себя как профессионала в своем деле?»

Рис. 3. Результаты анкетирования курсантов по вопросу «Какие навыки soft skills Вы считаете важными для реализации себя как профессионала в своем деле?»

Кроме этого, в ходе анкетирования установлено, что курсанты при появлении возможности предпочитают приобретать новые знания при помощи (электронных ресурсов) в сети Интернет — около 80 %, около 50 % курсантов используют дополнительную литературу, равный процент респондентов (38,8 %) применяют свои знания на практике, изучают опыт других специалистов и самообучаются при помощи контактной среды Интернет (online-курсы, мастер-классы, видеоконференции), и самый малый процент — 26,9 % — посещают дополнительные учено-методические мероприятия на базе института.

Особый интерес в ходе исследования представили результаты ответов на вопрос: «Какими способами Вы бы хотели развивать свои навыки?» который и раскрывает сущность вопроса, какими именно педагогическими технологиями курсанты предпочитают развивать навыки soft skills на современном этапе.

Результаты анкетирования курсантов по вопросу «Какими способами Вы бы хотели развивать свои мягкие навыки в военном вузе?»

Рис. 4. Результаты анкетирования курсантов по вопросу «Какими способами Вы бы хотели развивать свои мягкие навыки в военном вузе?»

Курсанты выбрали такие способы развития своих мягких навыков, обучаясь в военном вузе (рис. 3), как командная работа, используя технологию обучения в сотрудничестве; традиционные технологии в процессе обучения; онлайн обучение (информационно-коммуникационные технологии); участие в тренингах (создание предметно-развивающей среды); участие в конференциях (технология исследовательской деятельности) и проектную деятельность.

Полученные и частично представленные данные в рамках статьи говорят о том, что курсанты, осознают важность и приоритетность развития soft skills и digital skills, проявляют заинтересованность в возможностях саморазвития и получения новых знаний, предпочитают сочетать современные и традиционные педагогические технологии. Но наряду с этим, ограничены особенностями протекания учебного процесса в военно-учебных заведениях очень строгой регламентацией всего образовательного процесса.

Таким образом, возникает необходимость поиска новых педагогических технологий и подходов в образовательном процессе и их апробацией по развитию надпрофессиональных навыков курсанта в современных условиях.

Литература:

  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 02.07.2021 г. № 400) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения: 20.08.2021).
  2. О роли военного образования в условиях перевооружения [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ria.ru/20161123/1481978829.html. (дата обращения: 25.06.2021).
  3. Официальный сайт Марафона Новое знание [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://marathon.znanierussia.ru/#about. (дата обращения: 22.05.2021).
  4. Овчаренко М. С. О подходах к решению проблемы подготовки военных специалистов // Trends in the world of science. Сб. науч. тр. по материалам III Межд. научно-практ. конф. МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 7–11.
  5. Навыки 21 века. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://akadem.irooo.ru/navyki-xxi-veka. (дата обращения: 19.08.2021).
  6. Чечева Н. А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvi (дата обращения: 12.08.2021).
  7. Овчаренко М. С. Об актуальности развития soft skills у курсантов военных вузов на современном этапе // Молодой ученый (№ 26 (368), июнь 2021 г.) ISSN 2072–0297, — С. 404–406.
Основные термины (генерируются автоматически): навык, курсант, дополнительное обучение, образовательный процесс, результат анкетирования курсантов, военный вуз, навык курсанта, профессиональная подготовка курсантов, развитие, современный этап.


Похожие статьи

Промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов

Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений, представлены промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов и на...

Анализ применения личностных опросников для оценки soft skills кандидатов при приеме на работу в российских компаниях

В статье обозначена роль оценки soft skills кандидатов при приеме на работу и рассмотрена фактическая распространенность оценки данной категории навыков с помощью личностных опросников.

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре педагогического мастерства сержантов военных вузов

В статье рассматриваются основные тенденции в формировании и развитии сержантского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируется проблема профессиональной подготовки сержантов военного вуза, определяется значение профессиональной подг...

Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»

В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...

Роль дистанционного обучения в подготовке управленческих кадров

Статья посвящена роли дистанционного обучения в подготовке управленческих кадров. Дистанционная форма обучения получила широкое распространение после пандемии, когда возможности очного обучения были сильно ограничены. Современная потребность в управл...

Организационные условия профессионально-ориентированной подготовки магистров образования

В статье актуализируется потребность в установлении взаимосвязи между результатами подготовки магистров образования, заложенными в требованиях стандарта высшего образования, и требованиями профессионального стандарта педагога; рассматривается ряд орг...

Практика оценки лидеров внутри организации

В статье исследуются вопросы оценки лидерских качеств ключевых сотрудников для замещения управленческих ролей на примере современной торговой организации. Предлагается методика оценки лидерских качеств. А также даны практические рекомендации по прове...

Какими навыками должен обладать наставник

В статье рассматриваются основные «современные» навыки педагога-наставника. Отмечается важность не только профессиональных компетенций, но и умения работать с людьми, эмоционального интеллекта, адаптивности и других «надпрофессиональных» навыков.

Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры

Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х...

Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов

Рассматриваются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, направленного на формирование общеакадемических навыков в процессе преподавания английского языка в условиях неязыковых факультетов. В ходе изменения учебной програ...

Похожие статьи

Промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов

Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений, представлены промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов и на...

Анализ применения личностных опросников для оценки soft skills кандидатов при приеме на работу в российских компаниях

В статье обозначена роль оценки soft skills кандидатов при приеме на работу и рассмотрена фактическая распространенность оценки данной категории навыков с помощью личностных опросников.

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре педагогического мастерства сержантов военных вузов

В статье рассматриваются основные тенденции в формировании и развитии сержантского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируется проблема профессиональной подготовки сержантов военного вуза, определяется значение профессиональной подг...

Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»

В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...

Роль дистанционного обучения в подготовке управленческих кадров

Статья посвящена роли дистанционного обучения в подготовке управленческих кадров. Дистанционная форма обучения получила широкое распространение после пандемии, когда возможности очного обучения были сильно ограничены. Современная потребность в управл...

Организационные условия профессионально-ориентированной подготовки магистров образования

В статье актуализируется потребность в установлении взаимосвязи между результатами подготовки магистров образования, заложенными в требованиях стандарта высшего образования, и требованиями профессионального стандарта педагога; рассматривается ряд орг...

Практика оценки лидеров внутри организации

В статье исследуются вопросы оценки лидерских качеств ключевых сотрудников для замещения управленческих ролей на примере современной торговой организации. Предлагается методика оценки лидерских качеств. А также даны практические рекомендации по прове...

Какими навыками должен обладать наставник

В статье рассматриваются основные «современные» навыки педагога-наставника. Отмечается важность не только профессиональных компетенций, но и умения работать с людьми, эмоционального интеллекта, адаптивности и других «надпрофессиональных» навыков.

Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры

Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х...

Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов

Рассматриваются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, направленного на формирование общеакадемических навыков в процессе преподавания английского языка в условиях неязыковых факультетов. В ходе изменения учебной програ...

Задать вопрос