В статье приводятся частичные результаты социологических исследований среди курсантов о важности приобретения и развития современных надпрофессиональных навыков, а также намеченные пути для дальнейших исследований по поиску новых подходовпо развитию надпрофессиональных навыков курсанта в современных условиях.
Ключевые слова: высшее военное образование, компетенции, умения, знания, навыки, hard skills, soft skills, digital skills.
В современных условиях неоспоримы завышенные требования к военным учебным заведениям при профессиональной подготовке офицерских кадров нашей страны [1]. Безусловно, это связано с появлением инновационных технологий, способствующих созданию новейших образцов вооружения, военной и специальной техники, обладающих ранее недостижимыми характеристиками, а также новыми рисками и угрозами «кибермира», когда все больше объектов реального мира управляются при помощи компьютеров, программного обеспечения и сети Интернет, которые быстро становятся проблемами безопасности страны.
Сегодня, как никогда необходимо в образовательном процессе при подготовке курсантов постоянное упреждение, опережение и наращивание военно-профессиональных знаний, умений и навыков и развития личных качеств курсантов военных вузов страны [1, 2, 4, 6].
В настоящее время одним из трендов в профессиональной сфере динамичного меняющегося мира стали термины hard skills, soft skills, digital skills [3, 5]. Несмотря на то, что термины hard и soft skills берут начало именно в военном деле, а именно, армия США ещё в 1959 году при подготовке военнослужащих научно обосновала важность не только профессиональных навыков, но и soft skills военнослужащих. Сегодня в эпоху глобальной мировой цифровизации эти термины имеют достаточную повсеместную популярность, дополнены понятием «навыки digital skills», и в целом, стали неотъемлемой составляющей мирового рынка труда в самых разных областях [3, 5].
Таким образом, проблематика понимания необходимости развития современных универсальных надпрофессиональных навыков в условиях профессиональной подготовки курсантов высших военных вузов является актуальной.
Обобщая, изученные материалы, можно сделать вывод, что навыки hard skills — «жесткие» профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно оценить (проверить, измерить); soft skills — «мягкие» надпрофессиональные навыки, важные для любой карьеры, способствующие повышению эффективности работы, нахождению оптимальных решений в широком спектре задач, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать; навыки digital skills — это новейшие цифровые навыки, необходимые для успешной работы (службы) в эпоху глобальной цифровой трансформации и в эпоху данных [5, 7].
Кроме этого, большинство ученых утверждают, что профессиональный успех любой личности только на 15 % зависит от жестких, узкопрофессиональных навыков и на 85 % определяется мягкими, связанными с эффективной ориентацией в различных областях и видах деятельности [3, 5].
Таким образом, сегодня нет сомнений в актуальности выбранного направления исследования и поиска новых подходов в развитии надпрофессиональных навыков будущего офицерского состава в стенах высших военных учебных заведений.
В ходе настоящих исследований изучались: состав, важность, предпочтения и технологии развития надпрофессиональных навыков в условиях профессиональной подготовки курсантов.
Выявление уровня сформированности soft skills, digital skills у курсантов, их важности, стремления к их развитию и саморазвитию, возможности реализовать свой потенциал, проводилось анкетирование курсантов Военного института (инженерно-технического), по специально разработанной структурированной анкете, представленной на рис. 1.
Рис. 1. Фрагмент разработанной анкеты о важности развития на современном этапе надпрофессиональных навыков в карьере военнослужащего
Частичные результаты анкетирования представлены на рисунках 2–4.
В анкетировании приняли участие 67 курсантов.
Рис. 2. Результаты анкетирования курсантов по вопросу «Занимаетесь ли Вы саморазвитием или дополнительным обучением?»
По общей тенденции диаграммы (рис. 2) видно, что только 22 % курсантов, более склонны к саморазвитию и дополнительному обучению, 29 % прибегают к дополнительному обучению только в случае острой необходимости.
Наиболее важным в ходе исследования явился ответ на вопрос: «Какие навыки Вы считаете важными для реализации себя как профессионала в своём деле?». Можно констатировать, что курсанты действительно понимают важность навыков soft skills, так как (рис. 3) более 50 % курсантов отметили эти навыки востребованными.
Рис. 3. Результаты анкетирования курсантов по вопросу «Какие навыки soft skills Вы считаете важными для реализации себя как профессионала в своем деле?»
Кроме этого, в ходе анкетирования установлено, что курсанты при появлении возможности предпочитают приобретать новые знания при помощи (электронных ресурсов) в сети Интернет — около 80 %, около 50 % курсантов используют дополнительную литературу, равный процент респондентов (38,8 %) применяют свои знания на практике, изучают опыт других специалистов и самообучаются при помощи контактной среды Интернет (online-курсы, мастер-классы, видеоконференции), и самый малый процент — 26,9 % — посещают дополнительные учено-методические мероприятия на базе института.
Особый интерес в ходе исследования представили результаты ответов на вопрос: «Какими способами Вы бы хотели развивать свои навыки?» который и раскрывает сущность вопроса, какими именно педагогическими технологиями курсанты предпочитают развивать навыки soft skills на современном этапе.
Рис. 4. Результаты анкетирования курсантов по вопросу «Какими способами Вы бы хотели развивать свои мягкие навыки в военном вузе?»
Курсанты выбрали такие способы развития своих мягких навыков, обучаясь в военном вузе (рис. 3), как командная работа, используя технологию обучения в сотрудничестве; традиционные технологии в процессе обучения; онлайн обучение (информационно-коммуникационные технологии); участие в тренингах (создание предметно-развивающей среды); участие в конференциях (технология исследовательской деятельности) и проектную деятельность.
Полученные и частично представленные данные в рамках статьи говорят о том, что курсанты, осознают важность и приоритетность развития soft skills и digital skills, проявляют заинтересованность в возможностях саморазвития и получения новых знаний, предпочитают сочетать современные и традиционные педагогические технологии. Но наряду с этим, ограничены особенностями протекания учебного процесса в военно-учебных заведениях очень строгой регламентацией всего образовательного процесса.
Таким образом, возникает необходимость поиска новых педагогических технологий и подходов в образовательном процессе и их апробацией по развитию надпрофессиональных навыков курсанта в современных условиях.
Литература:
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 02.07.2021 г. № 400) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения: 20.08.2021).
- О роли военного образования в условиях перевооружения [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ria.ru/20161123/1481978829.html. (дата обращения: 25.06.2021).
- Официальный сайт Марафона Новое знание [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://marathon.znanierussia.ru/#about. (дата обращения: 22.05.2021).
- Овчаренко М. С. О подходах к решению проблемы подготовки военных специалистов // Trends in the world of science. Сб. науч. тр. по материалам III Межд. научно-практ. конф. МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 7–11.
- Навыки 21 века. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://akadem.irooo.ru/navyki-xxi-veka. (дата обращения: 19.08.2021).
- Чечева Н. А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvi (дата обращения: 12.08.2021).
- Овчаренко М. С. Об актуальности развития soft skills у курсантов военных вузов на современном этапе // Молодой ученый (№ 26 (368), июнь 2021 г.) ISSN 2072–0297, — С. 404–406.