Воспитание подрастающего поколения — это сложная и нужная деятельность, обязанность по осуществлению которой возлагается на взрослых. Нравственность и патриотизм — это составляющие правильного, законопослушного воспитания, ориентированного на формирование граждан, которые воспринимают нормы поведения в обществе.
Поколениям среднего и старшего возраста не понаслышке известно, что собой представляет военно-патриотическое воспитание. Когда-то начальная военная подготовка была обязательной учебной дисциплиной, которую преподавали в школе. Каждый школьник обязан был получить знания о том, как действовать в условиях внезапного нападения, газовой атаки, вооруженного конфликта либо ядерной атаки.
Однако на смену социалистическому строю, когда практически закрытая от всего мира Россия настраивалась на возможность повторения ужасов Второй мировой войны и готовилась к их преодолению, пришел условно-капиталистический строй. Все идеалы и приоритеты отошли на второй план и были забыты на фоне всеобщей разрухи и обнищания.
Тяжелые девяностые годы прошлого столетия завершились, и в России наступил период относительной финансовой стабильности. Законодательство России изменилось радикально, многие вопросы стали регулироваться с новой точки зрения. Однако и до настоящего времени патриотическое воспитание ассоциируется с военно-патриотическим, что, возможно, обусловлено особенностями нормативной регламентации правоотношений в обществе.
В основном законе нашего государства как одном из главных постулатов его существования закреплено, что защита Отечества — это долг и обязанность граждан России (статья 59 Конституции Российской Федерации) [1]. Военно-патриотическое воспитание, согласно статье 11 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» входит в комплекс мероприятий по подготовке гражданина к прохождению военной службы [2].
Военно-патриотическое воспитание преследует две цели. Первая — это воспитание у молодых людей морально-психологических качеств, необходимых им как защитникам Отечества, способным защитить интересы государства и общества. Вторая — это развитие нравственно-волевых качеств, таких как твердость характера, ответственность за свои поступки, законопослушность, трудолюбие, решительность.
При этом исследуемый вид воспитания направлен на формирование и развитие именно патриотизма.
В последние несколько лет ситуация на международной арене стала меняться, и Россия вновь находится в условиях, когда капиталистические страны, используя имеющиеся у них ресурсы, пытаются воздействовать на принимаемые руководством нашего государства решения, создавая условия некой изоляции. Как следствие вопрос о военно-патриотическом воспитании вновь становится актуальным. Возродились нормы ГТО, аббревиатура которого расшифровывается как «Готов к труду и обороне». Сдача данных норм раньше была неотъемлемым элементом военно-патриотического воспитания молодежи. В настоящее время нормы ГТО не являются обязательными, но подготовка к их сдаче приветствуется, хотя акцент при этом делается уже на здоровом образе жизни.
В итоге достаточно сложно ответить на вопрос о необходимости военно-патриотической подготовки молодежи, если цель ее — обучение навыкам военного мастерства для обороны от некоего пока условного противника. Кроме того, важным является вопрос о том, нужна ли военно-патриотическая подготовка девушкам, которые ранее ее проходили как потенциальные медицинские сестры, готовые в условиях войны оказывать помощь раненым.
Представляется, что однозначного ответа на данный вопрос нет, поскольку доводов в пользу необходимости военно-патриотического воспитания и в пользу признания его неким атавизмом советского прошлого может быть много.
Военно-патриотическое воспитание, ориентированное на уважение к государству, подданство которого присутствует у гражданина, может быть использовано для преодоления сложной ситуации в обществе, поскольку, как уже было отмечено выше, основной его целью является воспитание любви к Родине.
Вместе с тем военно-патриотическое воспитание, как следует из его наименования, имеет два аспекта — патриотизм и получение военных навыков. Вторая составляющая в условиях политики мягкой силы, проводимой нашим государством, не может совсем исчезнуть, но не должна быть приоритетной.
Представляется, что патриотизм не стоит воспринимать как восхваление собственных ценностей на фоне отрицания ценностей иных стран и народов. Он также не должен предполагать отрицания собственной ценности на фоне признания приоритетными интересов государства, как это было в советский период времени.
Патриотизм правильнее будет рассматривать как возможность сохранения истории и культуры собственной страны. Подобный подход к воспитанию патриотов не предполагает возвращения к идеологии советских времен, когда все личное воспринималось как нечто негативное, когда люди были обязаны отказываться от всех бытовых ценностей, провозглашаемых «мещанскими».
Необходимость уважения чужих воззрений, ценностей и приоритетов также важна. Воспитание у молодежи подобного подхода к осуществлению взаимодействия, как с гражданами своей страны, так и с иностранными гражданами будет способствовать повышению уровня культуры.
Молодежь должна понимать, что не существует единого образца поведения, единой, идеальной нормы, что все происходящее следует анализировать и исследовать, не занимая при этом крайних, максималистских позиций.
Кроме того, патриотизм, как верно отметил Н. И. Шестов, должен исключать возможность воспитания в молодежи крайних воззрений на ценности нации и Отечества, как позволяющих диктовать свою волю остальному миру. [3, с. 187].
Патриотизм должен формировать в неразрывной связи с нравственностью. Нравственность нужна и важна во всех аспектах и во всех сферах деятельности человека. Безнравственные поступки зачастую являются одновременно и противоправными, что нельзя упускать из внимания при осуществлении воспитания.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что необходимость осуществления нравственного и патриотического воспитания присутствует.
Патриотическое воспитание может осуществляться как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с военно-патриотическим воспитанием.
При осуществлении нравственного и патриотического воспитания целесообразно акцентировать внимание на уважении и любви к своему Отечеству, признании ценностей иных государств и народов. Прививание детям и молодежи подобного восприятия мира и человечества позволит им выстраивать взаимоотношения в родной стране и вне ее пределов на условиях взаимоуважения, признания равенства и паритета.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 01.07.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 04.07.2020.
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
- Шестов Н. И. Мифологическое и фактическое в технологии патриотического воспитания // Известия Саратовского университета. — 2017. — № 2. — С. 185–190.