Прокуратура, будучи созданной давно, на протяжении многих лет остается государственным органом, который надзирает над соблюдением законности [1].
Функционирование органов прокуратуры предполагает, что их сотрудники находятся в постоянном взаимодействии с населением, с государственными структурами, с разного рода организациями, с общественностью.
Понятие общественности скорее абстрактно, потому что общественность — это часть общества, наиболее активная, но не конкретизируемая по составу и количеству участников. Под общественностью принято подразумевать уважаемых, известных и активных людей, за которыми без специальной фиксации признается право на выражение мнения населения, хотя фактически речь идет о выражении определенной группы лиц, а не всего населения в целом.
Как и любая иная деятельность органов прокуратуры, связь с общественностью регламентируется, при этом детализация положений осуществлена на как на уровне законов, так и на подзаконном уровне.
В числе федеральных законов, регулирующих вопросы взаимодействия органов прокуратуры с общественностью, как представляется, следует выделить федеральный закон от 9 фе6враля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [2].
Взаимодействие государственных органов, к числу которых принадлежат и органы прокуратуры, базируется на ряде принципов:
– открытости и доступности информации о деятельности государственных органов;
– достоверность информации о деятельности государственных органов и своевременности ее предоставления;
– свободе поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов любым законным способом;
– соблюдении прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов.
Кроме того, в законе закреплено требование о размещении информации о деятельности государственных органов в сети «Интернет», что должно повысить прозрачность деятельности, возможности реагирования со стороны населения на действия и бездействие органов прокуратуры.
Фактически получается, что в настоящее время взаимодействие осуществляется преимущественно в отсутствие прямого контакта. Все желающие могут свободно и в любое время ознакомиться с данными о деятельности органов прокуратуры и отреагировать, если сочтут нужным. Представляется необходимым отметить, что была существенно упрощена возможность обращения в органы прокуратуры с использованием современных ресурсов. Тем самым ускоряется процесс разрешения вопросов, и, что немаловажно, увеличивается скорость реагирования на выявленные факты нарушения законов.
В настоящее время вопросы взаимодействия с общественностью наряду с федеральными законами регулируются положениями приказа Генеральной прокуратуры от 17 мая 2018 года № 296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью» [3].
Анализируя данный нормативный акт, можно утверждать, что Генеральная прокуратура Российской Федерации определяет взаимодействие с общественностью как одно из важнейших направлений работы и осуществлять его, исходя из анализа состояния законности и прокурорской деятельности.
Взаимодействие с общественностью обеспечивается также за счет проведения встреч, семинаров, круглых столов, в рамках которых население и средства массовой информации получают возможность свободного взаимодействия с сотрудниками органов прокуратуры.
Однако стоит отметить, что все подобные мероприятия строго контролируются и предполагают необходимость предварительного согласования. Генеральная прокуратура Российской Федерации требует, чтобы в случае участия сотрудников структурных подразделений органов прокуратуры в форумах, конференциях, заседаниях, совещаниях, круглых столах или иных мероприятиях, актуальных для представителей средств массовой информации и проводимых федеральными органами государственной власти, российскими общественными объединениями или организациями, а также компетентными органами иностранных государств и международными организациями, сообщать об этом в управление взаимодействия со средствами массовой информации за 3 рабочих дня до проведения мероприятия. В случае принятия решения об участии органов прокуратуры Российской Федерации менее чем за 3 рабочих дня до мероприятия информировать управление взаимодействия со средствами массовой информации в возможно короткий срок.
Деятельность прокуроров неразрывно связана с реализацией познавательной функции. Данная функция влияет на многие качества прокурорских работников, формируя в итоге компетентность. Эффективность познавательного процесса во многом обусловлена тем, насколько развита у прокурора функция коммуникации, умения выстроить взаимоотношения и воздействовать на иных лиц, а также усваивать значительные объемы информации.
Развитие науки и техники в современном мире позволяет упростить и сделать более доступным правовое просвещение населения. Органы прокуратуры осуществляют его различными способами, но на сегодняшний день наиболее доступным можно определить информирование и просвещение за счет размещения необходимой информации на официальных сайтах органов прокуратуры в сети «Интернет».
Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентирует органа прокуратуры на осуществление систематического информирования населения через официальные интернет-представительства органов прокуратуры, информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности и правопорядка. Информирование ограничивается только за счет установления запрета на размещение в свободном доступе материалов, которые являются конфиденциальными, содержат персональные данные и сведения, отнесенные в силу действующего законодательства к государственной тайне.
Таким образом, органы прокуратуры в настоящее время с учетом правового регулирования осуществляют деятельность, связанную с взаимодействием с общественностью. Данное взаимодействие присутствует в различных формах — начиная от прямого и непосредственного контакта, организации круглых столов и тому подобных мероприятий, и завершая взаимодействием дистанционным. Дистанционное взаимодействие обеспечивается за счет создания в сети «Интернет» сайтов органов прокуратуры, где присутствует возможность обратной связи.
Органы прокуратуры информируют население о своей деятельности, а также осуществляют правовое просвещение, разъясняя положения закона и особенности его применения в доступной форме.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.
- Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 7. — Ст. 776.
- Приказ Генеральной прокуратуры от 17.05.2018 № 296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью» / Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Url: https://genproc.gov.ru/documents/orders/document-1400026/ (дата обращения: 19.09.2021).