Развитие музыкально-ритмической одарённости детей дошкольного возраста средствами ритмопластики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 22.08.2021

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Баландина, К. В. Развитие музыкально-ритмической одарённости детей дошкольного возраста средствами ритмопластики / К. В. Баландина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 124-125. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83782/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются особенности развития музыкально-ритмической одарённости детей дошкольного возраста средствами ритмопластики. Раскрыты понятия «одарённость», «музыкально-ритмические движения», «ритмопластика».

Ключевые слова: одарённость, музыкально-ритмические движения, ритм, ритмопластика, музыкально-ритмическая одарённость.

В настоящее время одаренность выступает в виде «состояния личностного психологического ресурса, которое дарит возможность креативной деятельности в той или иной профессиональной сфере (т. е. деятельности, совокупной с формированием субъективно и объективно новейшего, применением уникальных подходов в исследовании вопросов, сензитивностью к ключевым, далеко идущим путям решения той или иной отрасли, доступностью всем инновациям и т. д.) 4.

Следует отметить, что одаренность выделяет интегральные качества личности. Так, например, В. Д. Шадриков определяет одаренность как интегральное проявление способностей в разных видах деятельности. Беспристрастным началом для интеграции отдельных способностей, согласно автору, является деятельность (ее психологическая структура). Именно деятельность является той формой, которая создает количество умений, обязательных для ее благополучного выполнения 6.

Понятие одаренности как единой особенности зафиксировано и в коллективной монографии ведущих российских экспертов в области исследования способностей и одаренности «Рабочей концепции одаренности». Следуя актуальному «рабочему» понятию, одаренность — это «единое, формирующееся в течение жизни качество психики, которое находит способ достижения человеком гораздо максимальных (необычных, незаурядных) показателей в одном или нескольких видах деятельности по аналогии с другими людьми» 2.

В большей мере это указывает на то, что одаренность одного и того же вида может иметь исключительный, особый характер, потому как уникальные элементы одаренности у многих личностей могут проявляться по-разному. Наиболее яркая одаренность (или талант) указывает на наличие большого потенциала во всех видах деятельности, а также о силе интеграционного развития «внутри» личности, увлекающего его индивидуальную сферу.

С позиции отечественных психологов, одаренность — это комплекс умений и навыков, создающих успешность (уровень и своеобразие) реализации поставленных задач. При этом весь комплекс компонентов одаренности, должен составлять единую функциональную структуру, контактировать друг с другом.

Музыкально-ритмическая одаренность по своей природе многозначна и показывает природу одаренности как феномен меняющегося, превращающегося, многомерного. Одаренные музыкально-ритмическими способностями дети, уже в раннем возрасте, отличаются от своих сверстников мгновенным и твёрдым усвоением музыки. У таких детей весьма рано обнаруживается способность подбирать на инструменте по слуху (к примеру, композитор А. Даргомыжский стремился подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно на шестом году).

При формировании музыкально-ритмических способностей, следует предоставить ребенку шанс поверить себя в разных формах музыкального творчества, к примеру — музыкальном движении 3, с.67. Услышать длительность музыкального предложения, почувствовать характер произведения, передать особенности развития музыкального произведения и выразить себя в самостоятельном решении, вот что дают ребенку, музыкально-ритмические движения.

Одной из разновидностей деятельности, тесно связанной с музыкально-ритмическими движениями, является ритмопластика. Ритмопластика способствует формированию у детей музыкальности, кинетических качеств и умений, чувства ритма, темпа, креативности, нравственно-эстетических качеств, психологической раскованности. Ритмопластика улучшает референтивные навыки, моторику и концентрирует эмоциональный мир ребенка, динамично влияет на центральную нервную систему и состояние высших психических функций. Именно в этом заключается актуальность данной темы [1].

Б. М. Теплов сделал вывод, что моторика — это целостная составляющая чувствования ритма, а не параллельное по взаимосвязи к нему проявление. Он отмечает, что ритм в музыке ощущается всеми клетками организма, слухом и сознанием. Во время восприятия музыкальных произведений у человека интуитивно появляется тяготение к движению. Ритм в музыке в большей степени действует на эмоциональность человека. Чувствование ритма — это динамичный процесс, непосредственно относящийся к восприятию музыки [5].

Суть ритмопластики содержится в погружении и разграничении средств музыкальной экспрессии, формы, изобразительности, образности и развития выразительности движения.

Таким образом, функция ритмопластики как действенного средства формирования музыкально-ритмической одаренности, состоит в индивидуальной особенности ритмопластики — полнота влияния на организм и на все качества личности ребенка. Задача педагога в ритмопластике, заключается в развитии чувства темпа-ритма, функция которых, в большей мере значима для усвоения программных умений. Создание комфортной атмосферы для детей во время занятия по ритмопластике, это гарантия достижения положительного результата [1].

Миссия педагогов заключается в том, чтобы сформировать у детей навык к восприятию нового материала, умение импровизировать без предварительной подготовки. Таким образом, дети обучаются творческому методу решения задач и не только музыкальных. Главное — укрепить в ребенке его скрытые возможности, чтобы в будущем он стал уверенным и счастливым человеком.

Литература:

  1. Аджимуратова, З. Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 655–658.
  2. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. — М.: Композитор, 1993.- 153с.
  3. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Н. Г. Пантелеев и др.; под ред. Н. Г. Ветлугиной. — М.: «Просвещение», 1989. — 79с.
  4. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
  5. Теплов, Б. М. Способности и одаренность: в 2 т./ Б. М. Теплов. — М.: Педагогика, 1985. Т.1. С.15–41.
  6. Цагарелли, Ю. А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: автореф. дисс.… канд. психол. наук / Ю. А. Цагарелли. — Л., 1981. — 34с.
Основные термины (генерируются автоматически): одаренность, ребенок, большая мера, вид деятельности, движение, музыкально-ритмическая одаренность, особенность развития, ритмопластика, способность, чувствование ритма.


Ключевые слова

ритм, ритмопластика, одаренность, музыкально-ритмические движения, музыкально-ритмическая одарённость

Похожие статьи

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства

В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ри...

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития

В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...

Теоретические основы изучения музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Музыкальные способности изучаются психологами более ста пятидесяти лет. Но анализ музыкально-педагогической и психологической литературы даёт основание утверждать, что в настоящее время среди учёных нет единой точки зрения на природу, структуру музык...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Похожие статьи

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства

В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ри...

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития

В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...

Теоретические основы изучения музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Музыкальные способности изучаются психологами более ста пятидесяти лет. Но анализ музыкально-педагогической и психологической литературы даёт основание утверждать, что в настоящее время среди учёных нет единой точки зрения на природу, структуру музык...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Задать вопрос