В 2022 году будет 10 лет, как существует в нашем учреждении (ГКУ Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров») проект «Мультикэмп». Этот проект направлен на формирование «жизненных» компетенций у детей с ментальными нарушениями через туристическую деятельность. Почему в основу проекта была выбрана туристическая деятельность?
Туризм — это познание мира. Через данный вид деятельности происходит формирование у ребенка с ментальными нарушениями целостной и подробной картины мира, мира природных явлений и вещей, устанавливается связь между ходом своей личной жизни и природным порядком, приходит понимание значения собственной активности во взаимодействии с природой.
Туризм — это труд. В туристической деятельности происходит формирование активной позиции участника проекта и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.
Туризм — это здоровье. Благодаря туризму развиваются адекватные представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, о здоровьесберегающих технологиях, применимых в повседневной жизни и здоровом образе жизни как таковом.
Туризм — это общение и взаимовыручка. Через занятия туризмом к участнику приходит понимание правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для него житейских ситуациях, происходит расширение и обогащение опыта коммуникации участника в ближнем и дальнем окружении, участие в повседневной жизни команды, создается ситуация принятия на себя обязанностей наряду с другими участниками.
Туризм — это социализация личности. Совместная деятельность в туристической команде способствует приобретению навыков решения проблемных социальных ситуаций, формированию внутренней позиции личности, «развиваются личностные качества, необходимые для взаимодействия в коллективе, для осознания необходимости единства слова и дела, полезного намерения. В условиях туристской деятельности формируется мотивация, направленная на самосовершенствование и самореализацию, способность принимать решения и нести за них ответственность, навыки целеполагания». [3]
Все это является ключевым в развитии «жизненной» компетентности у детей и подростков с ментальными нарушениями и улучшению их «качества жизни».
В проекте предусматриваются следующие форматы работы с участниками проекта:
– Групповые занятия;
– Досугово-познавательные мероприятия;
– Досугово-развлекательные мероприятия;
– Военно-спортивная игра «Зарница»;
– Многодневный похода с элементами соревнований по адаптивному пешеходному туризму.
Остановлюсь более подробно на последнем в списке формате: многодневном походе с элементами соревнований по адаптивному пешеходному туризму, или туристическом слете. Целью данного мероприятия является создание условий для формирования жизненных компетенций у детей и подростков с ментальными нарушениями посредством туристической деятельности, а также популяризация физической культуры и спорта, создание условий для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков позитивного, командного взаимодействия. Участие в туристическом слете способствует обучению навыкам преодоления природных препятствий, ориентирования на местности, организации походного быта, пользования туристическим оборудованием и инвентарем.
Приведу примерную программу одного из таких туристических слетов.
Время |
Мероприятие |
22 июня |
|
12.00–12.15 |
Торжественное открытие туристического слета |
12.15–14.00 |
Обед. Подготовка стоянки. Зарядка для хвоста. |
14.00–17.00 |
«Полоса препятствий» |
17.00–18.00 |
Игры с тренерами |
18.00–19.00 |
«Кулинарный поединок» |
19.00–21.00 |
Ужин. Свободное время. Подготовка к конкурсу «Туристическая песня» |
21.00–22.30 |
Конкурс «Туристическая песня». Дискотека. |
23 июня |
|
09.00–09.15 |
«Зарядка для хвоста» |
09.15–11.15 |
«Узлы», «Топография», «Лекарственные растения» |
11.15–13.15 |
Установка палатки. Разведение костра. «Рюкзак» |
13.15–15.15 |
Обед |
15.15–18.15 |
«Ориентирование» |
18.15–20.00 |
Ужин |
20.00–21.00 |
«Битва титанов» |
21.00–22.30 |
Туристическая вечеринка. Представление выпуска газеты. Дискотека. |
В течение дня изготовление газеты «Velegozhturist.ru» |
|
24 июня |
|
09.00–09.15 |
«Зарядка для хвоста» |
09.15–11.00 |
Турнир по волейболу |
11.00 -13.00 |
Обед. Отъезд |
Рассмотрим на примере 2 направлений конкурсную программу слета. Разведение костра на время.
Необходимо развести костер, который пережжет нитку, расположенную над землей на высоте 50см. Для разжигания дров используются спички и природный материал (хворост, береста, солома и т. д.). Высота закладки дров не должна превышать высоту 30 см. Дрова команда заготавливает самостоятельно. После перегорания нитки, команда должна затушить костер и убрать угли.
Участвуют 2 человека.
Ориентирование.
Нахождение контрольных точек (КП) по карте.
Участвуют 4 человека (2 юноши, 2 девушки).
Направление, которое реализую я, представлено занятиями по теме «Топографические знаки». В Положение о проведении туристического слета это прописано так:
Конкурс на знание топографических знаков
Задание 1: назвать по картинке топографические знаки
Задание 2: прочитать текст, заменяя картинку-знак (изображение) на его название.
Задание 3: прочитать текст и заменить название знака на его изображение
Далее хотела бы рассмотреть эту тему более детально.
В Техническом железнодорожном словаре представлено такое определение, что такое топографический знак: «Топографические знаки — это условные обозначения на топографических картах, применяемые для нанесения на них таких предметов, которые не могут быть выражены в масштабе. Чем крупнее масштаб, тем условных знаков на карте меньше; с уменьшением же масштаба число условных знаков увеличивается и сами они изменяют свой вид, так что на картах мелкого масштаба даже большие города, села, хребты гор, реки изображаются условными знаками».
В туристской топографии существует большое количество топографических знаков. Для участников проекта мною были выбраны следующие знаки: смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес, кустарники, луг, мост, проселочная дорога, родник, тропинка, железнодорожная станция, река. В таблице представлено визуальное изображение некоторых из них.
|
смешанный лес |
|
хвойный лес |
|
лиственный лес |
|
кустарники |
Первый этап в изучение топографических знаков — представление их изображенными на соответствующем рисунке. Вторым этапом может стать показ их на отдельных карточках. Например, педагог показывает маленькую карточку с топографическим знаком и спрашивает: «У кого есть такой знак? Где его место на картинке?», далее обязательно проговаривается, что обозначает данный знак. Далее наступает этап закрепления изученного материала.
Для закрепления значения топографических знаков можно использовать дидактическую игру «Каждому знаку свое место»:
– Необходимо разложить знаки в соответствии с объектами на картинке;
– Необходимо отобрать знаки в соответствии с полученными от педагога картинками реальных объектов.
Успешно организуется и проводится игра малой подвижности «Найди пару».
– Участвуют две команды. Одна команда получает картинки с реальными объектами, другая — топографические знаки. Затем по сигналу педагога каждый член команды находит себе пару. Выигрывает та команда, в которой быстро и правильно совпали карточки.
После того как пара нашлась, они объясняют, что изображено и какой знак этому изображению соответствует. Затем дети меняются карточками, и игра начинается снова.
Другой вариант игры также успешно способствует запоминанию топографических знаков.
– Участник игры получает карточки с реальными объектами. Педагог показывает топографический знак. Участник, у которого есть нужная картинка, поднимает ее.
Для закрепления знания участников проекта условных знаков топографических карт, правильно соотнесения топографических знаков и изображения объекта на картинке можно сделать «Топографическое лото» своими руками. В статье Григорьевской И. В. «Особенности произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей» указывается: «Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития». [4] Для детей с ментальными нарушениями характерна эпизодическая забывчивость, лучшее запоминание значимого и завершенного события, характеризируются низким объемом запоминания, низкой точностью и прочностью запоминания словесного и наглядного материала.
Исходя из этого можно утверждать, что изучение топографических знаков для участников проекта процесс трудный и длительный. Необходимо все мастерство педагога, чтобы он стал для них привлекательным. Основная и главная мотивация была и остается — это участие в команды в туристическом слете. Именно она является ведущей в рутинном процессе механического запоминания.
Литература:
- https://studme.org/104259/pedagogika/izuchenie_topograficheskih_znakov
- https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/veselyj_ryukzachok.pdf
- https://ioe.hse.ru/data/2020/07/29/1598552553/ %D0 %A2 %D0 %B8 %D0 %BF %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D0 %BC %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8C %20 %D0 %A1 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F %20 %D1 %82 %D1 %83 %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %BC %D0 %B0 %20(%D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B4.).docx
- Григорьевская И. В. Особенности произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 1.