Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 24.08.2021

Статья просмотрена: 1502 раза

Библиографическое описание:

Герасимова, Н. А. Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Герасимова, Т. А. Герасимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83793/ (дата обращения: 16.11.2024).



Я. А. Коменский говорил: «Познавательный интерес — союзник волевого усилия в достижении цели, в преодолении трудностей».

Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области развития автоматизированных технических систем вывели развитие новой прикладной науки — робототехники, которой предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса. Робототехника, снабжена специальными обучающими программами, ее можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач.

В развитых странах, где робототехника применяются уже не одно десятилетие, определились главные направления эффективного использования в различных научных сферах. Широко используются для программирования и тестирования роботов, позволяет учащимся с ранних лет ознакомится с программированием, прикладной математикой и информатикой, а также с физическими процессами.

Что же такое робототехника?Робототехника — одно из самых передовых направлений науки и техники , аобразовательная робототехника — это новое междисциплинарное направление обучения детей, позволяющая вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества и повышения престижа инженерских профессий среди молодежи.

В современном обществе идет внедрение роботоввповседневную жизнь, очень многие процессы заменяются роботами . Сферы применения роботов различны: медицина, строительство, геодезия, метеорология и т. д. очень многие процессы в жизни человек уже не мыслит без робототехнических устройств (мобильных роботов):робот для всевозможных детских и взрослых игрушек.

Специалисты, обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому вопрос внедрения робототехники в учебный процесс , начиная с дошкольного возраста и далее на каждой ступени образования , вплоть до окончания высшего учебного заведения, достаточно актуален. Человек развивается всю свою жизнь, но основные навыки, которые лягут «фундаментом» в развитии тех или иных компетенций, формируется в дошкольном возрасте . Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем. Именно образовательная робототехника является актуальным средством развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, которая побуждает их к творческому мышлению и производству уникального продукта. Это залог успешного будущего не только для отдельно взятого ребенка, но и для страны в целом.

При работе с роботами затрагивается проблема развития мышления детей, с помощью которого, мы получаем знания, решая поставленную задачу. Поэтому очень важно его развивать уже с детства. Высшей стадией развития мышления является формирование логического мышления, оно зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.

Робототехника полностью отвечают условиям развития логического мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Работа с образовательными роботизированными игрушками дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования и программирования. При этом у ребенка развиваются личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

В результате работы с детьми с помощью роботов, ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать — что являются основными главными критериями развития логического мышления. У них развивается техническое мышление и техническая изобретательность.

Начинать учить детей робототехнике нужно как можно раньше, так как интерес к инженерным специальностям проявляется буквально с 5 лет. Этот интерес нужно развивать и продвигать повсеместно, не только в школах, но и в детских садах.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов, которые формируются на протяжении всей жизни ребенка:

– умственные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, доказательства);

– чувственные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

– регулятивные — волевые стремления, целенаправленность, упорство, настойчивость, интерес, внимание, принятие решений, достижение результата;

– творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.

Робототехника — это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.

С помощью робототехники создаются условия для решения задач образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:

– развитие мелкой моторики рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности;

– обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;

– умение программировать и составлять алгоритм действий;

– получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;

– расширение представлений детей об окружающем мире;

– развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;

– обучение воображению, творческому мышлению;

– овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;

– обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

С использованием роботов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.

Игры — исследования с образовательными роботами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать их, расширять технические и математические словари ребенка.

С помощью роботизированных игрушек дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей и, следовательно, планировать деятельность. Перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

У детей с хорошо развитыми навыками в робототехнике быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. У детей развиваются познавательные способности, мотивация и интерес к решению различных задач. Дети учатся принимать решения в многочисленных ситуациях. Большая роль отводится проектной работе.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста робототехнике играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, закладывают первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.

Литература:

  1. Вильямс Д. Программируемые роботы. — М.: NT Press, 2006.
  2. Заболоцкая В. В., Николаева Л. В. Робототехника как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 4–9.
  3. Конюх В. Основы робототехники. — М.: Феникс, 2008.
  4. Программа курса «Образовательная робототехника». Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.
  5. Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 230–232.
  6. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. — СПб.:Наука, 2010.
  7. http://roboforum.ru/
  8. http://robotics.su/
  9. http://robot.paccbet.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, робототехника, дошкольный возраст, познавательный интерес, знание, интерес, логическое мышление, окружающий мир, процесс, творческое мышление.


Похожие статьи

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Задать вопрос