Об опыте использования сервиса электронного документооборота участниками системы обязательного медицинского страхования Свердловской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 29.08.2021

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Осипова, Ю. А. Об опыте использования сервиса электронного документооборота участниками системы обязательного медицинского страхования Свердловской области / Ю. А. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83802/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен опыт ТФОМС Свердловской области по использованию сервиса электронного документооборота для подписания договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию между участниками системы ОМС.

Ключевые слова: электронный документооборот, участники системы обязательного медицинского страхования, договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции переход на удаленный режим работы не только частных организаций, но и государственных структур способствовал росту спроса на современные программные продукты, в том числе и на системы электронного документооборота.

Преимущества использования электронного документооборота очевидны: быстрая регистрация и обработка документов (на 30–50 % быстрее по сравнению с регистрацией и обработкой бумажного документа); рост эффективности управления и дисциплины работников (так легче проконтролировать ответственных и выявить просроченные задания); простота процесса ознакомления сотрудников с документами (электронное делопроизводство позволяет ускорить этот процесс в 2–3 раза); быстрый поиск (безбумажное делопроизводство ускоряет поиск документа в 6–12 раз) [1].

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее — ТФОМС Свердловской области, фонд) — один из первых государственных органов Свердловской области, который перевел более 30 % сотрудников на удаленный режим работы и в дальнейшем смог нарастить долю сотрудников, выполняющих работу дистанционно до 60 %.

Перед ТФОМС Свердловской области встала задача по сохранению входящих, исходящих и внутренних потоков информации, чтобы обеспечить выполнение трудовых обязанностей сотрудниками фонда для сохранения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования региона.

Документооборот затрагивает все функции операционной деятельности организаций, включая основную деятельность и вспомогательные функции, и лежит в основе управленческих решений. Поэтому очень важно, чтобы документооборот был эффективным.

В первую очередь необходимо было решить проблемы, которые могут возникнуть у дистанционных сотрудников при работе с документами. Важно было сохранить юридическую значимость процессов, поэтому были приобретены усиленные квалифицированные электронные подписи (далее — УКЭП) для должностных лиц, обладающих правом подписи документов.

Осталась одна большая нерешенная проблема — подписание документов, предполагающие утверждение несколькими сторонами: договоры соглашения, совместные приказы и письма.

В данной статье интерес представляет организация заключения договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее — договор) между участниками системы ОМС: фондом, медицинскими организациями (далее — МО) и страховыми медицинскими организациями (далее — СМО). На территории Свердловской области в системе ОМС оказывают медицинскую помощь 229 медицинских организаций, а 5 страховых компаний оплачивают эту медицинскую помощь [2].

Ранее договоры между участниками системы ОМС подписывались собственноручно и передавались от участника к участнику нарочным. Таким образом, огромное количество времени затрачивалось на обработку этих документов, их доставку. Была необходима слаженная работа сотрудников разных юридических лиц, чтобы документ был подписан и оказался у каждого из подписантов в правильно оформленном виде.

В конце 2020 года приказом Минздрава России от 30.12.2020 № 1417н (зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2021 № 62056) была утверждена новая форма типового договора. Перед территориальными фондами ОМС была поставлена задача по заключению этих договоров со всеми участниками системы ОМС в кратчайшие сроки — до 25 января 2021 года. Документ предусматривает 7 подписантов: ТФОМС, пять СМО и одна МО. Предстояло подписать 1603 оригиналов документов.

Учитывая кратчайшие сроки реализации задачи, риски распространения новой коронавирусной инфекции, внимание было обращено к сервисам электронного документооборота (далее — ЭДО), позволяющих передавать и подписывать документы между разными компаниями через Интернет. Кроме того, подобные сервисы имеют ряд преимуществ: доступность через любой браузер при наличии интернета; возможность работы как с формализованными документами, так и с произвольными (договор по ОМС — неформализованный документ); исключения риска потери документов; экономия на печати, транспортировке, хранении, утилизации; сокращение времени на подписание документа.

Всю работу можно разбить на несколько этапов:

  1. анализ информации о сервисах ЭДО, выбор подходящего;
  2. подготовка участников системы ОМС к работе в сервисе ЭДО;
  3. этап реализации.

На сайте Федеральной налоговой службы представлены операторы электронного документооборота [3]. Выбирая конкретного, руководствовались следующими критериями: возможность подписания электронными подписями документа 7 сторонами, надежность, функциональность, неограниченное количество контрагентов, опыт работы, качество обслуживания, техническая поддержка, стоимость.

Изучив рынок сервисов ЭДО, был определен потенциальный исполнитель и подготовлен Устав проекта (Таблица 1).

Таблица 1

Подписание договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в сервисе электронного документооборота

  1. Сведения о проекте

Полное наименование проекта:

Подписание договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в сервисе электронного документооборота

Инициатор:

ТФОМС Свердловской области

Цели (цель) проекта

Получение юридически значимого документа, подписанного 7 сторонами в короткие сроки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, а также реализация перехода от бумажного документооборота к электронному с внешними контрагентами

Сроки реализации проекта

Дата начала проекта: 13.01.2021

Планируемая дата завершения проекта: 25.01.2021

  1. Результаты и условия реализации

Обоснование запуска проекта

Сжатые сроки реализации. Пандемия новой коронавирусной инфекции. Необходимость сокращения затрат на обслуживание бумажного делопроизводства

Перечень целевых результатов (продуктов проекта)

Все договоры подписаны в срок всеми участниками проекта

Участники и заинтересованные стороны

1. ТФОМС Свердловской области

2. медицинские организации

3. страховые медицинские организации

4. компания, разработавшая сервис

Ограничения на затраты

Затраты несет только инициатор процесса.

Ограничения связаны с возможностью заключения государственного контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» без проведения конкурсных процедур в рамках 600 тыс. руб.

Другие требования

Наличие унифицированной электронной подписи у всех участников проекта

Критерии оценки успешности проекта

  1. Сокращение затрат на расходные материалы 3 раза к 01.10.2021.
  2. Перераспределение рабочего времени сотрудников на другие обязанности; повышение производительности труда до 25 % к 01.10.2021.
  3. Сокращение до 30 % времени на согласование и поиск информации и документов к 01.10.2021.

Риски проекта

1. Отсутствие электронной подписи у подписанта, необходимость ее изготовления и ожидания.

2. Отказ от подписания договора.

3. Отсутствие Интернет-связи.

Для реализации проекта в фонде была создана рабочая группа, в которую вошли сотрудники из разных подразделений, подготовлен регламент использования сервиса, определены обязанности участников процесса, создан общий чат для обсуждения оперативных вопросов и таблица для сбора информации с возможностью совместной работы в ней.

На момент принятия решения о работе в сервисе ЭДО большинство участников системы ОМС использовали УКЭП в различных программных продуктах. Необходимо было выявить тех, кто не может по каким-либо причинам подписывать электронные документы в рамках данного проекта. Наибольший риск представляли СМО, т. к. достаточно отсутствия УКЭП у одной СМО, и ни один договор не будет подписан. Поэтому на подготовительном этапе шло активное взаимодействие со всеми потенциальными подписантами, в адрес которых было направлено совместное с Министерством здравоохранения Свердловской области письмо с инструкцией по подключению к сервису; организована методическая поддержка пользователей, проведено онлайн-обучение.

От постановки задачи по проекту до подписания государственного контракта об использовании сервиса прошло 3 рабочих дня. Подготовительный этап занял 5 рабочих дней, этап реализации 4 календарных дня. Благодаря распределению обязанностей многие процессы проходили параллельно, что существенно сократило срок реализации проекта.

Стоимость пользования сервисом (10 тыс. документов) с проведением обучения для сотрудников ТФОМС Свердловской области составила около

80 000 руб. Немаловажно, что все остальные участники не испытали финансовой нагрузки.

По итогам только первого месяца работы в сервисе ЭДО экономия расхода на бумагу составила 12 824 руб., экономия расхода чернил в картриджах — 17 184 руб. Отсутствует необходимость в организации мест хранения бумажных договоров. Нет расхода чернил в картриджах, а значит, принтеры не нуждаются в обслуживании. Нет транспортных расходов, не нужно привлекать курьера, чтобы отвезти документы.

Таким образом, в результате использования сервиса ЭДО можно наблюдать:

– прямой экономический эффект (экономия трудовых и материальных затрат на работу с документами);

– сокращение временных циклов работы с документами и создание единого документального пространства;

– полный контроль над документами, их движением и исполнительской дисциплиной.

Опыт использования сервиса ЭДО позволил повысить качество, точность и оперативность при реализации задач и функций участников процесса, а также способствовал эффективному использованию бюджетных средств, снижению трудозатрат и упорядочению деятельности.

Литература:

1. Ускова, А. Электронное делопроизводство и электронный документооборот. Преимущества цифровизации / А. Ускова. — Текст: электронный // https://ecm-journal.ru: [сайт]. — URL: https://ecm-journal.ru/docs/Ehlektronnoe-deloproizvodstvo-i-ehlektronnyjj-dokumentooborot-Preimushhestva-cifrovizacii.aspx?utm_source=website&utm_medium=ecmj & utm_ campaign=projeсt&utm_content=delopr&utm_term=072020 (дата обращения: 22.06.2021).

2. Официальный сайт ТФОМС Свердловской области. [Электронный ресурс] — / 2021. — Режим доступа: http://tfoms.e-burg.ru/ (дата обращения: 22.06.2021).

3. Организации — операторы электронного документооборота. [Электронный ресурс] — / — 2021. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/ rn77/taxation/submission_statements/operations/ (дата обращения: 22.06.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): Свердловская область, обязательное медицинское страхование, электронный документооборот, медицинская помощь, документ, участник системы, сервис, договор, подписание договоров, проект.


Ключевые слова

Электронный документооборот, участники системы обязательного медицинского страхования, договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию

Похожие статьи

Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи в медицинских организациях, работающих в сфере обязательного медицинского страхования в Удмуртской Республике и Республике Татарстан

Одним из критериев оценки качества оказания медицинской помощи является уровень удовлетворенности пациентов. В связи с этим, сотрудниками территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) каждый год проводится социологический опро...

Базисные условия поставки медицинских услуг

В статье рассматриваются условия типового договора на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, условия типового договора на оказание платных медицинских услуг. Рекомендуется включить в предмет типовых договоров базисное ...

Особенности гражданско-правовой ответственности по договору возмездного оказания медицинских услуг

Рассматривается гражданско-правовая ответственность, связанная с заключением договора о предоставлении медицинских услуг, и уделяется особое внимание возмездному оказанию таких услуг. Проводится анализ юридических аспектов ответственности в контексте...

Нормативно-правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре

В данной статье рассмотрена правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре на федеральном уровне. Проанализированы тексты нормативных источников и сделана оценка состоянию нормативно-правовой базы пред...

Анализ динамики структуры выплат обязательного страхования в Республике Саха (Якутия)

В статье рассматриваются динамика и структура страховых выплат обязательного страхования гражданской ответственности в Республике Саха (Якутия).

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье рассматривается новый способ получения государственных услуг посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, направленный на сокращение времени ожидания заявителей в очереди, повышение качества о...

К вопросу об ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию медицинских услуг

В статье рассматривается вопрос об ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию медицинских услуг, предложены меры по совершенствованию законодательного урегулирования ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию...

Совершенствование организации деятельности подразделений по вопросам миграции территориального органа МВД России по оказанию государственных услуг в электронной форме на региональном уровне

В статье рассматриваются особенности деятельности подразделений по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне по оказанию государственных услуг в электронной форме, а также определяются возможные направления совершенс...

Электронная цифровая подпись и ее применение на Едином портале государственных услуг

В статье исследуются практические вопросы получения и использования электронной цифровой подписи (ЭЦП). Возможность использования ЭЦП на Едином портале государственных и муниципальных услуг (портале Госуслуг).

К вопросу об административной ответственности страховых организаций при заключении публичных договоров страхования на примере ОСАГО

В статье анализируются проблемы в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности, предложены пути разрешения сложившихся проблем в данном сегменте страхования.

Похожие статьи

Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи в медицинских организациях, работающих в сфере обязательного медицинского страхования в Удмуртской Республике и Республике Татарстан

Одним из критериев оценки качества оказания медицинской помощи является уровень удовлетворенности пациентов. В связи с этим, сотрудниками территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) каждый год проводится социологический опро...

Базисные условия поставки медицинских услуг

В статье рассматриваются условия типового договора на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, условия типового договора на оказание платных медицинских услуг. Рекомендуется включить в предмет типовых договоров базисное ...

Особенности гражданско-правовой ответственности по договору возмездного оказания медицинских услуг

Рассматривается гражданско-правовая ответственность, связанная с заключением договора о предоставлении медицинских услуг, и уделяется особое внимание возмездному оказанию таких услуг. Проводится анализ юридических аспектов ответственности в контексте...

Нормативно-правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре

В данной статье рассмотрена правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре на федеральном уровне. Проанализированы тексты нормативных источников и сделана оценка состоянию нормативно-правовой базы пред...

Анализ динамики структуры выплат обязательного страхования в Республике Саха (Якутия)

В статье рассматриваются динамика и структура страховых выплат обязательного страхования гражданской ответственности в Республике Саха (Якутия).

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье рассматривается новый способ получения государственных услуг посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, направленный на сокращение времени ожидания заявителей в очереди, повышение качества о...

К вопросу об ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию медицинских услуг

В статье рассматривается вопрос об ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию медицинских услуг, предложены меры по совершенствованию законодательного урегулирования ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию...

Совершенствование организации деятельности подразделений по вопросам миграции территориального органа МВД России по оказанию государственных услуг в электронной форме на региональном уровне

В статье рассматриваются особенности деятельности подразделений по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне по оказанию государственных услуг в электронной форме, а также определяются возможные направления совершенс...

Электронная цифровая подпись и ее применение на Едином портале государственных услуг

В статье исследуются практические вопросы получения и использования электронной цифровой подписи (ЭЦП). Возможность использования ЭЦП на Едином портале государственных и муниципальных услуг (портале Госуслуг).

К вопросу об административной ответственности страховых организаций при заключении публичных договоров страхования на примере ОСАГО

В статье анализируются проблемы в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности, предложены пути разрешения сложившихся проблем в данном сегменте страхования.

Задать вопрос