Ключевые слова: эмоция, тревога, страх, фобия, социальный страх, подросток, механизмы преодоление страха.
Страх — это внутреннее состояние, обусловленное грозящими реальными или предполагаемыми бедствиями [11.с.80]. Страху не нужны двери и окна. Он работает изнутри. Известный психолог и врач А. И. Захаров определил страх как интенсивно выраженную эмоцию [5, с.150]. По его мнению, страх имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступал как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития [9, с.20].
Неизменным спутником страха является тревога. Страх и тревога — два понятия, объединенные одними и разделенные другими авторами. А. И. Захаров выделил общий компонент для страха и тревоги в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображены восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности [6, с.120].
Условно различие между тревогой и страхом можно представить так:
- тревога — сигнал опасности, а страх ответ на нее;
- тревога скорее предчувствие, а страх чувство опасности;
- тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх — тормозящим воздействием на психику;
- стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство;
- тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности, имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт;
- несмотря на свою неопределенность тревога в большей степени когнитивный, а страх эмоциональный феномен, соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх — правополушарный феномен;
- тревога — социально, а страх — инстинктивно — обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы [11, с 80–96].
Страхи формируются с самого раннего детства, и могут сопровождать человека всю его сознательную жизнь. С возрастом эти страхи могут либо уходить, либо трансформироваться. Но стоит помнить, что страх страху рознь. Нормальный умеренный страх является закономерной реакцией на опасность и поддерживается в нас инстинктом самосохранения, но если наши страхи перерастают в сильно-выраженный, упорный, навязчивый страх, не поддающемуся полному логическому объяснению, то это уже называется фобией. Существует типология фобий, самые известные из них: клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), гипсофобия (страх пребывания на высоте), акрофобия (страх пребывания на глубине). Но есть и такие фобии, которые называют социальными [13, с.22].
Социальные страхи (фобии) — это страх оказаться в центре внимания, сопровождающийся опасениями негативной оценки со стороны окружающих и стремлением избегать общественных ситуаций. В основе этих страхов по выражению Марии Кюри, лежит страх быть непонятым: «Ничего в жизни не стоит опасаться больше, чем возможности быть непонятым» [12, с.623].
Актуальность: страхи мешают человеку раскрыться, реализовать себя, так, как они являются преградой на пути достижения целей. Особенно остро звучит тема страхов в подростковом возрасте. Подростковый возраст богат переживаниями и кризисными явлениями. В этот период складываются, устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства. Усиление страхов и тревоги в этот период, дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни [10, с.113].
Цель исследования: изучить проявления страхов в подростковом возрасте, их признаки и способы преодоления.
База эмпирического исследования: ГБПОУ ВО «ВАТ имени В. П. Чкалова», участники исследования: студенты 2 курса, возрастная категория 16–17лет. Обследовано 100 человек. Психологическое исследование проводилось в сентябре — октябре 2020 года и апреле 2021года. Для проведения исследования использовался комплекс методов: анализ литературы, клиническое наблюдение, психодиагностические: беседа, анкетирование, «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» разработанный Ю. Щербатых и Е. Ивлевой [13, с.325].
На основании полученных результатов были выявлены, наиболее распространенные страхи, испытываемые подростками, так: 9 % — признались, что бояться пауков и змей, 12 % — боятся темноты, страх высоты испытывают — 9 % опрошенных. Перечисленные страхи сформировались у подростков в раннем детстве, под влиянием взрослых. По мнению многих исследователей, данные страхи является защитным эволюционным механизмом, основаны на подсознательной осторожности, стремлении сохранить свое здоровье и жизнь [6, с.25]. 25 % испытывают страх того, что могут заболеть каким-либо заболеванием. Очень часто подростков обвиняют в эгоизме, в неумении сопереживать, но в нашем случае 45 % подростков боятся того, что их близкие люди могут заболеть (рис.1).
Рис. 1. Анализ диагностических данных по тесту «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности»
Для студентов характерна выраженность социальных страхов: у 12 % присутствует страх ответственности. Подростки страшатся принимать решения и отстаивать свои идеи потому, что боятся быть непонятыми и отвергнутыми. Страх несоответствия чужим ожиданиям берет верх в каждом начинании. Такому подростку очень сложно справиться даже с самой легкой задачей [2, с.75].
Чего всегда боятся студенты? Конечно же экзаменов,38 % подростков, испытывают сильный страх перед экзаменом. Причины вызывающее данный вид страха: неуверенность в себе и своих знаниях, переоценка значимости экзамена, тревожность.
Половина студентов, участвующих в исследовании,50 %, боятся публичного выступления. Страх публичных выступлений — это как раз та ситуация, когда ничто и никто не угрожает нашей жизни. Однако сама мысль о том, что предстоит выступление на публику, заставляет организм реагировать так, как будто находится на краю пропасти. Рассуждая об этом страхе, подростки отметили, что этот страх проявляется следующим образом: нарушается ритм дыхания, ноги становятся «ватными», ускоряется темп речи, повышается тон голоса, появляется хаотичная жестикуляция. Из этого страха, подростки отказываются участвовать в мероприятиях, им сложно отвечать на занятиях перед аудиторией (рис.2).
Рис. 2. Анализ диагностических данных по тесту
«Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности». Социальные страхи»
В входе исследования было отмечено, что подростки склонны переживать несколько страхов. О своих эмоциональных переживаниях, они стесняются говорить, тем более о страхах. Страхи осознаваемы, но отсутствует понимание, как преодолеть страх.
Для формирования механизмов преодоления страхов подросткам была рекомендована психологическая коррекция, включающая: индивидуальные консультации и занятия с элементами тренинга: «Победи свой страх». В процессе индивидуальных консультаций, 24 подростка дали согласие на участие в занятиях в группе. Занятия проводились с января — по апрель 2021 года, один раз в неделю. Проведено 12 занятий по 2 часа.
В практической работе использовались методики коррекции страхов А. И. Захарова, А. М. Прихожан, В. А. Куташова [7, с.729; 8, с.170] и методики развития личности А. Г. Грецова [3. с.5–400] и О. В. Евтихова [4, с.5–250]. Включены короткие информационные блоки, расширяющие знания подростков в области психологии человека. Так же: групповые дискуссии, ролевые игры, выполнение упражнений, способствующих пониманию и анализу страхов.
В апреле 2021 года в группе проведено итоговое анкетирование. Самое главное, что подчеркнули в своих ответах подростки: интерес к занятиям по психологии, снижение градуса своих страхов, страхи легче преодолевать не в одиночку, а в коллективе.
Выводы:
- Несколько страхов могут присутствовать в одном человеке.
- Социальные страхи занимают лидирующую позицию.
- Страхи могут осознаваться, но не сформированы механизмы преодоления этих страхов.
- Психологическая коррекция, проводимая с подростками в группе, способствует формированию механизмов по преодолению страхов.
Литература:
1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. Астапов В. М. — СПб.: Питер, 2005. — 241с.
2. Гормин А. С. Факторы формирования тревоги у подростков в инновационном учебном заведении. Новгород, 1997–189с.
3. Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание СПб.: Питер, 2011. — 416 с.
4. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: «Речь»,2005.-256с.
5. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988.- 246с.
6. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей — Изд-во «Союз», СПб., 2000.- 187 с.
7. Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. — 729 с.
8. Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.
9. Леви В. Приручение страхов. Изд — во: Книжный клуб. -2014. — 304с.
10. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
11. Тревога и тревожность /состав. и общая редакция В. М. Астапов М., 2008.- 241с.
12. Фриц Риман Основные формы страха // Психология мотивации и эмоций. — М., 2002.- 623–657с.
13. Щербатых Ю. В. Психология страха. М.: ЭКСМО, 2007. — 512с.