Психокоррекция страхов в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 28.08.2021

Статья просмотрена: 736 раз

Библиографическое описание:

Давыдова, С. Е. Психокоррекция страхов в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения / С. Е. Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83803/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: эмоция, тревога, страх, фобия, социальный страх, подросток, механизмы преодоление страха.

Страх — это внутреннее состояние, обусловленное грозящими реальными или предполагаемыми бедствиями [11.с.80]. Страху не нужны двери и окна. Он работает изнутри. Известный психолог и врач А. И. Захаров определил страх как интенсивно выраженную эмоцию [5, с.150]. По его мнению, страх имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступал как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития [9, с.20].

Неизменным спутником страха является тревога. Страх и тревога — два понятия, объединенные одними и разделенные другими авторами. А. И. Захаров выделил общий компонент для страха и тревоги в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображены восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности [6, с.120].

Условно различие между тревогой и страхом можно представить так:

  1. тревога — сигнал опасности, а страх ответ на нее;
  2. тревога скорее предчувствие, а страх чувство опасности;
  3. тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх — тормозящим воздействием на психику;
  4. стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство;
  5. тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности, имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт;
  6. несмотря на свою неопределенность тревога в большей степени когнитивный, а страх эмоциональный феномен, соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх — правополушарный феномен;
  7. тревога — социально, а страх — инстинктивно — обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы [11, с 80–96].

Страхи формируются с самого раннего детства, и могут сопровождать человека всю его сознательную жизнь. С возрастом эти страхи могут либо уходить, либо трансформироваться. Но стоит помнить, что страх страху рознь. Нормальный умеренный страх является закономерной реакцией на опасность и поддерживается в нас инстинктом самосохранения, но если наши страхи перерастают в сильно-выраженный, упорный, навязчивый страх, не поддающемуся полному логическому объяснению, то это уже называется фобией. Существует типология фобий, самые известные из них: клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), гипсофобия (страх пребывания на высоте), акрофобия (страх пребывания на глубине). Но есть и такие фобии, которые называют социальными [13, с.22].

Социальные страхи (фобии) — это страх оказаться в центре внимания, сопровождающийся опасениями негативной оценки со стороны окружающих и стремлением избегать общественных ситуаций. В основе этих страхов по выражению Марии Кюри, лежит страх быть непонятым: «Ничего в жизни не стоит опасаться больше, чем возможности быть непонятым» [12, с.623].

Актуальность: страхи мешают человеку раскрыться, реализовать себя, так, как они являются преградой на пути достижения целей. Особенно остро звучит тема страхов в подростковом возрасте. Подростковый возраст богат переживаниями и кризисными явлениями. В этот период складываются, устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства. Усиление страхов и тревоги в этот период, дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни [10, с.113].

Цель исследования: изучить проявления страхов в подростковом возрасте, их признаки и способы преодоления.

База эмпирического исследования: ГБПОУ ВО «ВАТ имени В. П. Чкалова», участники исследования: студенты 2 курса, возрастная категория 16–17лет. Обследовано 100 человек. Психологическое исследование проводилось в сентябре — октябре 2020 года и апреле 2021года. Для проведения исследования использовался комплекс методов: анализ литературы, клиническое наблюдение, психодиагностические: беседа, анкетирование, «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» разработанный Ю. Щербатых и Е. Ивлевой [13, с.325].

На основании полученных результатов были выявлены, наиболее распространенные страхи, испытываемые подростками, так: 9 % — признались, что бояться пауков и змей, 12 % — боятся темноты, страх высоты испытывают — 9 % опрошенных. Перечисленные страхи сформировались у подростков в раннем детстве, под влиянием взрослых. По мнению многих исследователей, данные страхи является защитным эволюционным механизмом, основаны на подсознательной осторожности, стремлении сохранить свое здоровье и жизнь [6, с.25]. 25 % испытывают страх того, что могут заболеть каким-либо заболеванием. Очень часто подростков обвиняют в эгоизме, в неумении сопереживать, но в нашем случае 45 % подростков боятся того, что их близкие люди могут заболеть (рис.1).

Анализ диагностических данных по тесту «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности»

Рис. 1. Анализ диагностических данных по тесту «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности»

Для студентов характерна выраженность социальных страхов: у 12 % присутствует страх ответственности. Подростки страшатся принимать решения и отстаивать свои идеи потому, что боятся быть непонятыми и отвергнутыми. Страх несоответствия чужим ожиданиям берет верх в каждом начинании. Такому подростку очень сложно справиться даже с самой легкой задачей [2, с.75].

Чего всегда боятся студенты? Конечно же экзаменов,38 % подростков, испытывают сильный страх перед экзаменом. Причины вызывающее данный вид страха: неуверенность в себе и своих знаниях, переоценка значимости экзамена, тревожность.

Половина студентов, участвующих в исследовании,50 %, боятся публичного выступления. Страх публичных выступлений — это как раз та ситуация, когда ничто и никто не угрожает нашей жизни. Однако сама мысль о том, что предстоит выступление на публику, заставляет организм реагировать так, как будто находится на краю пропасти. Рассуждая об этом страхе, подростки отметили, что этот страх проявляется следующим образом: нарушается ритм дыхания, ноги становятся «ватными», ускоряется темп речи, повышается тон голоса, появляется хаотичная жестикуляция. Из этого страха, подростки отказываются участвовать в мероприятиях, им сложно отвечать на занятиях перед аудиторией (рис.2).

Анализ диагностических данных по тесту

Рис. 2. Анализ диагностических данных по тесту

«Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности». Социальные страхи»

В входе исследования было отмечено, что подростки склонны переживать несколько страхов. О своих эмоциональных переживаниях, они стесняются говорить, тем более о страхах. Страхи осознаваемы, но отсутствует понимание, как преодолеть страх.

Для формирования механизмов преодоления страхов подросткам была рекомендована психологическая коррекция, включающая: индивидуальные консультации и занятия с элементами тренинга: «Победи свой страх». В процессе индивидуальных консультаций, 24 подростка дали согласие на участие в занятиях в группе. Занятия проводились с января — по апрель 2021 года, один раз в неделю. Проведено 12 занятий по 2 часа.

В практической работе использовались методики коррекции страхов А. И. Захарова, А. М. Прихожан, В. А. Куташова [7, с.729; 8, с.170] и методики развития личности А. Г. Грецова [3. с.5–400] и О. В. Евтихова [4, с.5–250]. Включены короткие информационные блоки, расширяющие знания подростков в области психологии человека. Так же: групповые дискуссии, ролевые игры, выполнение упражнений, способствующих пониманию и анализу страхов.

В апреле 2021 года в группе проведено итоговое анкетирование. Самое главное, что подчеркнули в своих ответах подростки: интерес к занятиям по психологии, снижение градуса своих страхов, страхи легче преодолевать не в одиночку, а в коллективе.

Выводы:

  1. Несколько страхов могут присутствовать в одном человеке.
  2. Социальные страхи занимают лидирующую позицию.
  3. Страхи могут осознаваться, но не сформированы механизмы преодоления этих страхов.
  4. Психологическая коррекция, проводимая с подростками в группе, способствует формированию механизмов по преодолению страхов.

Литература:

1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. Астапов В. М. — СПб.: Питер, 2005. — 241с.

2. Гормин А. С. Факторы формирования тревоги у подростков в инновационном учебном заведении. Новгород, 1997–189с.

3. Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание СПб.: Питер, 2011. — 416 с.

4. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: «Речь»,2005.-256с.

5. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988.- 246с.

6. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей — Изд-во «Союз», СПб., 2000.- 187 с.

7. Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. — 729 с.

8. Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

9. Леви В. Приручение страхов. Изд — во: Книжный клуб. -2014. — 304с.

10. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.

11. Тревога и тревожность /состав. и общая редакция В. М. Астапов М., 2008.- 241с.

12. Фриц Риман Основные формы страха // Психология мотивации и эмоций. — М., 2002.- 623–657с.

13. Щербатых Ю. В. Психология страха. М.: ЭКСМО, 2007. — 512с.

Основные термины (генерируются автоматически): страх, подросток, тревога, иерархическая структура, подростковый возраст, занятие, психологическая коррекция.


Ключевые слова

страх, подросток, тревога, эмоция, фобия, социальный страх, механизмы преодоление страха

Похожие статьи

Снижение тревожности младших подростков посредством арт-терапии

Коррекция тревожности младших школьников

В статье представлены результаты исследования проявлений тревожности младших школьников. Установлена структура страхов младших школьников, которые в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей степени опре...

Связь социальной тревожности и жизнестойкости в юношеском возрасте

Травма и трансформация. Почему трудные переживания могут радикально изменить нас?

Данная работа посвящена рассмотрению психологических аспектов травм, посттравматических состояний, их субъективному восприятию и сознательному волевому регулированию собственного поведения.

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков

В статье анализируются особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте, представлены результаты исследования стрессоустойчивости подростков.

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Проблемы реализации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в современной общеобразовательной школе

К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний и их профилактике у студентов

Похожие статьи

Снижение тревожности младших подростков посредством арт-терапии

Коррекция тревожности младших школьников

В статье представлены результаты исследования проявлений тревожности младших школьников. Установлена структура страхов младших школьников, которые в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей степени опре...

Связь социальной тревожности и жизнестойкости в юношеском возрасте

Травма и трансформация. Почему трудные переживания могут радикально изменить нас?

Данная работа посвящена рассмотрению психологических аспектов травм, посттравматических состояний, их субъективному восприятию и сознательному волевому регулированию собственного поведения.

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков

В статье анализируются особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте, представлены результаты исследования стрессоустойчивости подростков.

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Проблемы реализации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в современной общеобразовательной школе

К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний и их профилактике у студентов

Задать вопрос