В статье автор пытается проанализировать определения термина «творчества» и описать природу творчества.
Ключевые слова: творчество, природа творчества, потребности.
Вопрос о творчестве стал очень актуальным в последние десятилетия. Можно сказать, что это один из «предметов внимания века». Данной проблемой уже не первый год занимаются как отечественные, так и зарубежные психологи. Долгое время исследования творчества не могли быть проведены, потому как в рамки рассматриваемого феномена, которые имели свои ограничения, не помещалась реальность.
Творчество всегда интересовало мыслителей и вызывало потенциал к созданию научных положений о творчестве. В конце ХIX — в начале ХХ веков начали формироваться учения о творчестве. Существует достаточно большое количество определений термина «творчество». Рассмотрим некоторые из них [1].
Анализируя определение «творчество», в Большом Психологическом словаре В. П. Зинченко и Б. Г. Мещярякова дается несколько трактовок данного термина.
В узком смысле, «творчество — человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность». То есть в данном случае творчеством признается все, что приводит к созданию чего-либо нового. Этот вариант определения известен во многих сферах изучения данного вопроса, в том числе и психологии. Схожая точка зрения была у Л. С. Выготского, который считал, что творчество является миром немногих гениев и талантов, сделавших большие научные открытия, и, создавших художественные произведения.
Если рассматривать в широком смысле, который весьма распространён в психологии, то творчество определяется как «всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)». Хочу прокомментировать данное определение, обратившись к одной из работ Л. С. Выготского. Творчеством является не только какие-то величественные исторические произведения искусства, но и те творения человека, в которых он изменяет, создает, воображает что-то новое. Какой бы песчинкой не было это новое по сравнению с произведениями гениев, это все равно творчество. Такое описание творчество Л. С. Выготский сравнивает с электричеством, то есть явление проявляется не только там, где прогремела сильная гроза и ударила мощнейшая молния, но и в лампочке это тоже электричество [2].
Если обратить внимание на происхождение слова «творчество», то оно исходит от английского слово «creative». Последнее имеет сходство с русским словом «креативность». И не только с точки зрения фонотеки существует связь между «творчеством» и «креативностью», но и с точки зрения психологии.
Так как возникает проблема развития творческого потенциала, поэтому исследования способностей людей к творчеству вызывает особый интерес для психологов. Однако, исследователи рассматривают способности не определенного направления, например, музыкальные, математические или художественные, а способность к новому видению. И именно такая способность в некоторых источниках определяется как креативность [3].
Помимо этого есть более полные формулировки рассматриваемого определения, и снова обращусь к Большому Психологическому словарю. Термин «креативность» трактуется как «творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, и выражаться в неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, а также характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания».
Еще один термин, который я бы хотела рассмотреть — это природа творчества. Сейчас изучают два основных вопроса по этому поводу:
1) насколько человек будет творческой личностью;
2) каким образом будет формироваться восприятие и понимание творческого процесса.
Это обусловлено тем, что последнее время происходят большие
изменения внедрения творчества в деятельность человека. Данный фактор связан, во-первых, с появлением новых профессий, которые требуют привлечения к процессу креативных личностей, а во-вторых, всё больше внедряют новые способы развития структуры народного хозяйства, что влечет за собой заинтересованность в кадрах, которые обладают творческими характеристиками. Но чтобы выявить эти характеристики, необходимо обращаться к источнику возникновения. Название этому потребности личности [4].
П. В. Симонов работал в психофизиологии, биофизике и психологии. Он предложил разделить биологические потребности на три группы:
- Витальные (биологические, жизненно необходимые);
- Социальные (зоосоциальные, внутривидовое взаимодействие);
- Потребности саморазвития (идеальные, направлены в будущее).
Первая группа, которую я рассмотрю, это витальные потребности. Они присущи человеку как представителю биологического вида. К жизненно необходимым потребностям относят необходимость в воде, пище, сне, продолжении рода, в защите себя от внешних факторов, которые могут повлиять на состояние организма. Помимо этого сюда относят и потребность в экономии сил, то есть человек ищет оптимальные варианты своих действий при затрате минимальных усилий.
Вторая группа, социальные потребности. Это такой вид потребностей, который влечет за собой чувство необходимости в принадлежности к какой-либо социальной группе и занимаемом определенном месте в ней, во внимании, любви, заботе. Если дополнять данный список, Гегель относил сюда потребность в религии, но думаю этот вид потребности можно отнести в отдельную группу, например, потребность в идеологии.
Помимо этого, к социальным относят зоосоциальные потребности, то есть они направлены на поддержание внутривидового взаимодействия. К рассматриваемой подгруппе относят половое, родительское (материнское), территориальное поведение, потребность стремления к контакту с родителями, к лидерству.
Третья группа, это идеальные потребности, которые характеризуются влечением в познании себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. И можно сказать, что эта потребность помогает людям стремиться творить и создавать произведения искусства [5].
Обобщив всё сказанное выше, могу отметить, что можно выделить два фактора, которые влияют на формирование природы творчества и выбор, каким образом будет развиваться человека в творческом русле:
- мотивация (сила потребности). То есть, что побуждает человека к новым идеям;
- составляющие этой потребности. Прошлый опыт, знания, умения, навыки будут откладывать свой отпечаток на формирование идей творить.
Подводя итог, могу сказать, что на данный момент четкого и общепринятого определения понятиям «творчество» и «природа творчества» нет. Но, в общем и целом, можно трактовать творчество, как создание чего-либо нового по отношению к творцу.
Литература:
- Характер связи творчества и личности. [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/28233 (дата обращения 20.08.2021)
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
- Штейнбах Х. Э. Психология творчества: учебное пособие / Х. Э Штейнбах. СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения. 2011 211 с.
- Байлук В. В. «О природе творчества (аналитико-синтетический подход)» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-prirode-tvorchestva-analitiko-sinteticheskiy-podhod/viewer(дата обращения 20.08.2021)
- Дубынин Вячеслав Альбертович. «Мозг: общие принципы. Центры потребностей». [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=ejmiYbbRnSc&list=PLfBdaFbgTkfSK8k5dilvGuuRjr9bNsRKd&index=3(дата обращения 22.08.2021)