Социализация — это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации [7, с. 70] . Многогранное изучение социализация получила в работах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона и отечественных психологов: Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. М. Андреевой, Е. А. Аркина, А. Г. Асмолова, Л. И. Божович, Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной, Ю. М. Орлова, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейна и др.
Социализация личности наиболее чувствительна к общественным изменениям как в историческом масштабе, так и в масштабе эпохи, определенного поколения. Б. Г. Ананьев, определяя личность, подчеркивал, что это продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути [1, с. 233].
Ключевые слова: социализация, адаптация, адаптированность, личность, ценностные ориентации, студент.
Актуальность: Социализация происходит на протяжении всей жизни человека, однако в определенные возрастные периоды целенаправленное воздействие на этот аспект развития личности является в наибольшей степени эффективным. Такими периодами являются детство, подростковый и юношеский возраст [2, с.365].
Как известно, именно в детстве происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в этом момент закладывается начало самой социализации [2, с.365].
Подростковый период — важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым [5, с. 125] По выражению Л. С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» [5, с. 130]. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Ведущей деятельностью становится интимно — личностное общение. Отмечается, интенсивный характер потребности подростков в общении и взаимодействии с родителями, преподавателями. По мнению Л. И. Божович, «зоной ближайшего развития личности» в этот момент является сотрудничество с взрослыми [4, с. 88].
Социализация на этом этапе онтогенеза является принципиально значимой для решения вопросов, связанных с личностным развитием молодого человека, с решением им важнейшей из задач развития этого возрастного периода — задачей личностного, профессионального и жизненного самоопределения. Отрочество становится периодом, когда человек начинает сознательно формулировать свои ценностные ориентации [7, с. 75].
Какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются? Каковы особенности ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте? Является ли ценностью образование?
Получить ответы на эти вопросы, помогли результаты тестирования. В марте 2021года в группах 1 курса ГБПОУ ВО «ВАТ имени В. П. Чкалова проведено тестирование по методике Милтона Рокича «Ценностные ориентации» [6, с. 26–28]. В тестировании приняли участие 70 человек, возрастная категория 15–17лет. Использованная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. Рассматривается два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей. Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей. Это деление соответствует традиционному делению на ценности — цели и ценности — средства [6, с. 26–28].
При обработке результатов тестирования использованы как количественный, так и качественный анализ. Рассуждая о ценностях, студенты подчеркнули, что такие ценности, как: любовь, здоровье, друзья, семья, имеют фундаментальное значение для жизни человека. Приступив к ранжированию терминальных ценностей, на первое место, студенты поставили — материально обеспеченную жизнь (44 %); на второе — любовь (26 %); на третье — здоровье (физическое и психическое) (13 %); на четвертое — наличие хороших и верных друзей (10 %); на пятое — счастье семейной жизни (7 %).
Достаточно значимыми являются также: активная деятельная жизнь; свобода как независимость в поступках и действиях; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
Наименее значимыми для студентов оказались следующие ценности: творчество (возможность творческой деятельности); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).
Из инструментальных ценностей наиболее значимыми являются честность, независимость, ответственность, аккуратность, смелость. К сожалению, такие ценности, как образованность и воспитанность, теряют свою знаковость. На первых позициях образование у 23 % студентов,71 % студентов ставят образованность и воспитанность на 8 и 9 позицию, 6 % — отводят данным ценностям 16 и 18 позицию.
Социализация личности осуществляется в процессе адаптации к окружающей среде и к социальным отношениям. Адаптация рассматривается не только как приспособление, а как функция развития личности. Адаптация — это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Значение адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека [3, с. 219]. Так, переход от условия школьного обучения к качественно иной атмосфере обучения в техникуме или колледже, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, представляет новые требования к личности подростка. Прежде всего, меняется состав группы, преподавателей, программа обучения и наконец, выбор профессии.
Практическая работа со студентами, включающая: наблюдения, консультации, тестирование, показывает, что адаптированность к группе у подростка, учитывая индивидуальные психологические особенности, проходит легче. Сложнее обстоит дело с адаптированностью к учебной деятельности. Студенты ссылаются на трудности в учебе. Изучаемые предметы, являются сложными, осваиваются с трудом. Подростки нуждаются в дополнительной помощи преподавателей. Также отмечается, низкая мотивационная готовность студентов к выбранной профессии. Подростки имеют поверхностное представление о будущей профессии, что в свою очередь складывается в копилку трудностей в обучении и реализации по окончании образовательного учреждения.
Вывод:
В сложившейся ситуации, важно учитывать психологические особенности подросткового и юношеского возраста для того, чтобы, создавать в образовательном учреждении для студентов оптимальные условия для организации активной познавательной деятельности и мотивации к обучению. Для улучшения работы, механизмов социализации необходимо создание системы взаимодействия всех участников образовательного процесса: преподавателей, родителей, психологов и самих студентов.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.с.233
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008.с.365
3. Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога // Психические состояния. — СПб.: Питер, 2005.с.219–229.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — Питер,2008 -367с
5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2006. — 464 с.
6. Милтон Рокич. Методика ценностные ориентации. — Москва // Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. А. Карелин. — М.: Эксмо, 2009. — с. 26–28.
7. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011.736с.
8. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. Воронеж: МОДЭК, 2005. Т. 1–2.