Качество продукции — это совокупность свойств продукции, которая обуславливает степень удовлетворения определенных потребностей людей в соответствии с её назначением [1]. Очевидно, если определенная потребность не удовлетворяется, следовательно, ни о каком качестве не стоит говорить. Если появляются какие-либо отклонения в свойствах продукции (одного или нескольких свойств), то стоит сказать о браке продукции. И основной задачей любого предприятия является установления причин появившегося брака, их устранение и обеспечения лучшего качества продукции. Стоит также отметить, что в современном мире возрастает конкурентоспособность, и в конкурентной борьбе выигрывают те, у кого высокое качество продукции.
Одним из направлений роста эффективности производства является постоянное и непрерывное повышение качества продукции. Он характеризуется как процесс планомерный, объективный и непрерывный. Но прежде чем определить пути и разработать мероприятия по повышению качества продукции, сначала следует уточнить те факторы, которые определяют качество. Повышения качества выражается в улучшение потребительских свойств изделий народного потребления или производственного назначения. Повышение и улучшение качества продукции означает лучшее использование сырьевых ресурсов, производственных фондов, сокращение потерь от брака, снижение себестоимости, ускорение продвижения продукции на рынке и повышение эффективности производства [2].
Рассмотрим пример качества оказания медицинских услуг. Всех людей — и больных, и тех, которые могут заболеть, — должна интересовать и волновать проблема качества оказания медицинских услуг или помощи, будь то в России или в других странах мира. В разных аспектах оказания медицинской помощи (профилактика заболеваний, увеличение продолжительности и улучшения ее качества при заболевании, а также в конце жизни, сохранения здоровья) можно выделить следующие требования, которым медицинская помощь должна соответствовать: эффективность, своевременность, доступность, достаточность и безопасность.
Почему же в России качество оказания медицинских услуг оставляет желать лучшего? По результатам одного из проведенных опросов, 73,7 % — это врачебные ошибки и некомпетентность врачей, а 23,6 % — это недостаток специалистов и медикаментов, а также сбои в работе медицинского оборудования. Здесь хорошо видно, что большая часть проблем кроется в низкой квалификации персонала и слабой организационной работе лечебных учреждений. И следовательно, чтобы повысить и улучшить качества медицинской помощи необходимы решения и реформы в области подготовки кадров, а также необходимо постоянное повышение квалификации медицинских работников и обеспечение комфортных условий труда. И чтобы повысить качество оказания медицинских услуг. Можно сделать такой вывод, что прежде чем определить, какими путями повышать качество оказания услуг в той или иной сфере, нужно сначала разобраться в проблемах, и уж потом выбирать пути повышения.
Если взять другой пример качества оказания услуг в сфере образования, тут тоже сначала нужно выяснить, какие же проблемы существуют в этой сфере. Следует выделить такую проблему, как традиционная система образования. В век новых информационных технологий необходимо внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащения учебных заведений (школ, училищ, университетов) компьютерами и современной техникой. Также стоит и сказать о самой системе образования. В наших школах большинство учителей равнодушно к своему предмету. Их основная задача — провести урок, и не важно, понятно ли всем и интересно ли это кому-то. Чтобы исправить эту проблему, нужно найти таких людей, которые будут с удовольствием преподавать свой предмет, а также стоит придумать такой план уроков, чтобы детям было интересно, а материал урока был хорошо понятен всем и легко усваивался. И немаловажную роль играет здесь квалификация преподавателя. Еще мне кажется, что в учебный процесс нужно ввести такие предметы, которые потом в жизни каждому пригодятся.
Повышение качества, являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, обеспечивает конкурентоспособность товара. Этот инструмент устанавливает полезность товара для потребителя и технический уровень продукции через социальные, эстетические, экологические, эргономические и функциональные свойства [3]. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью стоимостных и качественных особенностей товара, удовлетворяющих запросам потребителя и расходам на приобретение и потребление соответствующего товара.
Таким образом, можно сделать вывод, что повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии, темпы научно-технического прогресса [4]. И следовательно, можно выделить несколько причин необходимости повышения уровня качества продукции в современных условиях: выпуск некачественной продукции наносит большой экономический ущерб как отдельным предприятиям, так и всей экономике; изменяется психология потребителя и его требования к качеству продукции; качество продукции становится одним из решающих факторов повышения эффективности производства; а также качество является одним из важнейших факторов конкурентоспособности продукции в условиях усиления конкурентной борьбы за рынки сбыта.
Литература:
- Всеобщее управление качеством: учебник для вузов /О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В, Зорин; Под ред. О. П. Глудкина. — М.:Радио и связь, 1999. — 600с.
- Салимова Т. А. Управление качеством: учебник/ Т. А. Салимова. — 6-е изд.- М.: Омега — Л, 2013.- 376с.
- Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов. — М.: Изд-во Омега-Л, 2006г. — 400с.
- Басовский Л. Е. Управление качеством: учебник / Л. Е. Басовский, В.Б.
- Протасьев.- 2-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 253с.