Опыт реализации модели речевого развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 30.08.2021

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Сырьева, Е. И. Опыт реализации модели речевого развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста / Е. И. Сырьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 139-143. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83838/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одной из основных задач дошкольного образования является формирование правильной речи детей, что способствует их быстрому овладению родным языком. Также развитие речи в дошкольном детстве составляет необходимую базу формирования полноценного мышления ребенка, которое формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. [1, с.4]

Но на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. Мы все чаще сталкиваемся с проблемой речевой недостаточности у ребенка, которая влияет на его общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает становление познавательных возможностей, а главное — нарушает процесс социальной адаптации.

Поэтому воздействовать на становление грамотной и чистой речи ребенка нужно как можно раньше.

В практике работы с детьми нашего детского сада в рамках двухлетнего функционирования инновационной площадки «STEM-образование детей дошкольного возраста» выработались многочисленные методы и приемы, при помощи которых воспитанники быстрее и совершеннее овладевают речью, обогащают свой словарный запас и развивают правильную речь.

Изучив особенности организации воспитательно-образовательного процесса, мы выделили основные компоненты развития речи воспитанников, которые легли в основу, разработанной нами, модели организации речевого развития детей в ДОУ. [рис. 1]

Модель речевого развития детей дошкольного возраста, реализуемая в МАДОУ «Детский сад «Чайка» с. Посольское» на основе анимационной педагогики и STEM-образования

Рис. 1. Модель речевого развития детей дошкольного возраста, реализуемая в МАДОУ «Детский сад «Чайка» с. Посольское» на основе анимационной педагогики и STEM-образования

Все компоненты модели связаны между собой и образуют целостность образовательного процесса: начиная с целеполагания и заканчивая анализом полученных результатов.

Особый интерес для нас представляет содержательный компонент, так как именно он включает ведущие формы, методы и средства обучения и воспитания. Здесь и реализуются основы анимационной педагогики и STEM-образования в активной деятельности детей дошкольного возраста.

Для речевого развития детей большое значения играют такие модули STEM-образования как «Дидактическая система Фридриха Фребеля», обобщенный модуль «Lego-конструирование и робототехника», «Экспериментирование с живой и неживой природой» и мультстудия «Я творю мир».

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф.Фребеля» представлен шестью «дарами-подарками».

Работая с первым даром «шерстяные шарики», воспитанники играют с простой и понятной фигурой, а вместе с тем заучивают наизусть песенки, пестушки, прибаутки, считалочки, скороговорки, небольшие стихотворения, которые благоприятно воздействуют на артикуляционный аппарат детей и создают эмоциональный тон дидактическим играм.

При использовании следующего дара дети знакомятся с основными геометрическими фигурами: шаром, кубом и цилиндром. Главная идея дара заключается в том, что цилиндр объединяет в себе функции обоих тел: катится как шар, но стоит как куб. В данном случае мы обращаем внимание на ответную речевую реакцию детей: воспроизведение эффекта фигур и одновременное объяснение их функций.

Третий, четвертый, пятый и шестой дары представляют собой усложняющуюся по степени взросления детей систему. По задумке автора данные наборы изучаются в трех видах: «жизненные формы», «формы красоты» и «формы познания». [3, с.11]

В ходе усложнения конструктивной деятельности обогащается, активизируется и закрепляется словарный запас воспитанников за счет включения в их речь новых понятий.

А в подготовительной к школе группе с использованием четвертого и пятого дара проводится дидактическая игра «Выложи букву», которая позволяет формировать навыки чтения и письма у воспитанников.

Прежде чем приступить к работе с любым образовательным модулем нами проводится активная подготовительная работа: чтение и пересказывание художественной литературы, знакомство с картинами и рисунками и рассказывание по ним, обобщающие беседы и непосредственные наблюдения на прогулках.

Это очень помогает подготовить детей к работе с образовательным модулем «Экспериментирование с живой и неживой природой», так как позволяет расширить знания детей через различные области литературы и искусства. В ходе исследовательской работы изучаются следующие темы: исследование свойств воды, песка, глины, каменей и почвы; свойств воздуха; света и тени; исследование растений и животных. [2, с.80]

Любой эксперимент заканчивается заслушиванием и обсуждением мини-докладов юных исследователей. Это формирует публичную речь воспитанников: умение правильно подобрать слова и составить предложения; а входе рассказывания изменять интонацию и высоту голоса; а также задавать вопросы и вступать в дискуссии.

Подобная работа ведется при защите конструктивных проектов образовательного модуля «LEGO-конструирование и робототехника». В средней группе в дидактические игры включается конструктор LegoDuplo и «Планета STEAM», а в старшей — LegoClassic. В подготовительной к школе группе воспитанники под руководством воспитателя начинают работать с робототехническим комплектом LegoWeDO 2.0.

Также в блоке робототехники организуются игры с упрощенным роботом BeeBotпо поиску антонимичных и синонимичных пар, поиску предмета на игровом поле через называние его признаков; развитие фонематического слуха детей через проговаривание шипящих с которыми встречается пчела на своем пути.

Обязательной чаcтью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является внедрение основ анимационной педагогики через образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир». Он позволяет нам на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами через создание детьми мультфильма. Деятельность воспитанников бывает разной — художественно-творческий или экспериментальной. Дети выполняют съемку известных им художественных произведений, придумывают собственные истории и сказки, выполняют съемку наблюдений и экспериментов. Это позволяет нам использовать мультстудию совместно с другими образовательными модулями, а также на любых занятиях. [4, с.4]

В ходе деятельности с данным модулем мы строим работу с детьми на основе следующих этапов: знакомимся с художественным произведением или проблемным заданием, проводим экспериментальную работу в экологическом центре, наблюдаем за природой на прогулке или организуем театральную деятельность в студии «Волшебная маска». И только после этого фиксируем результаты своей работы с помощью мультстудии.

В работе с самой мультстудией воспитанники учатся выполнять разные роли: они сценаристы, режиссеры, декораторы, художники, звукооператоры, монтеры, но самое главное дети взаимодействуют друг с другом, общаются и сообща решают поставленную задачу.

Большую роль для развития речи детей играет озвучивание мультфильма, ведь у детей появляется возможность записать не только голоса героев, но и звук движений и музыкальное сопровождение. А также детей важно подготовить к тому, что использование микрофона может исказить реальное звучание, поэтому для создания звуковых эффектов детям важно уметь «играть» своим голосом в зависимости от того или иного сюжета. Озвучивая персонажа, дети обращают внимание на интонационную окрашенность речи, учатся голосом выражать эмоции и чувства. [4, с.159]

Также с этого года у детей нашего детского сада появилась возможность снимать не только объемные мультфильмы, но и плоскостные. В декабре 2020 г. МАДОУ «Детский сад «Чайка» участвовал во всероссийском конкурсе воспитателей «Дошкольники России», где заняли первое место и в качестве приза получили детскую мультстудию «KidsAnimationDesk». Дети увлекаются процессом создания мультфильма с таким же азартом и интересом, как игрой. Творчество захватывает ребят, и они постоянно борются с желанием что-либо дополнить в сценарий, что-нибудь переделать улучшить или заменить. [5, с.20]

Показ готового мультфильма становится моментом завершения интересной игры, а вместе с тем зафиксированным результатом долгой работы по речевому развитию [5, с.20]. Через готовый мультфильм мы можем отследить динамику становления речи каждого воспитанника и проанализировать ее в соответствии с выделенными в модели речевого развития критериями.

Таким образом, можно сказать, что работа по модели речевого развития, созданной на основе анимационной педагогики и STEM-образования, — реальный творческий продукт, который позволяет нам комплексно воздействовать на речевой аппарат каждого ребенка и реализовывать качественное дошкольное образование. Особенность модели заключается в том, что она также может быть применима в начальной школе как в учебной, так и внеурочной деятельности, что позволяет нам осуществлять преемственность между детским садом и школой.

Литература:

  1. Волосовец, Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин. — 2-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 c. — Текст: непосредственный.
  2. Зыкова, О. А. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» / О. А. Зыкова. — 2-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 80 c. — Текст: непосредственный.
  3. Маркова, В. А. Образовательный модель «Дидактическая система Фридриха Фребеля» / В. А. Маркова. — 2-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 48 c. — Текст: непосредственный.
  4. Муродходжаева, Н. С. Образовательный модуль «Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР»" / Н. С. Муродходжаева, В. Н. Пунчик, И. В. Амочаева. — 1-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 207 c. — Текст: непосредственный.
  5. Осмоловская, О. А. Детская мультстудия «Kids Animation Desk» / О. А. Осмоловская, А. А. Попова, Д. Н. Шубин. — 1-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 21 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный модуль, ребенок, анимационная педагогика, дошкольный возраст, детский сад, речевое развитие, речевое развитие детей, готовый мультфильм, Дидактическая система, неживая природа.


Похожие статьи

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения в реализации метода логоритмики в условиях логопедической группы

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения в реализации метода логоритмики в условиях логопедической группы

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Задать вопрос