Структура рынка лизинга подвижного состава | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 29.08.2021

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Дроздова, Е. И. Структура рынка лизинга подвижного состава / Е. И. Дроздова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83846/ (дата обращения: 19.12.2024).



Эффективность управления парком подвижного состава во многом зависит от того, на какой основе собственник обладает данным подвижным составом. В последнее десятилетие особенно актуальна форма лизинга, поскольку позволяет наиболее эффективно распоряжаться текущими средствами компании.

На рисунке 1 представлены индикаторы развития рыка лизинга по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА» [1]

Индикаторы развития рыка лизинга

Рис. 1. Индикаторы развития рыка лизинга

По итогам 2020 года Российский рынок лизинга входил в ТОП-15 крупнейших мировых рынков лизинга. Объем оборота, по оценкам экспертов, составил более 20 млрд долл. США. Данный рынок достаточно жестко монополизирован: на нем присутствуют как крупные игроки, которые владеют порядка 60 % парка подвижного состава, так и мелкие — на долю данных компаний приходится порядка 15 % парка. Средние игроки, по оценкам экспертов, владеют порядка 20 % парка.

Основное отличие компаний, которых причисляют к сегменту крупных и средних состоит в том, что данные компании имеют в своем активе прямое или косвенное государственное участие. Железнодорожный лизинг предполагает большие и долгие заимствования.

На рисунке 2 приведен перечень основных компаний — игроков на рынке лизинга подвижного состава. [2]

Перечень основных компаний-игроков

Рис. 2. Перечень основных компаний-игроков

К крупным игрокам относят:

– Государственная транспортная лизинговая компания,

– ВТБ-лизинг,

– Сбербанк-лизинг,

– ВЭБ-лизинг

– ТрансФин-М.

По оценке специалистов аналитического отдела ПАО «НПК ОВК» на текущий момент около половины производимого подвижного состава приобретается с помощью лизингового инструмента, что требует достаточно весомых инвестиций. При средней стоимости вагона на уровне 2 млн рублей инвестиционный портфель предполагает вложения на уровне пяти-семи миллиардов — без мер государственной поддержки является проблематичным. К примеру, сегодня Государственная транспортная лизинговая компания реализует 7 программ с государственным участием практически во всех основных сегментах деятельности: авиационный, водный, энергоэффективный транспорт и дорожно-строительная техника. И общий объем инвестиций в данные программы составляет около 200 млрд рублей. [1]

ВТБ-лизинг входит в ТОП-3 крупнейших лизинговых компании РФ по объемам переданного в лизинг транспорта и оборудования и является обособленным подразделением банка ВТБ по предоставлению лизинговых услуг. Компания занимает одну из лидирующих позиций на рынке лизинговых услуг РФ. Согласно официальным данным компании, выручка ГК ВТБ Лизинг по итогам первого полугодия 2020 г. по итогам консолидированной отчетности выросла на 5,2 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 29,1 млрд руб. Чистая прибыль группы увеличилась на 21,2 %, до 6,5 млрд руб. Лизинговый портфель по МСФО за год вырос на 13,6 %, до 430 млрд руб.

АО «ВЭБ-лизинг» поставляет весь спектр тягового и подвижного состава, а также оборудования и техники для ж/д инфраструктуры. Компания реализует несколько лизинговых проектов, среди которых основными являются:

– Финансовый лизинг: железнодорожная техника

– Операционный лизинг: аренда, железнодорожные активы

К средним игрокам относится порядка 7–8 компаний, где участие государства не столь заметно. К ним относится, к примеру Альфа — лизинг. По итогам 2020 года Альфа-Лизинг занял 6 место по объему нового бизнеса и 5 место по объему лизингового портфеля среди крупнейших лизинговых компаний России согласно рэнкингу «Эксперт РА». Лизинговый портфель группы компаний достиг 168 млрд рублей. Основная доля имущества в рамках лизингового портфеля пришлась на железнодорожную технику — 37 %, на грузовую технику — 30 %, на легковой транспорт — 18,5 %, спецтехнику — 9,2 %, оборудование — 2,6 %. [3]

По мнению экспертов, в сегменте компаний без государственного участия состоит около 50 компаний, владеющих от одного до нескольких сотен вагонов. Отрыв от «команд второй лиги» эксперты также определяют кратным. К примеру, портфель относящегося к компаниям первой десятки Рейл1520 почти в два раза превосходит портфель Мейджор Лизинг, которая находится на 13–15 месте. [4]

Лизинг позволяет наиболее эффективно распоряжаться оборотными средствами компании и выстраивать эффективные долгосрочные взаимоотношения с контрагентами, поскольку становится прозрачным финансовая составляющая тарифообразования.

Литература:

  1. https://raexpert.ru/researches/leasing/2020/
  2. https://vgudok.com/lenta/v-tihom-lizinge-vagony-vodyatsya-obzor-otrasli-lizinga-zhd-podvizhnogo-sostava-ot-vgudokcom-i
  3. http://gtlk.rbc.ru/article-2.html
  4. Отчет Альфа — лизинг https://alfaleasing.ru/o_kompanii/novosti/alfa-lizing-podvel-itogi-2020-goda/
Основные термины (генерируются автоматически): подвижной состав, компания, лизинговый портфель, Государственная транспортная лизинговая компания, государственное участие, железнодорожная техника, игрок, индикатор развития рыка лизинга, млрд рублей, оценка экспертов.


Задать вопрос