В статье приведены краткие результаты научно-исследовательской работы по конкурентному анализу гостиничной отрасли г. Сочи на примере отеля «Сочи-Магнолия». Проанализирована сравнительная характеристика нескольких гостиниц, работающих в одном сегменте, и выделены конкурентные преимущества изучаемого предприятия на рынке.
Ключевые слова: гостиница, конкуренты, анализ конкурентной среды.
Конкурентная среда окружает все фирмы, существующие в условиях рынка, ведь лишь в единичных ситуациях конкуренты отсутствуют. Конкуренцию в экономической сфере можно определить так: «соперничество субъектов рыночных отношений за наилучшие условия коммерческой деятельности» [2]. Если брать в расчет более глобальные смыслы, можно сформулировать понятие конкуренции как борьбу за покупателя.
Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха [3]. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования. По Портеру, позицию фирмы в отрасли определяет конкурентное преимущество.
Нами была поставлена цель проанализировать конкурентов примере Гостиничного комплекса «Сочи-Магнолия» категории «3 звезды» в городе Сочи. Это комфортабельный отель в центре курорта, предоставляющий гостям необходимые условия для отдыха и комфортного проживания на Черноморском побережье. Выгодное расположение, современная инфраструктура, качество размещения, уровень сервиса и приемлемые цены делают комплекс востребованным и доступным вариантом проживания.
Конкурентный анализ — это метод бизнес-анализа конкурирующих предприятий по ряду критериев [1]. Объект конкурентного анализа — множество имеющихся и будущих конкурентов в соответствующем сегменте рынка. Изучение предприятий аналогичной отрасли помогает оценить конкурентов, определить их преимущества и недостатки, а на основании анализа составляются выводы и рекомендации по маркетинговой стратегии.
На сегодняшний день Сочи остается популярным курортным направлением, и развитие города будет связано с туризмом, прежде всего, с организацией отдыха — на море и в горах. Особенность гостиничного рынка города Сочи заключается в том, что его развитие резко ускорилось в связи с проведением в городе-курорте мега-событий — Игр 2014 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года. Реализация событийных программ дала поддержку модернизации инфраструктуры города, что привело к революционным изменениям на гостинично-туристском рынке курорта.
Рынок гостиничных услуг города Сочи переживает фазу бурного развития: в город приходят крупные международные гостиничные операторы, появляется большое количество мини-отелей и хостелов. Эту рыночную ситуацию подкрепили обстоятельства пандемии COVID-19 в условиях закрытия границ и повышения спроса на внутренний туризм.
В настоящее время в городе Сочи действует около 156 гостиниц и аналогичных средств размещения, около 20 % из них (58 единиц) принадлежит индивидуальным предпринимателям. Основные конкуренты ГК «Сочи-Магнолия» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные конкуренты ГК «Сочи-Магнолия»
Гостиницы |
Грейс Наири |
Viva |
Чайка |
Жемчужина |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Год основания |
2006 |
2010 |
1901 |
1973 |
Категория |
3* |
2* |
4* |
4* |
Стоимость проживания |
2700 руб. |
3300 руб. |
3000 руб. |
5500 руб. |
Номерной фонд |
44 |
12 |
50 |
70 |
Общая площадь, кв.м. |
4400 |
1200 |
5000 |
7000 |
Наличие официального сайта |
nairi–sochi.ru |
www.viva–hotel.ru |
chaykasochi.ru/ |
zhemchuzhyna–sochi.ru/ |
Численность персонала |
150 |
100 |
200 |
250 |
Наличие бассейна |
Есть |
Нет |
Есть |
Есть |
Наличие парковки |
Нет |
Нет |
Есть |
Есть |
Программа лояльности |
Акции и скидки |
Отсутствует |
Накопительная дисконтная карта |
Накопительная дисконтная карта |
Конкурентным преимуществом АО ГК «Сочи-Магнолия» является тот факт, что гостиница работает в средней ценовой нише. Имеется парковка, большой номерной фонд, также имеются партнерские программы. Администрацией гостиницы был также проведен опрос о том, что повлияло на выбор клиентами именно этой гостиницы. Учитывались такие аспекты как:
– соотношение цена\качество предоставляемых услуг;
– наличие партнерских программ;
– расстояние до набережной;
– наличие парковочных мест на территории гостиницы.
Результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты опроса клиентов гостиницы
Исходя из результатов опроса можно сделать вывод, что для большинства клиентов (40 % опрошенных) решающим фактором стало именно соотношение цены и качества предоставляемых услуг. На втором месте (30 % респондентов) — определяющим фактором стало наличие у гостиничного комплекса партнерских программ. Наличие парковочного места и расстояние от гостиницы до набережной не являются основными показателями для большинства туристов при выборе места для отдыха — эти критерии стали определяющими у 15 %.
Необходимо также проанализировать фирменный стиль гостиниц-конкурентов и выявить их сильные и слабые стороны, а также понять, чем можно выделиться и отличиться на их фоне. Фирменный стиль гостиницы является основой формирования ее имиджа, обеспечивая узнаваемость и уважение клиентов [4]. Главным элементом стиля является логотип, поэтому в первую очередь остановимся на сравнении логотипов. Логотипы основных конкурентов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Логотипы основных конкурентов компании
Название организации |
Логотип |
1 |
2 |
АО ГК «Сочи-Магнолия» |
|
Отель «Грейс Наири» |
|
Гостиница «Viva» |
|
Отель «Чайка» |
|
Гранд отель «Жемчужина» |
|
Конкурентный анализ логотипов мы проводили по основным критериям качества: простота, привлекательность, читаемость, запоминаемость, оригинальность, ассоциативность, функциональность.
Все логотипы конкурентов гостиничного комплекса «Сочи-Магнолия» просты в исполнении и не перегружены. Однако, стоит отметить, что логотип отеля «Грейс Наири» выделяется на общем фоне.
Если рассматривать простоту исполнения, естественно можно выделить логотип отеля «Чайка». Черный цвет характеризуется лаконичностью, а изображенные птицы визуально дают понять, о какой компании идет речь.
В логотипе Гранд отеля «Жемчужина» присутствую категория присвоенных звезд, что показывает высокий сервис данной компании. Но, сам логотип выглядит просто. Таким образом, можно сделать вывод, что эмблема не соответствует высокой категории обслуживания в отеле.
Гостиница «Viva» в своем логотипе использовала три цвета: синий, розовый и желтый. Стоит отметить, что желтый цвет совершенно не видно и текст является нечитаемым. Это большой недостаток в данной эмблеме. Также, при детальном рассмотрении видно, что логотип выполнен в разных шрифтах, что также не делает эмблему более эстетичной.
Можно сделать вывод, что логотип АО ГК «Сочи-Магнолия» отличается от эмблем конкурентов, так как он является комбинированным, а именно — в нем присутствует и текст, и визуальный объект (цветок магнолии вместо буквы «О»). Используется яркая цветовая гамма для визуальной узнаваемости — такие цвета, как белый, зеленый, оранжевый. В связи с этим, на фоне остальных логотипов, эмблему АО ГК «Сочи-Магнолия» можно охарактеризовать самой привлекательной.
Таким образом, для предпринимательской деятельности в сфере социально-культурного сервиса характерна высокая степень конкуренции. Гостиничные предприятия санаторно-курортной отрасли города Сочи ведут перманентный «поединок» за долю рынка и внимание целевой аудитории. Конкурентный анализ, вместе с тем, позволил определить, в чем изучаемая гостиница уступает конкурентам, и подтвердил ее конкурентные преимущества на рынке. В качестве практических рекомендаций предприятию предложено обновление фирменного стиля и, в частности, дизайна логотипа в соответствии с трендами 2021 года, разработка комплекта фирменных шрифтов и достижение единообразия стиля в точках контакта с гостями.
Литература:
- Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В. И. Беляев. — 2-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017. — 672 c. — Текст: непосредственный.
- Дударев, Р. М. Анализ конкурентной среды / Р. М. Дударев. — Текст: непосредственный // Достижения науки и образования. — 2018. — № № 7 (29). — С. 40–43.
- Матвиенко, Д. Ю. Стратегический конкурентный анализ / Д. Ю. Матвиенко. — Текст: непосредственный // Современная конкуренция. — 2020. — № № 2. — С. 142–143.
- Королько, В. Г. Основы паблик рилейшнз / В. Г. Королько. — Киев: Ваклер, 2018. — 528 c. — Текст: непосредственный.