Арктический совет и другие арктические организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 30.08.2021

Статья просмотрена: 693 раза

Библиографическое описание:

Карпова, Е. И. Арктический совет и другие арктические организации / Е. И. Карпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83848/ (дата обращения: 18.12.2024).



Сегодня все больше внимания правительства разных стран уделяют Арктике, которая подо льдами скрывает большие запасы полезных ископаемых. Для того чтобы хоть как-то регулировать деятельность государств в этом регионе, создаются различные форумы, организации и другие объединения, которые также выступают площадкой для сотрудничества между арктическими странами.

Ключевые слова: Арктика, Арктический совет, СБЕР, Северный совет, Совет министров Северных стран.

Арктический совет — это межправительственный форум, который способствует сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими странами, коренным народам Арктики и другим жителям Арктики по общим арктическим вопросам, в частности, по вопросам устойчивого развития и охраны окружающей среды, основанный в 1996 году [1]. Основанный в Канаде восемью государствами Арктический совет является самой влиятельной международной организацией в регионе. Так как Совет был основан на процессе Рованниеми, который означает, что Арктический Совет призван содействовать сотрудничеству по охране окружающей среды, в его повестку в основном включены вопросы природоохранного сотрудничества.

Членами Арктического совета являются следующие страны: Канада, Дания, Россия, Финляндия, Исландия, Норвегия, США и Швеция. Также в Совете представлены организации, представляющие коренные народы Арктики; они являются постоянными участниками Совета. Их также поддерживает Секретариат по делам коренных народов. Статус наблюдателя может получить неарктическая страна, межправительственные, межпарламентские, региональные и неправительственные организации. Совет также может создавать рабочие группы для выполнения конкретных задач. Каждые два года в Совете меняется представительство между арктическими государствами. Первой странной, возглавлявшей Арктический совет, стала Канада; с 2021 года и по 2023 председательствует Российская Федерация.

Арктический совет не имеет программного бюджета, он не может осуществлять и обеспечивать соблюдение своих рекомендаций, из его повестки также исключаются все вопросы, связанные с военной безопасностью, а также вопросы делимитации границ, добычи углеводородного сырья и минералов. У Арктического совета нет постоянной штаб-квартиры, и он не является межправительственной организацией, несмотря на многие признаки обратного.

Чтобы увеличить влияние этого форума Канада предлагает создать постоянно действующий секретариат, выработать статус постоянных наблюдателей для неарктических стран, что подтвердит приоритет арктических государств и определит пределы возможностей в Арктике, а также включить в повестку вопросы безопасности. В 2013 году был создан постоянный секретариат, который осуществляет не только административную и организационную, но и информационно-пропагандистскую деятельность.

Страны Северной Европы в основном поддерживают эти инициативы. Каждая североевропейская страна считает, что членство в Совете поможет им достичь стратегических целей в арктическом регионе. Однако разочарованные в пассивности форума Дания, Норвегия и Швеция договорились координировать свою деятельность во время их представительств. Финляндия, Исландия и Швеция также стремятся получить статус арктических стран, чтобы развить свои северные регионы.

Соединенные Штаты Америки же против придания Арктическому совету больших полномочий, так как они не считают Совет международной организацией, которая бы могла принимать обязательные для исполнения решения, и видят его только форумом.

Таким образом, Арктический совет рассматривает вопросы, связанные с природоохранной деятельностью, поддержанием коренных народов, сохранением их культуры и языков, предотвращением изменения климата и улучшением сотрудничества между странами-членами Арктического Совета.

Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) — это форум межправительственного сотрудничества по вопросам, касающимся Баренцев регион [2].

СБЕР был основан в январе 1993 года в Норвегии на встрече министров иностранных дел России, Дании, Швеции, Финляндии, Исландии, Норвегии и представителя Европейской комиссии. Они же являются постоянными членами Совета. Так же, как и в Арктическом совете, в СБЕРе представительство меняется каждые два года. С 2021 по 2023 год Финляндия возглавит Совет. Страны, не имеющие территорий в этом регионе, могут стать наблюдателями. На сегодняшний день Япония, Великобритания, США, Германия, Италия, Нидерланды, Польша, Франция и Канада имеют этот статус. Раз в год проводится сессия между министрами иностранных дел. Комитет старших должностных лиц, который собирается раз в 1–2 месяца, является основным рабочим органом Совета. В 2008 году был учрежден международный секретариат Совета.

Также осуществляется взаимодействие на местном уровне. Россия, Швеция, Финляндия и Норвегия образовали Баренцев региональный совет (БРС) в 1993 году. В него от России входят Мурманская, Астраханская области, Карелия, Коми и Ненецкий автономный округ. Региональный совет собирается также раз в два года.

Совет Баренцева/ Евроарктического региона также создает рабочие группы. «Целью рабочих групп является углубление сотрудничества по вопросам, относящимся к Баренцеву региону» [3]. В настоящее время создано 15 рабочих групп, чья деятельность охватывает многие ключевые сферы деятельности общества.

Таким образом, Совет служит «форумом для рассмотрения двухстороннего и многостороннего сотрудничества в сферах экономики, торговли, науки и технологиях, туризма, окружающей среды, инфраструктуры, образовательного и культурного обмена, а также проектов, направленных, в частности, на улучшение положения коренных народов Севера» [4].

Северный совет и Совет министров Северных стран. Северный совет был основан в 1952 году Норвегией, Швецией, Данией, Исландией, позже к ним присоединилась Финляндия. Это консультативно-контрольный орган, который рассматривает вопросы, касающиеся сотрудничества между его членами, а также дает рекомендации Совету министров Северных стран. Основными органами являются Президиум, который созывается дважды в год, Пленарная сессия и комитеты. «Члены Совета являются членами национальных парламентов и выдвигаются партийными группами. Процедуры прямые выборов в Совете не существует» [5]. Совет также имеет 6 партийных групп: консервативная, центристская, социал-демократическая, Северные зеленые левые, Северная свобода и группа неаффилированных партий.

Совет министров Северных стран — это межправительственный орган Дании, Исландии, Финляндии, Швеции и Норвегии, основанный в 1971 году, и который состоит из отдельных 11 советов министров. Председательство меняется каждый год. Также в Совете существуют комитеты старших должностных лиц, в которых состоят государственные служащие из стран Северной Европы. Они готовят и следят за вопросами, которые рассматривают советы министров. Каждая страна в Совете имеет один голос. Также в Совете министров представлены Гренландия, Фарерские острова и Аландские острова, чье влияние на Совет было увеличено с принятием в 2007 году Аландского документа.

В 2018 году Совет принял Новую программу Арктического сотрудничества, которая будет действовать до 2021 года и целью которой является обеспечение устойчивого и конструктивного развития региона и его населения. «Новая программа поможет Совету министров...реализовать три горизонтальные стратегии по обеспечению гендерного равенства, устойчивого развития и защиты детей и молодежи в Арктическом регионе» [5].

Так, деятельность Северного совета и Совета министров Северных стран сосредоточена на «…внутреннем сотрудничестве между северными странами; общеевропейском сотрудничестве, в частности с ЕС и Европейским экономическим пространством; со смежными регионами Арктики и Балтийского моря, а также с Северо-Западной Россией» [7].

Подводя итог, мы видим, что деятельность большинства организаций и форумов направлена на защиту окружающей среды и обеспечение устойчивого развития арктического региона, сохранение культуры коренных народов и углубление сотрудничества между арктическими, а также приарктическими, странами. Большинство из этих организаций исключили из своей повестки вопросы военной безопасности и определения границ. Это объясняется пониманием невозможности в большинстве конфликтах в этих сферах прийти к компромиссу. Однако это не означает, что подобные организации не имеют никакого значения. Они дают возможность развить государствам свои отсталые северные регионы, а также укрепить сотрудничество между странами.

Литература:

  1. Об Арктическом Совете // Официальный сайт Арктического Совета [Электронный ресурс]. URL: https://arctic-council.org/ru
  2. Barents Euro-Arctic Council // The official website of the Barents Euro-Arctic Council [Электронный ресурс]. URL: https://www.barentscooperation.org/en
  3. Barents Working groups and activities // The official website of the Barents Euro-Arctic Council [Электронный ресурс]. URL: https://www.barentscooperation.org/en
  4. Kirkenes Declaration, 1993 // The official website of the Barents Euro-Arctic Council [Электронный ресурс]. URL: https://www.barentscooperation.org/en
  5. The Nordic Council // The official website of the Nordic Co-operation [Электронный ресурс]. URL: https://www.norden.org/en
  6. Гжеля Й. Роль Совета министров Северных стран в развитии Арктики // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 2(6). С. 37–41. URL: https://elibrary.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Арктический совет, Совет министров, Норвегия, Финляндия, Швеция, Совет, Исландия, Канада, Дания, Северный совет.


Ключевые слова

Арктика, Арктический Совет, СБЕР, Северный совет, Совет министров Северных стран

Похожие статьи

Арктическая стратегия Республики Корея

Данная статья посвящена становлению и современному состоянию арктической политики Республики Корея, ее институциональным и нормативным основам.

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью

Одной из самых влиятельных международных организаций, занимающейся вопросами обеспечения сотрудничества в борьбе с преступностью, является МКО. Оно представляет собой объединение национальных институтов и специалистов. Преступность постоянно соверше...

Роль и место Шанхайской организации сотрудничества в системе международных отношений

В статье анализируется деятельность Шанхайской организации сотрудничества в системе международных отношений. В последние годы деятельность этой организации привлекает международное сообщество, и все больше и больше стран мира хотят присоединиться к э...

Особенности дипломатии Канады в отношении территориальных споров в Арктике

Арктический регион в последние десятилетия все больше привлекает внимание, из-за таяния ледников и богатства полезными ископаемыми. Несмотря на то, что Канада не является основным актором на международной арене, она — один из главных игроков в Арктич...

Арктическая политика Китая

Данная статья посвящена становлению и современному состоянию арктической политики Китая, ее институциональным и нормативным основам.

Трансформация политики европейской безопасности и обороны с момента окончания Второй мировой войны до современности. Ключевая роль США

После Второй мировой войны безопасность стала одним из самых актуальных вопросов для Европы. Решение этого вопроса нашло отражение в многочисленных попытках Европы создать собственный институт в сфере безопасности. Однако они не оказались успешными, ...

Узбекистан — Казахстан: новый этап культурно-духовного сотрудничества

В настоящее время Узбекистан ведет активное сотрудничество с соседними республиками. Тесные связи с Республикой Казахстан имеют важное значение в данной сфере. В статье освещается новый этап взаимоотношений Узбекистана и Казахстан, а также его резуль...

Роль миграционных процессов в отношениях между Республикой Корея и Российской Федерацией

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется серьезным политическим давлением Западной цивилизации относительно Российской Федерации в связи с ее географическим расположением, а также политическим статусом в современной международной...

Милитаризация Арктического региона

В статье автор рассматривает проблему милитаризации Арктического региона, который в последнее время все больше привлекает внимание различных стран. Государства пытаются утвердить свое присутствие наращиванием вооруженных сил в регионе, что неизбежно ...

Роль Германии в «Группе двадцати»

Германия — это одна из мощнейших экономик мира, лидер Евросоюза и активный участник международных экономических отношений. Позиция Германии учитывается при решении экономических и финансовых вопросов, причем как на европейском уровне, так и на глобал...

Похожие статьи

Арктическая стратегия Республики Корея

Данная статья посвящена становлению и современному состоянию арктической политики Республики Корея, ее институциональным и нормативным основам.

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью

Одной из самых влиятельных международных организаций, занимающейся вопросами обеспечения сотрудничества в борьбе с преступностью, является МКО. Оно представляет собой объединение национальных институтов и специалистов. Преступность постоянно соверше...

Роль и место Шанхайской организации сотрудничества в системе международных отношений

В статье анализируется деятельность Шанхайской организации сотрудничества в системе международных отношений. В последние годы деятельность этой организации привлекает международное сообщество, и все больше и больше стран мира хотят присоединиться к э...

Особенности дипломатии Канады в отношении территориальных споров в Арктике

Арктический регион в последние десятилетия все больше привлекает внимание, из-за таяния ледников и богатства полезными ископаемыми. Несмотря на то, что Канада не является основным актором на международной арене, она — один из главных игроков в Арктич...

Арктическая политика Китая

Данная статья посвящена становлению и современному состоянию арктической политики Китая, ее институциональным и нормативным основам.

Трансформация политики европейской безопасности и обороны с момента окончания Второй мировой войны до современности. Ключевая роль США

После Второй мировой войны безопасность стала одним из самых актуальных вопросов для Европы. Решение этого вопроса нашло отражение в многочисленных попытках Европы создать собственный институт в сфере безопасности. Однако они не оказались успешными, ...

Узбекистан — Казахстан: новый этап культурно-духовного сотрудничества

В настоящее время Узбекистан ведет активное сотрудничество с соседними республиками. Тесные связи с Республикой Казахстан имеют важное значение в данной сфере. В статье освещается новый этап взаимоотношений Узбекистана и Казахстан, а также его резуль...

Роль миграционных процессов в отношениях между Республикой Корея и Российской Федерацией

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется серьезным политическим давлением Западной цивилизации относительно Российской Федерации в связи с ее географическим расположением, а также политическим статусом в современной международной...

Милитаризация Арктического региона

В статье автор рассматривает проблему милитаризации Арктического региона, который в последнее время все больше привлекает внимание различных стран. Государства пытаются утвердить свое присутствие наращиванием вооруженных сил в регионе, что неизбежно ...

Роль Германии в «Группе двадцати»

Германия — это одна из мощнейших экономик мира, лидер Евросоюза и активный участник международных экономических отношений. Позиция Германии учитывается при решении экономических и финансовых вопросов, причем как на европейском уровне, так и на глобал...

Задать вопрос