В данной статье автор приводит этапы становления прокуратуры в России и ее борьбы с преступлениями коррупционной направленности с царских времен по настоящее время. В статье изучена статистика преступлений коррупционной направленности за 2020 год, а также Указ Президента РФ «О национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы».
Ключевые слова : Прокуратура Российской Федерации, преступления коррупционной направленности, антикоррупционное законодательство, противодействие коррупции.
История развития российской прокуратуры и ее борьбы с преступлениями коррупционной направленности были заложены еще в царские времена. Петр I 12 (23) января 1722 года своим Указом учредил Российскую прокуратуру, на которую возложил обязанности по «уничтожению или ослаблению зла, проистекающего из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Петр I одной из основных целей работы прокуратуры выделял ее борьбу со взяточничеством, которое во времена его правления обрело всероссийский масштаб. Прокуратуре удалось существенно, хоть и не сразу, снизить количество преступлений, связанных с коррупцией в России. Последующие правители также уделяли много внимания данному вопросу и расширяли полномочия прокуратуры, что позволяло еще эффективнее бороться с коррупцией в России.
Основными сферами коррупционных преступлений в царской России были: строительство железных дорог и военная промышленность. Известный коррупционный скандал связан с военным министром Сухомлиновым, который пробыл на своей должности с 1909 по 1915 год. Поражение России в Русско-японской войне и активное наращивание военной мощи Германии, стало поводом для активного перевооружения русской армии. Отечественная промышленность не справлялась с возросшим объемом заказов, поэтому Правительство закупало вооружение за границей. Помимо этого, шло активное строительство новых оружейных заводов. Сухомлинов, за вознаграждение в 50 тысяч рублей, помог английской компании «Викерс» стать участником строительства оружейного завода в Царицино и заполучить 20 % акций предприятия. Впоследствии, данный оружейный завод получил крупные военные заказы, и английская компания заработала огромные прибыли. Все это не могло произойти без помощи военного министра.
Большая заслуга в раскрытии данного преступления принадлежит генерал-прокурору Ивану Григорьевичу Щегловитому. Именно благодаря его действиям удалось начать расследование коррупционных преступлений в военном министерстве и привлечь виновных к ответственности.
Российская прокуратура достойно выполняла возложенные на нее обязанности вплоть до 1917 года.
В 1922 году, ВЦИК РСФСР принял «Положение о прокуратуре», в котором были закреплены полномочия советской прокуратуры. Советская власть считала, что коррупция — это пережиток царских времен и в социалистическом государстве данному факту не имеет места быть. Поэтому, было принято решение кардинального искоренения коррупции в стране, как пережитка прошлого.
Принято считать, что в советские времена коррупция была редким явлением, однако, это далеко не так. Преступления коррупционной направленности существовали как в высших эшелонах власти, так и в более мелком масштабе.
Громким коррупционным делом стало раскрытие Прокуратурой Советского Союза коррупционного преступления в судебных органах в 1948–1949 годах. Прокуратура выявила многочисленные нарушения, злоупотребления властью, факты взяточничества. Следствием установлено, что были совершены преступления в различных звеньях судебной системы в Москве, Киеве, Краснодаре и Уфе. Арестовано более 100 человек. Дело находилось на личном контроле прокурора СССР Григория Николаевича Сафонова.
И. В. Сталин, говоря о коррупционных преступлениях, произнес следующее: «расхитители народной собственности, взяточники, это и есть враги трудового народа, возможно хуже, чем иностранные шпионы…»
В современных реалиях, прокуратуре Российской Федерации отведена огромная роль в борьбе с преступлениями коррупционной направленности. Благодаря ее усилиям, ежедневно проводится работа по выявлению фактов коррупционных преступлений и немедленного реагирования с целью предотвращения попытки нарушения Закона.
Прокуроры Российской Федерации ведут непримиримую борьбу с коррупцией в нашей стране. Так, следуя из доклада Генерального прокурора Российской Федерации Краснова Игоря Викторовича, в 2020 году прокурорами выявлено более 245 тыс. нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции.
53 иска предъявлено прокурорами в суды с целью взыскания неподтвержденных доходов недобросовестных чиновников на сумму порядка 80 млрд рублей, что более чем в 3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Всего, в 2020 году было зарегистрировано 30 813 преступлений, ущерб от преступлений коррупционной направленности составил 58,4 млрд рублей, что составляет 11,4 % от общей суммы ущерба, который был причинен всеми видами преступлений.
Согласно докладу Генерального прокурора, третья часть преступлений приходится на сферу обеспечения военной безопасности и государственного управления, а также социального обеспечения.
Почти 20 % приходится на коррупционные преступления, которые совершаются в сфере по обеспечению общественного порядка и безопасности, 14,1 % на сферу образования, 8 % на сферу здравоохранения, 5,1 % на сферу строительства, 4,9 % на сферу транспорта.
10 879 должностных лиц были изобличены в преступлениях коррупционной направленности. 29,7 % — это должностные лица, являющиеся сотрудниками правоохранительных органов и Министерства обороны.
Большая часть преступлений, связанная с коррупцией, приходится на Приволжский и Центральный федеральные округа, что в совокупности составляет 38,5 % от общего числа преступлений.
Прокуратура Российской Федерации, осуществляя борьбу с преступлениями коррупционной направленности, руководствуется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202–1 от 17 января 1992 года, Федеральным законом «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года, а также утвержденным Президентом РФ Национальным планом противодействия коррупции и иными федеральными законами РФ.
16 августа 2021 года Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович утвердил Указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы», в котором прокуратуре Российской Федерации поставлены серьезные задачи:
- До 10 декабря 2021 года, Генеральной прокуратуре РФ совместно с Администрацией Президента РФ и Правительством РФ представить предложения по детализации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаемых в сети «Интернет», с учетом рекомендаций Группы государств против коррупции;
- До 30 января 2023 года, Генеральной прокуратуре РФ совместно с Следственным комитетом РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и иными заинтересованными федеральными государственными органами, представить предложения по установлению запрета на поступление на федеральную государственную службу и ее прохождение в отдельных федеральных государственных органах для граждан, освобожденных от уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности с назначением судебного штрафа в соответствии со статьей 76 УК РФ. По установлению ограничений, связанных с назначением на должность руководителя государственного (муниципального) унитарного предприятия или государственного (муниципального) учреждения лица, имеющего неснятую (непогашенную) судимость или подвергавшегося уголовному преследованию за совершение преступлений коррупционной направленности;
- Генеральной прокуратуре РФ, ежегодно, до 1 апреля, представлять Президенту РФ доклад о результатах проверок соблюдения лицами, замещающими должности в государственных органах и органах местного самоуправления, требований законодательства о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- Генеральной прокуратуре РФ, с участием Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной таможенной службы РФ и Федеральной службы судебных приставов продолжить реализацию мер по предотвращению злоупотреблением служебным положением со стороны должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и необоснованного проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- Генеральной прокуратуре РФ, ежегодно, до 15 марта, представлять в президиум Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции доклад о результатах осуществляемой правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступлениями коррупционной направленности;
- До 10 августа 2022 года, Генеральной прокуратуре РФ совместно с Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ и Федеральной службой судебных приставов представить доклад о принятии дополнительных мер, направленных на обеспечение взыскания ущерба, причиненного коррупционным правонарушением;
- До 25 августа 2023 года, Генеральной прокуратуре РФ с участием Следственного комитета РФ, Федеральной службы безопасности РФ и заинтересованных федеральных государственных органов, проанализировать следственную и судебную практику в части, касающейся возмещения ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности и представить предложения о целесообразности выделения из основного уголовного дела в отдельное производство уголовного дела о розыске и аресте доходов, полученных преступным путем, в том числе в случае направления основного уголовного дела в суд, а также в случае приостановления или прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
- Генеральной прокуратуре РФ с участием заинтересованных федеральных государственных органов принимать меры, направленные на предупреждение и пресечение незаконной передачи должностному лицу заказчика денежных средств, получаемых поставщиком в связи с исполнением контракта, за «предоставление» права заключения такого контракта, на выявление и устранение коррупционных проявлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Данным Указом Президент РФ утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы, что позволит прокуратуре РФ и другим органам РФ еще более эффективно бороться с преступлениями коррупционной направленности.
С целью повышения эффективности борьбы с преступлениями коррупционной направленности, а также согласно статьи 36 Конвенции ООН, в 2007 году в прокуратуре РФ организованы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (СППК).
Данные подразделения созданы в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированным прокуратурам.
Они отличаются своим безупречным кадровым составом. Отбор кандидатов на должности подразделений по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции проводится специальной комиссией в Генеральной прокуратуре РФ, после серьезного анализа кандидата, его личной характеристики и профессиональных качеств. Кандидату на должность в СППК необходимо иметь стаж работы в органах прокуратуры не менее пяти лет.
Генеральный прокурор РФ своим приказом назначает на должность и освобождает от нее сотрудников СППК. Привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудника СППК можно исключительно с разрешения Генеральной прокуратуры РФ.
Организацию работы, а также методическое руководство деятельности СППК осуществляется управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ. Прокуроры субъектов РФ осуществляют личное оперативное руководство сотрудниками СППК.
Говоря об интеграции СППК в систему органов прокуратуры РФ, можно отметить, что СППК — вертикально интегрированная, независимая структура, которая осуществляет всесторонний надзор за противодействием коррупции в РФ. Важным моментом в деятельности СППК является то, что сотрудники СППК обладают существенными гарантиями и независимостью, что позволяет эффективно бороться с преступлениями коррупционной направленности.
СППК, согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года осуществляют предупреждение преступлений коррупционной направленности, ведут непосредственную борьбу с коррупцией, выявляя, предупреждая, пресекая, раскрывая и расследуя коррупционные правонарушения, а также минимизируют и ликвидируют последствия коррупционных проявлений.
Таким образом, СППК является важным звеном в прокуратуре Российской Федерации, благодаря которому осуществляется надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства, борьба с преступлениями коррупционной направленности, возмещение вреда, понесенного коррупционными правонарушениями, а также создание в обществе негативного отношения к коррупционным преступлениям и коррупционерам.
Проведя данное исследование, можно сделать вывод, что полномочия прокуратуры РФ нуждаются в расширении, а законодательство в дополнении:
- Согласно ст. 9 ФЗ «О прокуратуре РФ», внести инициативу с поправкой в ст. 290 УК РФ в части наказания должностного лица, а именно запретить занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью пожизненно по всем пунктам статьи.
- С целью превентивного реагирования нарушения коррупционного законодательства, разрешить непосредственно сотрудникам СППК накладывать арест на имущество и банковские счета предполагаемых коррупционеров на 30 дней.
- Ввести обязательные образовательные программы для учащихся 9, 10 и 11 классов с целью повышения правовой грамотности и формирования нетерпимости к преступлениям коррупционной направленности.
- Запустить на федеральном уровне социальный проект целью которого является повышение правовой грамотности и формирования нетерпимости к преступлениям коррупционной направленности. Выпустить ряд аудио и видео роликов, которые будут транслироваться по федеральным каналам радиовещания, телевещания и сети «Интернет» на всем протяжении действия Указа Президента РФ «О национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы».
Подводя итог, можно сделать вывод, что прокуратура Российской Федерации с каждым годом все эффективнее борется с преступлениями коррупционной направленности, правосознание граждан повышается, в обществе наблюдается повышение нетерпимости к коррупционерам, что благоприятно сказывается на общей ситуации в стране. Однако, работы по совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции необходимо продолжать, чтобы еще результативней бороться с преступлениями коррупционной направленности в нашей стране.
Литература:
- Абдулин Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие. / Р. С. Абдулин. — 3-е изд., испр. и доп. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. — 220 с.
- Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт. — Москва, 2021. — URL: https://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 27.08.2021).
- Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы».
- Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федерального Закона от 26.05.2021 № 155-ФЗ).
- Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального Закона от 01.07.2021 № 265-ФЗ).