Анализ результатов эмпирического исследования особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 07.09.2021

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Живодуева, А. А. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности / А. А. Живодуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83866/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлено краткий анализ и описание данных, полученных в ходе опроса, направленного на изучение особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Ключевые слова: младший школьный возраст, тревожность.

Проблеме тревожности в последнее время уделяется большое внимание, так как от степени её проявления зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.

Младший школьный возраст играет особое значение в жизни ребенка, потому что, именно в этот период происходит становление его личности, а также складывается и во многом определяется все его последующее развитие, основные свойства характера и личностные качества. Дети тяжело переносят смену привычной обстановки, а необходимость установления новых социальных отношений может вызвать у ребенка значительные трудности. Многие из них в период адаптации к школе начинают испытывать повышенную тревожность, эмоциональное напряжение, становятся беспокойными, гиперчувствительными и замкнутыми. В этот момент очень важно поддержать ребенка и приложить все усилия для сохранения его эмоционального и психологического состояния на надлежащем уровне.

Решение проблемы тревожности относится к числу актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.

Исследованию детской тревожности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди отечественных ученых можно выделить А. М. Прихожан [3], В. Р. Кисловская [2] и т. д. В зарубежной психологии изучением данного вопроса занимались К. Хорни [5], Ч. Спилбергер [4] и др.

Работа по устранению тревожности у младших школьников, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) в образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка [1].

Для углубленного изучения особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности была составлена анкета. Анкета состоит из 10 вопросов, каждому из которых предоставлялись варианты ответа.

В анкетировании приняло участие 20 человек, учащиеся 3–4 классов (разного пола в возрасте 9–11 лет). Цель анкеты заключалась в выявлении особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Перейдем к анализу полученных данных.

На первый вопрос «Можешь ли ты долго работать, не уставая?» 70 % ответили «да, могу», 15 % — «нет», 10 % «скорее да, чем нет», 5 % «скорее нет, чем да». Данный вопрос не у кого не вызвал затруднений, последний вариант ответа никто не выбрал.

Полученные ответы на этот вопрос показывают, что большинство учащихся это 70 % (14 человек) способны долго работать, не испытывая при этом усталости. Это говорит о хорошей продуктивности и результативности в учебной деятельности. 15 % (3 человека) не способны.

На вопрос «Трудно дли тебе сосредоточиться на чем-либо?» 9 учащихся это 45 % ответили, что не испытывают никаких трудностей. 3 респондентам это 15 % сделать это сложно.

45 % «нет, не трудно», 10 % «иногда», 15 % «да, очень», 10 % «не знаю», 20 % «затрудняюсь ответить».

Третий вопрос «Испытываешь ли ты беспокойство при выполнении задания?» 60 % «нет», 20 % «иногда», 10 % «да, очень переживаю правильно ли я сделал(а)», 5 % «не знаю», 5 % «затрудняюсь ответить».

Результаты, полученные в 3 вопросе, показывают, что 60 % опрошенных спокойно ведут себя при выполнении задания, 10 % — очень переживают за правильность выполнения.

На следующий вопрос: «Как часто ты рассказываешь о своих неприятностях в школе?»получили такие результаты: 40 % (8 человек) ответили, что иногда могут рассказывать о своих неприятностях в школе, 45 % (9 человек) предпочитают об этом не говорить.40 % «иногда», 45 % «не рассказываю», 10 % «постоянно», 5 % «очень часто». Последний вариант ответа никто не выбрал.

Пятый вопрос «Жалуешься ли ты, что тебе сняться страшные сны?» 25 % «нет», 25 % «иногда», 20 % «редко», 15 % «не рассказываю», 15 % «затрудняюсь ответить». Результаты показывают, что 25 % (5 человек) не рассказывают о своих страшных снах, также 25 % (5 человек) иногда могут это делать, и 20 % (4 человека) постоянно рассказывают о том, что сниться.

На вопрос «Всегда ли у тебя преобладает хороший аппетит»? большинство респондентов это 60 % (12 человек), ответили да, они никогда не отказываются от еды и о том, что у них хороший аппетит, 15 5 (3 человек) страдают плохим аппетитом. 60 % «да», 3 % «иногда могу отказаться», 5 % «в последнее время не хочу есть», 15 % «нет», 5 % «затрудняюсь ответить».

На 7 вопрос «С трудом ли ты засыпаешь?» 65 % учащихся (13 человек) ответили, что засыпают хорошо и быстро, и 2 человека это 10 % ответили, что необходимо приложить не мало усилий чтобы расслабиться и заснуть. 65 % «засыпаю без проблем», 10 % «иногда», 10 % «да, мне нужно приложить не мало усилий», 15 % «не знаю».

Вопрос «Многое ли может у тебя вызвать страх?» были получены результаты: 65 % «нет», 20 % «зависит от ситуации», 15 % «да думаю многое меня пугает».

Большинство учащихся считают, что мало что может вызвать у них страх, и меньшая часть напротив пугливы в каких-либо ситуациях.

«Бывает такое что ты не можешь сдержать слезы?» 55 % ответили «нет, могу», 15 % «иногда», 10 % «зависит от ситуации», 15 % «затрудняюсь ответить», 5 % «да, часто».

Большинство учеников уверенны, что в состоянии сдержать слезы в каких-то ситуациях (55 %), и лишь 1 ученик (5 %) очень плаксив.

На последний вопрос «Как ты считаешь уверен ли ты в себе, в своих силах?» учащиеся ответили: 45 % «да, уверен», 25 % «думаю, что да», 15 % «нет, сомневаюсь», 5 % «не знаю», 5 % «затрудняюсь ответить». 45 % чувствуют себя хорошо, они уверенны в своих силах, когда 15 % напротив сомневаются в этом.

Таким образом, после проведенного исследования можно сделать вывод о том, что большинство респондентов 3–4 класса обладают низкой тревожностью, они способны работать, не испытывая при этом усталости, обладают хорошим вниманием, уверенны в себе и в своих силах, не беспокоятся когда выполняют какую-либо работу, очень стресс устойчивы, в критических ситуациях способны сдерживать себя, не плакать. Также часть опрошенных имеет высокую тревожность, они очень пугливы, не уверенны в себе. Педагогу-психологу необходимо провести коррекционную работу с детьми которые относятся к группе риска.

Литература:

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Федеральный закон от 22 декабря 2009 г. № 15785 URL:file:///C:/Users/777/Downloads/fgos_ru_nach.pdf.pdf (дата обращения 05.04.2021).
  2. Кисловская, В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В. Р. Кисловская. — Алма-Ата, 2004. 256 с.
  3. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — Москва: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. — 304 с.
  4. Спилбергер Ч. Д., Ханина Ю. Л. Коррекция повышения тревожности детей / Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханина. –CПб.: Полис, 2014. — 484 с.
  5. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ Пер. с англ. / К. Хорни. Под общ. ред. Т. В. Бурменской. — Москва: Прогресс, 2009. — 734 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, большинство респондентов, большинство учащихся, выполнение задания, зарубежная психология, младший школьный возраст, нет, последнее время, последний вариант ответа, хороший аппетит.


Похожие статьи

Анализ результатов эмпирического исследования динамики тревожности младших школьников в учебной деятельности

В статье представлен краткий анализ и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на изучение динамики тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Теоретический анализ исследования динамики тревожности младших школьников

В статье представлено краткое описание психологических особенностей младших школьников. Дано понятие тревожности, перечислены виды тревожности и ее факторы. Представлено краткое описание особенностей тревожности младших школьников.

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся, полученных при проведении анкетирования

В статье представлен краткий анализ описания данных, полученных при проведении анкетирования, направленного на изучение психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления ...

Теоретический анализ исследования психологических особенностей младших школьников

В статье представлено краткое описание психологических особенностей младших школьников.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Особенности познавательного интереса у подростков

В статье проводится теоретический анализ области познавательного интереса и его особенностей в подростковом возрасте, а именно причины снижения школьной успеваемости в данный возрастной период. Также исследуется ее зависимость от познавательного инте...

Анализ результатов проведения программы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам

Статья посвящена результатам эмпирического исследования проблемы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам. Автором приводится анализ математико-статистической обработки эк...

Похожие статьи

Анализ результатов эмпирического исследования динамики тревожности младших школьников в учебной деятельности

В статье представлен краткий анализ и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на изучение динамики тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Теоретический анализ исследования динамики тревожности младших школьников

В статье представлено краткое описание психологических особенностей младших школьников. Дано понятие тревожности, перечислены виды тревожности и ее факторы. Представлено краткое описание особенностей тревожности младших школьников.

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся, полученных при проведении анкетирования

В статье представлен краткий анализ описания данных, полученных при проведении анкетирования, направленного на изучение психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления ...

Теоретический анализ исследования психологических особенностей младших школьников

В статье представлено краткое описание психологических особенностей младших школьников.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Особенности познавательного интереса у подростков

В статье проводится теоретический анализ области познавательного интереса и его особенностей в подростковом возрасте, а именно причины снижения школьной успеваемости в данный возрастной период. Также исследуется ее зависимость от познавательного инте...

Анализ результатов проведения программы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам

Статья посвящена результатам эмпирического исследования проблемы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам. Автором приводится анализ математико-статистической обработки эк...

Задать вопрос