В статье представлено краткий анализ и описание данных, полученных в ходе опроса, направленного на изучение особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности.
Ключевые слова: младший школьный возраст, тревожность.
Проблеме тревожности в последнее время уделяется большое внимание, так как от степени её проявления зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.
Младший школьный возраст играет особое значение в жизни ребенка, потому что, именно в этот период происходит становление его личности, а также складывается и во многом определяется все его последующее развитие, основные свойства характера и личностные качества. Дети тяжело переносят смену привычной обстановки, а необходимость установления новых социальных отношений может вызвать у ребенка значительные трудности. Многие из них в период адаптации к школе начинают испытывать повышенную тревожность, эмоциональное напряжение, становятся беспокойными, гиперчувствительными и замкнутыми. В этот момент очень важно поддержать ребенка и приложить все усилия для сохранения его эмоционального и психологического состояния на надлежащем уровне.
Решение проблемы тревожности относится к числу актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.
Исследованию детской тревожности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди отечественных ученых можно выделить А. М. Прихожан [3], В. Р. Кисловская [2] и т. д. В зарубежной психологии изучением данного вопроса занимались К. Хорни [5], Ч. Спилбергер [4] и др.
Работа по устранению тревожности у младших школьников, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) в образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка [1].
Для углубленного изучения особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности была составлена анкета. Анкета состоит из 10 вопросов, каждому из которых предоставлялись варианты ответа.
В анкетировании приняло участие 20 человек, учащиеся 3–4 классов (разного пола в возрасте 9–11 лет). Цель анкеты заключалась в выявлении особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности.
Перейдем к анализу полученных данных.
На первый вопрос «Можешь ли ты долго работать, не уставая?» 70 % ответили «да, могу», 15 % — «нет», 10 % «скорее да, чем нет», 5 % «скорее нет, чем да». Данный вопрос не у кого не вызвал затруднений, последний вариант ответа никто не выбрал.
Полученные ответы на этот вопрос показывают, что большинство учащихся это 70 % (14 человек) способны долго работать, не испытывая при этом усталости. Это говорит о хорошей продуктивности и результативности в учебной деятельности. 15 % (3 человека) не способны.
На вопрос «Трудно дли тебе сосредоточиться на чем-либо?» 9 учащихся это 45 % ответили, что не испытывают никаких трудностей. 3 респондентам это 15 % сделать это сложно.
45 % «нет, не трудно», 10 % «иногда», 15 % «да, очень», 10 % «не знаю», 20 % «затрудняюсь ответить».
Третий вопрос «Испытываешь ли ты беспокойство при выполнении задания?» 60 % «нет», 20 % «иногда», 10 % «да, очень переживаю правильно ли я сделал(а)», 5 % «не знаю», 5 % «затрудняюсь ответить».
Результаты, полученные в 3 вопросе, показывают, что 60 % опрошенных спокойно ведут себя при выполнении задания, 10 % — очень переживают за правильность выполнения.
На следующий вопрос: «Как часто ты рассказываешь о своих неприятностях в школе?»получили такие результаты: 40 % (8 человек) ответили, что иногда могут рассказывать о своих неприятностях в школе, 45 % (9 человек) предпочитают об этом не говорить.40 % «иногда», 45 % «не рассказываю», 10 % «постоянно», 5 % «очень часто». Последний вариант ответа никто не выбрал.
Пятый вопрос «Жалуешься ли ты, что тебе сняться страшные сны?» 25 % «нет», 25 % «иногда», 20 % «редко», 15 % «не рассказываю», 15 % «затрудняюсь ответить». Результаты показывают, что 25 % (5 человек) не рассказывают о своих страшных снах, также 25 % (5 человек) иногда могут это делать, и 20 % (4 человека) постоянно рассказывают о том, что сниться.
На вопрос «Всегда ли у тебя преобладает хороший аппетит»? большинство респондентов это 60 % (12 человек), ответили да, они никогда не отказываются от еды и о том, что у них хороший аппетит, 15 5 (3 человек) страдают плохим аппетитом. 60 % «да», 3 % «иногда могу отказаться», 5 % «в последнее время не хочу есть», 15 % «нет», 5 % «затрудняюсь ответить».
На 7 вопрос «С трудом ли ты засыпаешь?» 65 % учащихся (13 человек) ответили, что засыпают хорошо и быстро, и 2 человека это 10 % ответили, что необходимо приложить не мало усилий чтобы расслабиться и заснуть. 65 % «засыпаю без проблем», 10 % «иногда», 10 % «да, мне нужно приложить не мало усилий», 15 % «не знаю».
Вопрос «Многое ли может у тебя вызвать страх?» были получены результаты: 65 % «нет», 20 % «зависит от ситуации», 15 % «да думаю многое меня пугает».
Большинство учащихся считают, что мало что может вызвать у них страх, и меньшая часть напротив пугливы в каких-либо ситуациях.
«Бывает такое что ты не можешь сдержать слезы?» 55 % ответили «нет, могу», 15 % «иногда», 10 % «зависит от ситуации», 15 % «затрудняюсь ответить», 5 % «да, часто».
Большинство учеников уверенны, что в состоянии сдержать слезы в каких-то ситуациях (55 %), и лишь 1 ученик (5 %) очень плаксив.
На последний вопрос «Как ты считаешь уверен ли ты в себе, в своих силах?» учащиеся ответили: 45 % «да, уверен», 25 % «думаю, что да», 15 % «нет, сомневаюсь», 5 % «не знаю», 5 % «затрудняюсь ответить». 45 % чувствуют себя хорошо, они уверенны в своих силах, когда 15 % напротив сомневаются в этом.
Таким образом, после проведенного исследования можно сделать вывод о том, что большинство респондентов 3–4 класса обладают низкой тревожностью, они способны работать, не испытывая при этом усталости, обладают хорошим вниманием, уверенны в себе и в своих силах, не беспокоятся когда выполняют какую-либо работу, очень стресс устойчивы, в критических ситуациях способны сдерживать себя, не плакать. Также часть опрошенных имеет высокую тревожность, они очень пугливы, не уверенны в себе. Педагогу-психологу необходимо провести коррекционную работу с детьми которые относятся к группе риска.
Литература:
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Федеральный закон от 22 декабря 2009 г. № 15785 URL:file:///C:/Users/777/Downloads/fgos_ru_nach.pdf.pdf (дата обращения 05.04.2021).
- Кисловская, В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В. Р. Кисловская. — Алма-Ата, 2004. 256 с.
- Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — Москва: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. — 304 с.
- Спилбергер Ч. Д., Ханина Ю. Л. Коррекция повышения тревожности детей / Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханина. –CПб.: Полис, 2014. — 484 с.
- Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ Пер. с англ. / К. Хорни. Под общ. ред. Т. В. Бурменской. — Москва: Прогресс, 2009. — 734 с.