Прокуратура Российской Федерации играет важную роль в защите и обеспечении прав и свобод граждан, социальных и национальных интересов, укреплении верховенства закона и правопорядка, а также в содействии формированию и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и нерушимости законности, устранение нарушений закона и привлечение к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.
Перед российской прокуратурой стоят две задачи:
- Обеспечение правовыми средствами (законодательством) соблюдения прав и свобод граждан, установленных в Конституции Российской Федерации.
- Защита общественных интересов, недопущение злоупотребления правами.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина, не должно нарушать права и свободы других лиц. Ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускает ограничения федеральным законом прав и свобод человека в определенных социально значимых целях (нравственности, здоровья, оборона страны и безопасности государства).
Перед российской прокуратурой стоят две задачи:
- Обеспечение правовыми средствами (законодательством) соблюдения прав и свобод граждан, установленных Конституцией Российской Федерации.
- Защита общественных интересов, предотвращение злоупотреблений правами.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускает ограничения федеральным законом прав и свобод человека в определенных социально значимых целях (нравственности, здоровья, оборона страны и безопасности государства).
Обратимся к ст. 27 Закона о прокуратуре, в которой прописаны полномочия прокурора:
- При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
– рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
– разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
– принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
– использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
- При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
- В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
- В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Рассмотрев полномочия прокурора, мы делаем вывод, что он наделен необходимыми полномочиями, которые позволяют отстаивать права и свободы человека и гражданина.
Общение с гражданами необходимо! Важное условие эффективной работы прокурора. Прокуратура ежегодно рассматривает более 40 тысяч дел. Рассматривая и решая жалобы, обращения граждан, прокуратура получает ценную информацию о соблюдении прав в обществе и в стране. Но прокурор также получает информацию о работе самой прокуратуры. Это позволяет улучшить деятельность самих внутренних органов, проанализировав недостатки и упущения в работе. В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан. Заранее сообщают, кто, когда, где и в какое время будет вести прием. Эту информацию можно найти в самой прокуратуре или на сайте города. Все обращения в прокуратуру в соответствии с действующим законодательством подлежат обязательной регистрации в течение трех дней. Обращения, рассмотрение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, а также заявления, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в семидневный срок со дня регистрации направляются соответствующему прокурору или по принадлежности с одновременным уведомлением заявителя об этом. Обращения разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в прокуратуре, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней. В случае проведения дополнительной проверки с большим объемом работы срок рассмотрения обращения может быть продлен до 30 дней, о чем заявитель уведомляется. В случае отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования решения, а также право обращения в суд, если это предусмотрено законом. Пересмотр принятого решения возможен при наличии в повторном обращении новых обстоятельств.
Исходя из поставленных задач, мы выяснили и раскрыли необходимые условия, цели работы прокуратуры Российской Федерации. Мы изучили полномочия прокуратуры по надзору за защитой прав и свобод человека и гражданина, оценили работу прокуратуры. Таким образом, мы приходим к выводу, что прокуратура является необходимым органом в правозащитной сфере, защите прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура осуществляет надзор, который помогает выявлять нарушения, следит за соблюдением законов, прав и свобод человека и гражданина, а также государства. С момента создания в России прокуратуры (1722 г.) она не утратила своего значения и по сей день и еще долгое время будет основным органом защиты прав и свобод человека и гражданина.
Литература:
1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (последняя редакция);
2. Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров; под общей редакцией А. Ю. Винокурова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 380 с. — (Высшее образование);
3. Генеральная прокуратура РФ [Электронный ресурс]: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf;
4. Правоохранительные органы: учебник для вузов / Н. Г. Стойко [и др.]; под редакцией Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 518 с. — (Высшее образование);
5. Правоохранительные органы: учебник для среднего профессионального образования / В. М. Бозров [и др.]; под редакцией В. М. Бозрова. — 4-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 362 с. — (Профессиональное образование).