Долгое время лица с инвалидностью носили ярлыки «сломанного», «неполного» человека, однако в ходе развития отношения общества к людям с особыми потребностями им давалось все больше прав и возможностей.
Цель исследования — выявить полученные родителями детей с особыми образовательными потребностями права и отметить вклад общественных организаций в развитие инклюзивного образования в г. Новосибирске.
На пятом этапе формирования отношения общества к людям с инвалидностью, описанном в исследованиях известного российского дефектолога академика Н. Н. Малофеева [5] стало понятно, что лучший вариант обучения для любого ребенка представляет собой открытую образовательную систему, доступную для всех, без исключений. Этот инновационный вариант включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду вместе с их нормативно развивающимися сверстниками получил название «инклюзивное образование». В научном обосновании инклюзивного образования доказано, что оказывать помощь особенному ребенку в образовательном процессе обязан каждый, кто в нем участвует. С появлением этого обязательства в этот состав субъектов поддержки, или психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, вошли и родители детей с особыми образовательными потребностями, которых наделили новыми правами.
Родители теперь имеют статус законных представителей ребенка, полноправных участников образовательного процесса, что дает им право активно участвовать в проектировании и создании специальных условий для их ребенка, а также получать от образовательной организации максимум информации о его школьной жизни, успехах, достижениях, трудностях.
Согласно Распоряжению Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» и Приказу Минобрнауки России от 20.09. 2013 N 1082 «Об утверждении примерного Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», родитель имеет право проявлять инициативу в проведении обследования, организуемого психолого-педагогическим консилиумом, участвовать в обсуждении результатов освоения образовательных программ и степени адаптации своего ребенка, получать информацию об основной деятельности и работе ПМПК, соглашаться или не соглашаться с заключением комиссии, присутствовать при обследовании ребенка в комиссии и получать консультации от специалистов по поводу обследования детей и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, выбирать между коррекционной и обычной школой [4], [3].
Помимо перечисленного родители сегодня имеют право объединяться в общественные организации и продвигать свои идеи и программы по улучшению жизни лиц с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, и они активно реализуют это право. В г. Новосибирск существуют несколько таких сообществ.
Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ» была создана родителями, воспитывающих детей с синдромом Дауна, и небезразличными добровольцами с целью задействования в обеспечении лицам с данным синдромом равных с другими гражданских прав и возможностей, а также с целью оказания помощи в их интегрирования в общество как полноценных людей. Ими были организованы такие проекты как: «Я познаю мир», направленный на оказание социально-психолого-педагогической поддержки детям, имеющим умственную отсталость, в адаптации к школе и социуму, проект «По дороге в детский сад», подготавливающий детей к вхождению в массовый детский сад, «Служба персональных помощников», оказывающая помощь по преодолению изолированности и внедрение практики социальной адаптации детей с инвалидностью. Программы продвигают идею инклюзивного образования и признания равных прав детей с инвалидностью в сфере образования.
Также организация осуществляет деятельность, направленную на оказание ранней помощи лицам с синдромом Дауна, обеспечивает ресурсами семьи детей с умственной отсталостью и предоставляет помощь семьям с новорожденными детьми, имеющими врожденные пороки развития. [2]
Новосибирская межрегиональная общественная организация инвалидов «Ассоциация «ИНТЕГРАЦИЯ», сформировавшаяся с целью обеспечения социальной защиты лицам с инвалидностью, разработала программы- «Фонд помощи незрячим детям и их семьям», включающий в себя оказание первой помощи, обеспечение дополнительного образования для детей с инвалидностью и проведение оздоровительных программ. Примерами такой полезной деятельности родителей в рамках этой организации являются «Литера-Н» — проект, продвигающий доступную современную и адаптированную литературу для лиц с нарушениями зрения и проект «Доступное образование», поддерживающий инклюзивное образование в Новосибирске. Основные задачи ассоциации направлены на реализацию сопровождения, интеграции, правовой защиты, реабилитации и помощи лицам, имеющих инвалидность. [1]
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что появление у родителей статуса законного представителя ребенка расширяет их права, которые затрагивают образовательный процесс, что способствует развитию позитивного отношения ребенка к школьной среде и его адаптации к ней. Однако не только родители, но и обычные добровольцы могут оказывать помощь людям с инвалидностью, формируя специальные программы и организации. Только совместными усилиями можно добиться улучшения жизни лиц с особыми потребностями и способствовать развитию инклюзивного образования.
Литература:
- Ассоциация «ИНТЕГРАЦИЯ» Новосибирская Межрегиональная Общественная Организация Инвалидов Общероссийской Общественной Организации Инвалидов- Российского Союза Инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://ai-noi.com/.
- Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.downsyndrome.ru/.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2019 N 1082. «Об утверждении положения психолого-медико-педагогической комиссии».
- Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 9 сентября 2019 года N 92. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов и пед. вузов-М.: Просвещение, 2009. URL: https://www.studmed.ru/view/malofeev-nn-specialnoe-obrazovanie-v-menyayuschemsya-mire-evropa_99604b0dd14.html?page=30