Изменение правового статуса родителей детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.09.2021

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Семьянова, В. В. Изменение правового статуса родителей детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования / В. В. Семьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 159-160. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83879/ (дата обращения: 19.12.2024).



Долгое время лица с инвалидностью носили ярлыки «сломанного», «неполного» человека, однако в ходе развития отношения общества к людям с особыми потребностями им давалось все больше прав и возможностей.

Цель исследования — выявить полученные родителями детей с особыми образовательными потребностями права и отметить вклад общественных организаций в развитие инклюзивного образования в г. Новосибирске.

На пятом этапе формирования отношения общества к людям с инвалидностью, описанном в исследованиях известного российского дефектолога академика Н. Н. Малофеева [5] стало понятно, что лучший вариант обучения для любого ребенка представляет собой открытую образовательную систему, доступную для всех, без исключений. Этот инновационный вариант включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду вместе с их нормативно развивающимися сверстниками получил название «инклюзивное образование». В научном обосновании инклюзивного образования доказано, что оказывать помощь особенному ребенку в образовательном процессе обязан каждый, кто в нем участвует. С появлением этого обязательства в этот состав субъектов поддержки, или психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, вошли и родители детей с особыми образовательными потребностями, которых наделили новыми правами.

Родители теперь имеют статус законных представителей ребенка, полноправных участников образовательного процесса, что дает им право активно участвовать в проектировании и создании специальных условий для их ребенка, а также получать от образовательной организации максимум информации о его школьной жизни, успехах, достижениях, трудностях.

Согласно Распоряжению Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» и Приказу Минобрнауки России от 20.09. 2013 N 1082 «Об утверждении примерного Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», родитель имеет право проявлять инициативу в проведении обследования, организуемого психолого-педагогическим консилиумом, участвовать в обсуждении результатов освоения образовательных программ и степени адаптации своего ребенка, получать информацию об основной деятельности и работе ПМПК, соглашаться или не соглашаться с заключением комиссии, присутствовать при обследовании ребенка в комиссии и получать консультации от специалистов по поводу обследования детей и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, выбирать между коррекционной и обычной школой [4], [3].

Помимо перечисленного родители сегодня имеют право объединяться в общественные организации и продвигать свои идеи и программы по улучшению жизни лиц с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, и они активно реализуют это право. В г. Новосибирск существуют несколько таких сообществ.

Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ» была создана родителями, воспитывающих детей с синдромом Дауна, и небезразличными добровольцами с целью задействования в обеспечении лицам с данным синдромом равных с другими гражданских прав и возможностей, а также с целью оказания помощи в их интегрирования в общество как полноценных людей. Ими были организованы такие проекты как: «Я познаю мир», направленный на оказание социально-психолого-педагогической поддержки детям, имеющим умственную отсталость, в адаптации к школе и социуму, проект «По дороге в детский сад», подготавливающий детей к вхождению в массовый детский сад, «Служба персональных помощников», оказывающая помощь по преодолению изолированности и внедрение практики социальной адаптации детей с инвалидностью. Программы продвигают идею инклюзивного образования и признания равных прав детей с инвалидностью в сфере образования.

Также организация осуществляет деятельность, направленную на оказание ранней помощи лицам с синдромом Дауна, обеспечивает ресурсами семьи детей с умственной отсталостью и предоставляет помощь семьям с новорожденными детьми, имеющими врожденные пороки развития. [2]

Новосибирская межрегиональная общественная организация инвалидов «Ассоциация «ИНТЕГРАЦИЯ», сформировавшаяся с целью обеспечения социальной защиты лицам с инвалидностью, разработала программы- «Фонд помощи незрячим детям и их семьям», включающий в себя оказание первой помощи, обеспечение дополнительного образования для детей с инвалидностью и проведение оздоровительных программ. Примерами такой полезной деятельности родителей в рамках этой организации являются «Литера-Н» — проект, продвигающий доступную современную и адаптированную литературу для лиц с нарушениями зрения и проект «Доступное образование», поддерживающий инклюзивное образование в Новосибирске. Основные задачи ассоциации направлены на реализацию сопровождения, интеграции, правовой защиты, реабилитации и помощи лицам, имеющих инвалидность. [1]

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что появление у родителей статуса законного представителя ребенка расширяет их права, которые затрагивают образовательный процесс, что способствует развитию позитивного отношения ребенка к школьной среде и его адаптации к ней. Однако не только родители, но и обычные добровольцы могут оказывать помощь людям с инвалидностью, формируя специальные программы и организации. Только совместными усилиями можно добиться улучшения жизни лиц с особыми потребностями и способствовать развитию инклюзивного образования.

Литература:

  1. Ассоциация «ИНТЕГРАЦИЯ» Новосибирская Межрегиональная Общественная Организация Инвалидов Общероссийской Общественной Организации Инвалидов- Российского Союза Инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://ai-noi.com/.
  2. Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.downsyndrome.ru/.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2019 N 1082. «Об утверждении положения психолого-медико-педагогической комиссии».
  4. Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 9 сентября 2019 года N 92. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
  5. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов и пед. вузов-М.: Просвещение, 2009. URL: https://www.studmed.ru/view/malofeev-nn-specialnoe-obrazovanie-v-menyayuschemsya-mire-evropa_99604b0dd14.html?page=30
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, инвалидность, Новосибирск, образовательный процесс, ребенок, законный представитель ребенка, образовательная организация, примерное Положение, психолого-педагогический консилиум, умственная отсталость.


Похожие статьи

Особенности отношения родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются особенности отношений родителей детей с ОВЗ и здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения отношений родителей к инклюзивному образов...

Теоретические аспекты формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в высшей школе

Процесс формирования толерантности к лицам с ограниченными физическими возможностями рассматривается автором как целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования человека, как его позитивная, т. е. адекватная общественным ценнос...

Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования

Статья затрагивает проблему воспитания и обучения детей дошкольного возраста в США. В статье особо подчёркивается важность раннего дошкольного обучения детей. Анализ результатов проведённых в США исследований показал, что роль правильно организованно...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...

Феномен жестокого обращения с детьми

В современной России все больше внимания уделяется проблемам детства. Разрабатываются и реализуются программы развития и поддержки одаренных детей, детей-инвалидов, со своеобразием психического развития здоровьесберегающих технологий, развивается сис...

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе, к инклюзивному образованию

Сегодня инклюзивное образование представляет собой признанный на международном уровне инструмент реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных условий организации данного вида обучения является положительное отношение ...

Роль дополнительного образования в создании условий для самореализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В статье рассматриваются вопросы о реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, являющихся успешной социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Благодаря созданным условиям мот...

Подходы и стратегии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования в работах отечественных и зарубежных ученых

Данная публикация рассматривает подходы, стратегии и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Проведен теоретических обзор исследований зарубежных авторов и последних работ отечественных ...

Похожие статьи

Особенности отношения родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются особенности отношений родителей детей с ОВЗ и здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения отношений родителей к инклюзивному образов...

Теоретические аспекты формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в высшей школе

Процесс формирования толерантности к лицам с ограниченными физическими возможностями рассматривается автором как целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования человека, как его позитивная, т. е. адекватная общественным ценнос...

Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования

Статья затрагивает проблему воспитания и обучения детей дошкольного возраста в США. В статье особо подчёркивается важность раннего дошкольного обучения детей. Анализ результатов проведённых в США исследований показал, что роль правильно организованно...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...

Феномен жестокого обращения с детьми

В современной России все больше внимания уделяется проблемам детства. Разрабатываются и реализуются программы развития и поддержки одаренных детей, детей-инвалидов, со своеобразием психического развития здоровьесберегающих технологий, развивается сис...

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе, к инклюзивному образованию

Сегодня инклюзивное образование представляет собой признанный на международном уровне инструмент реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных условий организации данного вида обучения является положительное отношение ...

Роль дополнительного образования в создании условий для самореализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В статье рассматриваются вопросы о реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, являющихся успешной социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Благодаря созданным условиям мот...

Подходы и стратегии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования в работах отечественных и зарубежных ученых

Данная публикация рассматривает подходы, стратегии и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Проведен теоретических обзор исследований зарубежных авторов и последних работ отечественных ...

Задать вопрос