Проектная деятельность в сфере культуры в закрытом административно-территориальном образовании (на примере Новоуральского городского округа) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.09.2021

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Буй, Ю. М. Проектная деятельность в сфере культуры в закрытом административно-территориальном образовании (на примере Новоуральского городского округа) / Ю. М. Буй. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83897/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются особенности осуществления проектной деятельности в сфере культуры в закрытом административно-территориальном образовании.

Ключевые слова: проектная деятельность, ЗАТО, ГМУ, сфера культуры.

Еще в начале XXI века существовал стереотип о том, что проектное управление и проектная деятельность вообще сформировались относительно недавно и характеризуют в большей степени управление частными компаниями. На самом деле это не так. Начало проектной деятельности, в том числе в государственном управлении, было положено еще в конце XIX века.

Сегодня понимание преимущества проектного управления существует в России на самом высоком уровне и предусматривает все больший переход на проектное управление в сфере ГМУ, что отражено в разветвленной системе проектов, охватывающих важнейшие сферы жизни и развития нашей страны.

Это связано с тем, что методология проектного управления ориентирована на достижение конкретных результатов, а также зарекомендовала себя высокой степенью надежности достижения поставленных целей в оптимальные сроки и в рамках выделенного бюджета. Анализ таких практик на примере конкретных территорий позволяет оценить эффект от внедрения проектного управления не только на уровне страны, но и на местах, с учетом социально-экономической специфики территории.

Проектная деятельность получает все более широкое распространение и в управлении малыми муниципальными образованиями, среди которых отдельной группой выделены моногорода и ЗАТО, на примере одного из которых мы и рассмотрим реализацию проектной деятельности в сфере культуры.

Несмотря на то, что в современной России моногорода, по мнению многих экспертов, являются одним из ключевых элементов городской сети, их перечень и критерии были определены сравнительно недавно, Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р [3]. В данный перечень не вошло множество закрытых административно-территориальных образований (далее ЗАТО), которые являются моногородами по сути, но автоматически причислять ЗАТО к остальным моногородам нельзя.

Так ЗАТО «признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан» [1].

Из особого статуса формуется применение иных инструментов социально-экономического развития (создание Наукоградов, ТОСЭР, включение в федеральные и региональные программы развития; отдельные территориальные образования в программы развития моногородов) с учетом особенностей территории.

Закрытые города и в наше время, и советский период выглядели привлекательно: высокий уровень материального снабжения (советский период), бюджетная обеспеченность и доходы населения выше, чем во многих других городах в соответствующих регионах (особенно на градообразующем предприятии), высокий уровень кадровой обеспеченности, низкий уровень преступности. Тем не менее в последние годы в городах ЗАТО наблюдаются тенденции характерные для депрессивных территорий: отток населения; доля занятых на градообразующих предприятиях сокращается; малый бизнес в ЗАТО развивается медленнее, чем в «открытых» городах; инженерная инфраструктура стареет и нуждается реконструкции.

Подобные тенденции связаны с внутренними противоречиями, которые находятся в организационной сути ЗАТО, что несомненно влияет на социально-экономическое управление территории. Так проживание и работа граждан в условиях особого режима, подлежат общей социальной компенсации, но при этом установлены ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, недвижимым имуществом.

Противоречивые процессы наблюдаются и в сфере культуры. Так в ЗАТО Новоуральск, несмотря на снижение финансовой самостоятельности и наполняемости бюджета муниципального образования, территория является достаточно благополучной и выделяет средств на обеспечение жизнедеятельности сферы культуры больше средне областного показателя (4,5 %). Но при этом показателе среди населения города Новоуральска наблюдается неудовлетворенность состоянием материально-технической базы учреждений культуры, которым сложно конкурировать с коммерческими формами организации досуга учреждений областного центра, находящегося в доступной близости. Вплоть до «майских указов» Президента сферу культуры НГО характеризовали: «недостаточная рентабельность учреждений сферы, высокая дотационная зависимость; физически и морально изношенные основные фонды; потребность в усилении материально-технической базы учреждений, в том числе в сельских населенных пунктах; нехватка площадей; ограниченное, статусом ЗАТО, число потенциальных потребителей услуг, снижение численности населении; менталитет населения бывшего благополучного города, которое не готово оплачивать полную стоимость услуг, оказываемых учреждениями культуры» [4]. Долгое существование в системе особых социальных и экономических льгот сформировали у жителей города неготовность к переменам и большей самостоятельности в социально-экономической жизни, как на уровне потребителей, так и производителей социальных услуг.

Выйти на новый уровень предоставления услуг населению в ЗАТО Новоуральск в сфере культуры позволило проектное управления, внедрение которого активно началось после Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2], в рамках 12 национальных проектов.

ЗАТО Новоуральск сразу активно включился в реализацию мероприятий отдельных национальных проектов: Демография; Жилье и городская среда; Культура; Образование; Цифровая экономика; Экология; Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы и др. Среди реализуемых наиболее активно можно выделить: Жилье и городская среда, Образование и Культура.

В ряду учреждений культуры ЗАТО Новоуральск наиболее эффективной проектной деятельностью отличается «Публичная библиотека НГО», «Детская школа искусств НГО», «Новоуральский музейно-выставочный центр». За последние три года на базе библиотеки было реализовано 5 крупных проектов, три из которых поучили премии Губернатора Свердловской области в музейной, библиотечной и культурно-досуговой сферах: «Библио-Time», «Я и финансы», «Атомграды России». На данный момент в разработке проект «Модельной библиотеки» в рамках нацпроекта «Культура».

Также в рамках участия в федеральном проекте «Цифровая культура» «Новоуральский музейно-выставочный центр» получил «Виртуальный концертный зал», а также оборудование для проведения экскурсий по государственным и муниципальным музеям с применением технологии дополненной реальности на основе цифровой платформы «Артефакт».

Учреждение «Детская школа искусств НГО» в рамках федерального проекта «Творческие люди» провели повышение квалификации для сотрудников школы.

Проектная деятельность в сфере культуры, ЗАТО Новоуральск связана не только с участием нацпроектах. Большое количество проектов возникло ранее, так вышеупомянутый проект «Библио-Time», «Новоуральские фанфары», «Народный орган», «Новоуральское филармоническое общество» и т. д., но именно проектный подход к финансированию и управлению позволил поднять инициативы учреждений культуры на более высокий уровень и получить материальную поддержку на реализацию и развитие проектов.

Так в 2020 году Госкорпорацией «Росатом» на социально значимые проекты и инфраструктурное развитие ЗАТО Новоуральск было направлено 150 млн рублей, не считая социальных грантов. Именно финансирование проектов в рамках стратегических направлений развития страны, поддержка проектов Госкорпорацией «Росатом», возможность участия в региональных проектах, для получения дополнительного финансирования, позволило учреждениям культуры, находящимся в ЗАТО, почти без возможностей коммерциализации услуг и притока иногородних посетителей, повысить уровень проводимых мероприятий, а также уровень посещаемости учреждений культуры. Что достаточно сложно в условиях массовой цифровизации жизни населения.

Семь из девяти упомянутых выше проектов в сфере культуры прошли процедуру создания проектной документации различной сложности, выработки паспорта проекта, отдельные инициативы прошли через опрос общественного мнения, для оценки потребности в результатах проекта. И все семь проектов получили значительное финансирование, что позволило и предложить новую услугу населению и снять нагрузку с местного бюджета.

Стоит отметить, что проектная деятельность в сфере культуры, в ГМУ, имеет ряд особенностей и сложностей, которые касаются как процесса реализации, так и измерения показателей эффективности проекта.

Например, наличие экономического и социального эффекта является обязательным условием существования практически всех организаций культуры. Но в ГМУ при оценки инвестиционной привлекательности проектов сферы культуры наиболее привлекательными являются проекты с высоким социальным эффектом, при этом эти же проекты могут быть экономически убыточными. Коммерциализация большинства проектов в сфере культуры, сложно реализовать, особенно в условиях малых городов, моногородов, а также ЗАТО.

Отсюда возникает следующая проблема. Так как основной источник финансирования проектов в сфере культуры — это бюджеты различных уровней, а также гранты и фонды, то при создании проекта, его содержание, концепция не должны находиться в конфликте с ценностями и установками, заложенными в культурной политике страны и региона, но при этом иметь актуальность.

При защите проекта, как правило, в стороне оставляют современное искусство, в редких случаях получая финансирование фондов и государства. При этом именно такое искусство, самые смелые проекты и решения востребованы у молодежи, которая является ценным элементом городского сообщества, и активней других возрастных групп покидает города ЗАТО.

И здесь возникает проблема оценки не только востребованности результатов проекта, которые нельзя сводить к количественным показателям посещаемости, но и то отражает ли проект культурную идентичность населения, их ценности. В культурных проектах сложно быстро измерить и оценить социальный эффект. Помимо этого, осуществление проектной деятельности часто сопряжено с низкой информированностью населения по вопросам культуры; нехватка квалифицированных специалистов в области культуры и искусства, владеющих современными медиатехнологиями.

Важной проблемой использования проектного подхода не только в сфере культуры, но и в ГМУ в целом, это доминирование государственных структур в процессе внедрения проекта. Также при анализе вышеупомянутых проектов на территории ЗАТО Новоуральск наблюдается тенденция к «затягиванию» проектов, что недопустимо в рамках проектного управления и необходимости быстро отвечать запросам изменчивой социокультурной среды современного общества.

Одним из способов преодоления проблем социально — экономического развития города и повышения качества проектных инициатив может стать статус ТОСЭР, присвоенный, ЗАТО Новоуральск в 2019 году.

Также статус особой экономической зоны связывают с значительными инвестициями в инфраструктуру и социально значимые проекты. Поскольку ТОСЭР является сложной, многофакторной, многоэлементной и динамической системой, инструменты проектного управления станут основным элементами взаимодействия между учреждениями ЗАТО и резидентами.

Таким образом, проанализировав проектную деятельность в ЗАТО Новоуральск можно заключить, что проектная деятельность активно внедряется в сферу культуры, наряду с другими. С каждым годом количество проектов растёт, учреждения чаще начинают прибегать к дополнительному финансированию инициатив, именно через проектную деятельность. Но вместе с тем, наблюдается отсутствие проектного «видения». Часто инструменты проектного управления применяются выборочно, а размытые сроки реализации проектов создают риск потери эффекта от результатов проекта, что особенно важно в сферах, где социальный эффект является определяющим.

Литература:

  1. «О закрытом административно-территориальном образовании» [Электронный ресурс]: Закон РФ от 14.07.1992 N 3297–1 (с изменениями на 24 февраля 2021 года). — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9033280 (Дата обращения: 12.08.2021г.)
  2. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (с изменениями на 21 июля 2020 г.). — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/557309575 (Дата обращения: 09.08.2021г.)
  3. «О Перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 г. N 1398-р. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70707138/ (Дата обращения: 15.08.2021г.)
  4. Шаповалов Д. В. Государственное муниципальное управление в сфере культуры: экономические аспекты, опыт, проблемы, перспективы (на материалах Новоуральского городского округа) [Текст] / Шаповалов Д. В. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 4–2. — с. 116–121.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера культуры, проектная деятельность, Новоуральск, проектное управление, проект, высокий уровень, результат проекта, социальный эффект, безопасное функционирование, городская среда.


Ключевые слова

проектная деятельность, сфера культуры, ЗАТО, ГМУ

Похожие статьи

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования

В статье рассматриваются подходы к изучению образовательной среды учреждений дополнительного образования в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

Полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства на примере Калуги

В статье описан правовой механизм управления градостроительной деятельность на уровне местного самоуправления. Рассмотрена теоретическая и практическая деятельность органов местного самоуправления в градостроительной сфере города Калуги в соответстви...

Совершенствование системы управления муниципальными учреждениями дошкольного воспитания в Находкинском городском округе

В статье рассматриваются актуальные вопросы управления муниципальными учреждениями дошкольного воспитания в Находкинском городском округе. Отмечается, что в настоящее время существует потребность в создании эффективного инструментария управления обра...

Проблемы управления муниципальным имуществом в закрытых административно-территориальных образованиях

В статье проанализированы проблемы управления муниципальным имуществом закрытых административно-территориальных образований, рассмотрен ряд социально-экономических проблем на территориях ЗАТО.

Создание мобильных мини-музеев в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются возможности использования музейных технологий в современном образовательном пространстве ДОО. Описывается опыт работы детского сада по организации мобильных мини-музеев.

Регулирование комплексной жилой застройки на уровне муниципального образования город Надым

Целью настоящей научно-исследовательской работы является поэтапный анализ механизмов регулирования комплексной жилой застройки на уровне местного самоуправления.

Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ» как форма взаимодействия университета и школ

Статья посвящена вопросам взаимодействия университета и общеобразовательных школ в рамках деятельности ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ».

Природоориентированная туристская деятельность

В статье рассматривается вопрос о развитии природоориентированной туристской деятельности: экологический и сельский туризм. На примере Самарской области рассмотрены возможности для дальнейшего развития данного вида туризма.

Инвестиционная политика территории как инструмент эффективного управления инвестиционным процессом

В статье рассматривается инвестиционная политика городского образования (МО) как теория эффективного управления инвестиционным процессом. При этом предполагается учитывать целостный подход данного управленческого воздействия, где стратегические и так...

Особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения (на примере Сосновоборского городского округа Ленинградской области)

В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения. Объектом исследования выступает Сосновоборский городской округ Ленинградской области, градообразующим предприятием которого явля...

Похожие статьи

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования

В статье рассматриваются подходы к изучению образовательной среды учреждений дополнительного образования в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

Полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства на примере Калуги

В статье описан правовой механизм управления градостроительной деятельность на уровне местного самоуправления. Рассмотрена теоретическая и практическая деятельность органов местного самоуправления в градостроительной сфере города Калуги в соответстви...

Совершенствование системы управления муниципальными учреждениями дошкольного воспитания в Находкинском городском округе

В статье рассматриваются актуальные вопросы управления муниципальными учреждениями дошкольного воспитания в Находкинском городском округе. Отмечается, что в настоящее время существует потребность в создании эффективного инструментария управления обра...

Проблемы управления муниципальным имуществом в закрытых административно-территориальных образованиях

В статье проанализированы проблемы управления муниципальным имуществом закрытых административно-территориальных образований, рассмотрен ряд социально-экономических проблем на территориях ЗАТО.

Создание мобильных мини-музеев в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются возможности использования музейных технологий в современном образовательном пространстве ДОО. Описывается опыт работы детского сада по организации мобильных мини-музеев.

Регулирование комплексной жилой застройки на уровне муниципального образования город Надым

Целью настоящей научно-исследовательской работы является поэтапный анализ механизмов регулирования комплексной жилой застройки на уровне местного самоуправления.

Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ» как форма взаимодействия университета и школ

Статья посвящена вопросам взаимодействия университета и общеобразовательных школ в рамках деятельности ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ».

Природоориентированная туристская деятельность

В статье рассматривается вопрос о развитии природоориентированной туристской деятельности: экологический и сельский туризм. На примере Самарской области рассмотрены возможности для дальнейшего развития данного вида туризма.

Инвестиционная политика территории как инструмент эффективного управления инвестиционным процессом

В статье рассматривается инвестиционная политика городского образования (МО) как теория эффективного управления инвестиционным процессом. При этом предполагается учитывать целостный подход данного управленческого воздействия, где стратегические и так...

Особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения (на примере Сосновоборского городского округа Ленинградской области)

В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения. Объектом исследования выступает Сосновоборский городской округ Ленинградской области, градообразующим предприятием которого явля...

Задать вопрос