В статье рассматриваются особенности осуществления проектной деятельности в сфере культуры в закрытом административно-территориальном образовании.
Ключевые слова: проектная деятельность, ЗАТО, ГМУ, сфера культуры.
Еще в начале XXI века существовал стереотип о том, что проектное управление и проектная деятельность вообще сформировались относительно недавно и характеризуют в большей степени управление частными компаниями. На самом деле это не так. Начало проектной деятельности, в том числе в государственном управлении, было положено еще в конце XIX века.
Сегодня понимание преимущества проектного управления существует в России на самом высоком уровне и предусматривает все больший переход на проектное управление в сфере ГМУ, что отражено в разветвленной системе проектов, охватывающих важнейшие сферы жизни и развития нашей страны.
Это связано с тем, что методология проектного управления ориентирована на достижение конкретных результатов, а также зарекомендовала себя высокой степенью надежности достижения поставленных целей в оптимальные сроки и в рамках выделенного бюджета. Анализ таких практик на примере конкретных территорий позволяет оценить эффект от внедрения проектного управления не только на уровне страны, но и на местах, с учетом социально-экономической специфики территории.
Проектная деятельность получает все более широкое распространение и в управлении малыми муниципальными образованиями, среди которых отдельной группой выделены моногорода и ЗАТО, на примере одного из которых мы и рассмотрим реализацию проектной деятельности в сфере культуры.
Несмотря на то, что в современной России моногорода, по мнению многих экспертов, являются одним из ключевых элементов городской сети, их перечень и критерии были определены сравнительно недавно, Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р [3]. В данный перечень не вошло множество закрытых административно-территориальных образований (далее ЗАТО), которые являются моногородами по сути, но автоматически причислять ЗАТО к остальным моногородам нельзя.
Так ЗАТО «признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан» [1].
Из особого статуса формуется применение иных инструментов социально-экономического развития (создание Наукоградов, ТОСЭР, включение в федеральные и региональные программы развития; отдельные территориальные образования в программы развития моногородов) с учетом особенностей территории.
Закрытые города и в наше время, и советский период выглядели привлекательно: высокий уровень материального снабжения (советский период), бюджетная обеспеченность и доходы населения выше, чем во многих других городах в соответствующих регионах (особенно на градообразующем предприятии), высокий уровень кадровой обеспеченности, низкий уровень преступности. Тем не менее в последние годы в городах ЗАТО наблюдаются тенденции характерные для депрессивных территорий: отток населения; доля занятых на градообразующих предприятиях сокращается; малый бизнес в ЗАТО развивается медленнее, чем в «открытых» городах; инженерная инфраструктура стареет и нуждается реконструкции.
Подобные тенденции связаны с внутренними противоречиями, которые находятся в организационной сути ЗАТО, что несомненно влияет на социально-экономическое управление территории. Так проживание и работа граждан в условиях особого режима, подлежат общей социальной компенсации, но при этом установлены ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, недвижимым имуществом.
Противоречивые процессы наблюдаются и в сфере культуры. Так в ЗАТО Новоуральск, несмотря на снижение финансовой самостоятельности и наполняемости бюджета муниципального образования, территория является достаточно благополучной и выделяет средств на обеспечение жизнедеятельности сферы культуры больше средне областного показателя (4,5 %). Но при этом показателе среди населения города Новоуральска наблюдается неудовлетворенность состоянием материально-технической базы учреждений культуры, которым сложно конкурировать с коммерческими формами организации досуга учреждений областного центра, находящегося в доступной близости. Вплоть до «майских указов» Президента сферу культуры НГО характеризовали: «недостаточная рентабельность учреждений сферы, высокая дотационная зависимость; физически и морально изношенные основные фонды; потребность в усилении материально-технической базы учреждений, в том числе в сельских населенных пунктах; нехватка площадей; ограниченное, статусом ЗАТО, число потенциальных потребителей услуг, снижение численности населении; менталитет населения бывшего благополучного города, которое не готово оплачивать полную стоимость услуг, оказываемых учреждениями культуры» [4]. Долгое существование в системе особых социальных и экономических льгот сформировали у жителей города неготовность к переменам и большей самостоятельности в социально-экономической жизни, как на уровне потребителей, так и производителей социальных услуг.
Выйти на новый уровень предоставления услуг населению в ЗАТО Новоуральск в сфере культуры позволило проектное управления, внедрение которого активно началось после Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2], в рамках 12 национальных проектов.
ЗАТО Новоуральск сразу активно включился в реализацию мероприятий отдельных национальных проектов: Демография; Жилье и городская среда; Культура; Образование; Цифровая экономика; Экология; Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы и др. Среди реализуемых наиболее активно можно выделить: Жилье и городская среда, Образование и Культура.
В ряду учреждений культуры ЗАТО Новоуральск наиболее эффективной проектной деятельностью отличается «Публичная библиотека НГО», «Детская школа искусств НГО», «Новоуральский музейно-выставочный центр». За последние три года на базе библиотеки было реализовано 5 крупных проектов, три из которых поучили премии Губернатора Свердловской области в музейной, библиотечной и культурно-досуговой сферах: «Библио-Time», «Я и финансы», «Атомграды России». На данный момент в разработке проект «Модельной библиотеки» в рамках нацпроекта «Культура».
Также в рамках участия в федеральном проекте «Цифровая культура» «Новоуральский музейно-выставочный центр» получил «Виртуальный концертный зал», а также оборудование для проведения экскурсий по государственным и муниципальным музеям с применением технологии дополненной реальности на основе цифровой платформы «Артефакт».
Учреждение «Детская школа искусств НГО» в рамках федерального проекта «Творческие люди» провели повышение квалификации для сотрудников школы.
Проектная деятельность в сфере культуры, ЗАТО Новоуральск связана не только с участием нацпроектах. Большое количество проектов возникло ранее, так вышеупомянутый проект «Библио-Time», «Новоуральские фанфары», «Народный орган», «Новоуральское филармоническое общество» и т. д., но именно проектный подход к финансированию и управлению позволил поднять инициативы учреждений культуры на более высокий уровень и получить материальную поддержку на реализацию и развитие проектов.
Так в 2020 году Госкорпорацией «Росатом» на социально значимые проекты и инфраструктурное развитие ЗАТО Новоуральск было направлено 150 млн рублей, не считая социальных грантов. Именно финансирование проектов в рамках стратегических направлений развития страны, поддержка проектов Госкорпорацией «Росатом», возможность участия в региональных проектах, для получения дополнительного финансирования, позволило учреждениям культуры, находящимся в ЗАТО, почти без возможностей коммерциализации услуг и притока иногородних посетителей, повысить уровень проводимых мероприятий, а также уровень посещаемости учреждений культуры. Что достаточно сложно в условиях массовой цифровизации жизни населения.
Семь из девяти упомянутых выше проектов в сфере культуры прошли процедуру создания проектной документации различной сложности, выработки паспорта проекта, отдельные инициативы прошли через опрос общественного мнения, для оценки потребности в результатах проекта. И все семь проектов получили значительное финансирование, что позволило и предложить новую услугу населению и снять нагрузку с местного бюджета.
Стоит отметить, что проектная деятельность в сфере культуры, в ГМУ, имеет ряд особенностей и сложностей, которые касаются как процесса реализации, так и измерения показателей эффективности проекта.
Например, наличие экономического и социального эффекта является обязательным условием существования практически всех организаций культуры. Но в ГМУ при оценки инвестиционной привлекательности проектов сферы культуры наиболее привлекательными являются проекты с высоким социальным эффектом, при этом эти же проекты могут быть экономически убыточными. Коммерциализация большинства проектов в сфере культуры, сложно реализовать, особенно в условиях малых городов, моногородов, а также ЗАТО.
Отсюда возникает следующая проблема. Так как основной источник финансирования проектов в сфере культуры — это бюджеты различных уровней, а также гранты и фонды, то при создании проекта, его содержание, концепция не должны находиться в конфликте с ценностями и установками, заложенными в культурной политике страны и региона, но при этом иметь актуальность.
При защите проекта, как правило, в стороне оставляют современное искусство, в редких случаях получая финансирование фондов и государства. При этом именно такое искусство, самые смелые проекты и решения востребованы у молодежи, которая является ценным элементом городского сообщества, и активней других возрастных групп покидает города ЗАТО.
И здесь возникает проблема оценки не только востребованности результатов проекта, которые нельзя сводить к количественным показателям посещаемости, но и то отражает ли проект культурную идентичность населения, их ценности. В культурных проектах сложно быстро измерить и оценить социальный эффект. Помимо этого, осуществление проектной деятельности часто сопряжено с низкой информированностью населения по вопросам культуры; нехватка квалифицированных специалистов в области культуры и искусства, владеющих современными медиатехнологиями.
Важной проблемой использования проектного подхода не только в сфере культуры, но и в ГМУ в целом, это доминирование государственных структур в процессе внедрения проекта. Также при анализе вышеупомянутых проектов на территории ЗАТО Новоуральск наблюдается тенденция к «затягиванию» проектов, что недопустимо в рамках проектного управления и необходимости быстро отвечать запросам изменчивой социокультурной среды современного общества.
Одним из способов преодоления проблем социально — экономического развития города и повышения качества проектных инициатив может стать статус ТОСЭР, присвоенный, ЗАТО Новоуральск в 2019 году.
Также статус особой экономической зоны связывают с значительными инвестициями в инфраструктуру и социально значимые проекты. Поскольку ТОСЭР является сложной, многофакторной, многоэлементной и динамической системой, инструменты проектного управления станут основным элементами взаимодействия между учреждениями ЗАТО и резидентами.
Таким образом, проанализировав проектную деятельность в ЗАТО Новоуральск можно заключить, что проектная деятельность активно внедряется в сферу культуры, наряду с другими. С каждым годом количество проектов растёт, учреждения чаще начинают прибегать к дополнительному финансированию инициатив, именно через проектную деятельность. Но вместе с тем, наблюдается отсутствие проектного «видения». Часто инструменты проектного управления применяются выборочно, а размытые сроки реализации проектов создают риск потери эффекта от результатов проекта, что особенно важно в сферах, где социальный эффект является определяющим.
Литература:
- «О закрытом административно-территориальном образовании» [Электронный ресурс]: Закон РФ от 14.07.1992 N 3297–1 (с изменениями на 24 февраля 2021 года). — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9033280 (Дата обращения: 12.08.2021г.)
- «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (с изменениями на 21 июля 2020 г.). — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/557309575 (Дата обращения: 09.08.2021г.)
- «О Перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 г. N 1398-р. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70707138/ (Дата обращения: 15.08.2021г.)
- Шаповалов Д. В. Государственное муниципальное управление в сфере культуры: экономические аспекты, опыт, проблемы, перспективы (на материалах Новоуральского городского округа) [Текст] / Шаповалов Д. В. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 4–2. — с. 116–121.