В статье раскрывается организация обучения русской фонетике на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплению произношения разных звуков русского языка.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, фонетические занятия, произносительные навыки, приемлемое произношение, фонетическая зарядка, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения.
Обучение иностранных слушателей русскому произношению — одна из важнейших задач на занятиях по русскому языку как иностранному. «Без целенаправленной и систематической работы, направленной на постановку и артикуляционной, и перцептивной базы, которые свойственны неродному языку, невозможно дальнейшее формирование навыков и умений в разных видах речевой деятельности» [4, с. 117].
Основная цель занятий по формированию фонетических навыков — это развитие произносительных навыков, под которыми понимаются «способности совершать операции, связанные с артикуляцией отдельных звуков и их соединением в слоги, слова, ритмические группы». Произносительные навыки формируются на начальном этапе овладения иностранным языком и нуждаются в регулярной поддержке [1, с. 220].
Для достижения приемлемого произношения — уровня сформированности произносительных навыков, который не нарушает смысла сказанного и является достаточным для понимания собеседниками друг друга при общении, — необходима постоянная работа на всех уровнях владения языком [1, с. 211]. Об этом говорят многие специалисты в области методики обучения русскому языку как иностранному: «…формирование фонетических навыков является, вероятно, самым трудоемким процессом при обучении иностранному языку. Становление навыков приемлемого иноязычного произношения при регулярных занятиях языком обычно занимает не менее двух лет» [2, с. 110]. «Работа над фонетикой должна быть на любом этапе, переносятся лишь акценты и меняются виды работ — от работы над звуком к работе над словом, фразой, текстом» [4, с. 118].
Обучение русскому произношению может быть организовано на этапе так называемой фонетической разминки или фонетической зарядки. Это этап урока (обычно начальный), который предназначается для формирования и совершенствования слухопроизносительных навыков учащихся. <…> На фонетическую зарядку отводят 5–10 минут, виды и формы ее разнообразны: устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений» [1, с. 339].
Для коррекции и закрепления произношения согласного звука [л] на занятиях по русской фонетике мы предлагаем использовать следующие скороговорки и короткие стихотворения:
1. Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил –
В небо клювом угодил.
2. В малиннике малиновый и запах, и уют.
В малиннике малиновки и ёжики живут.
В малиннике малинки вкуснейшие растут.
В малиннике — малина. Марина тут как тут.
(В. Семёнов)
3. Сшит колпак да не по-колпаковски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
4. Всё бело, бело, бело!
Много снегу намело.
5. Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
(И. Токмакова)
6. Заяц белый, заяц белый!
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
— Я не бегал, я скакал!
7. Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
8. Свёкла у Фёклы сохла и мокла,
Мокла и сохла, пока не заглохла.
9. На болоте, на лугу
Стоит миска творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали — улетели.
10. Если если после после, значит после перед если.
Если если перед после, значит после после если.
11. Лена искала булавку, булавка упала под лавку. Под лавку Лене залезть было лень: искала Елена булавку весь день.
12. Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
13. Мама мыла Милу мылом.
Мила мыла не любила.
Необходимо отметить, что часто скороговорки включают редкие слова, содержащие в своей структуре необходимые звукосочетания. «Обращение к значению слов на этих уроках не является обязательным… В фонетике важнее не лексическая освоенность слова, не роль его в коммуникативном пространстве говорящего, а представленность в его фонетической структуре тех или иных русских звуков и/или их сочетаний» [3, с. 4].
Одним из способов расширения дидактического материала на занятиях по постановке русского произношения в иностранной аудитории является использование специфических фраз и оборотов — пословиц, поговорок и идиоматических выражений. Методисты отмечают, что «… использование такого материала позволит преподавателю, сохраняя общую направленность на постановку и тренинг произношения тех или иных русских звуков, одновременно разнообразить фонетические занятия, поговорить со студентами о специфике русского мировосприятия, расширить их кругозор и русский лексический запас, сделать небольшие экскурсы в историю как русского языка, так и русского народа» [3, с. 5].
При отработке гласного звука [ы] мы предлагаем освоить следующие идиоматические выражения:
- Вылететь из головы.
- Вынести сор из избы.
- Выше головы не прыгнешь.
- До глубины души.
- Злые языки.
- И волки сыты, и овцы целы.
- Мыльный пузырь.
- На безрыбье и рак рыба.
- Нет дыма без огня.
В процессе работы над согласным звуком [р] рекомендуется выучить такие пословицы и поговорки:
- Без труда не вытащишь и рубку из пруда.
- На безрыбье и рак рыба.
- На всякого Егорку есть поговорка.
- От добра добра не ищут.
- Семь раз примерь, один раз отрежь.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Что написано пером, того не вырубишь топором.
Литература:
- Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — Москва: ИКАР. — 2009. — 448 с.
- Капитонова, Т. И., Московкин, Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2006. — 272 с.
- Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке: материалы для занятий по русской фонетике / сост. Н. В. Богданова-Бегларян, С. Б. Степанова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2013. — 64 с.
- Содержание и организация современного урока русского языка как иностранного / авт.-сост. Н. В. Киселева. — Волгоград: Учитель. — 186 с.
- Фонетическая хрестоматия. Материалы по русской фонетике. Скороговорки и палиндромы. Пословицы и поговорки. Идиоматические выражения. Стихи / сост. Н. В. Богданова, Л. В. Игнаткина. — Санкт-Петербург, 2003. — 204 с.