Обучение русской фонетике (на примере стихотворений, скороговорок, пословиц, идиоматических выражений) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.09.2021

Статья просмотрена: 508 раз

Библиографическое описание:

Бакирова, Л. Р. Обучение русской фонетике (на примере стихотворений, скороговорок, пословиц, идиоматических выражений) / Л. Р. Бакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83920/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье раскрывается организация обучения русской фонетике на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплению произношения разных звуков русского языка.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, фонетические занятия, произносительные навыки, приемлемое произношение, фонетическая зарядка, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения.

Обучение иностранных слушателей русскому произношению — одна из важнейших задач на занятиях по русскому языку как иностранному. «Без целенаправленной и систематической работы, направленной на постановку и артикуляционной, и перцептивной базы, которые свойственны неродному языку, невозможно дальнейшее формирование навыков и умений в разных видах речевой деятельности» [4, с. 117].

Основная цель занятий по формированию фонетических навыков — это развитие произносительных навыков, под которыми понимаются «способности совершать операции, связанные с артикуляцией отдельных звуков и их соединением в слоги, слова, ритмические группы». Произносительные навыки формируются на начальном этапе овладения иностранным языком и нуждаются в регулярной поддержке [1, с. 220].

Для достижения приемлемого произношения — уровня сформированности произносительных навыков, который не нарушает смысла сказанного и является достаточным для понимания собеседниками друг друга при общении, — необходима постоянная работа на всех уровнях владения языком [1, с. 211]. Об этом говорят многие специалисты в области методики обучения русскому языку как иностранному: «…формирование фонетических навыков является, вероятно, самым трудоемким процессом при обучении иностранному языку. Становление навыков приемлемого иноязычного произношения при регулярных занятиях языком обычно занимает не менее двух лет» [2, с. 110]. «Работа над фонетикой должна быть на любом этапе, переносятся лишь акценты и меняются виды работ — от работы над звуком к работе над словом, фразой, текстом» [4, с. 118].

Обучение русскому произношению может быть организовано на этапе так называемой фонетической разминки или фонетической зарядки. Это этап урока (обычно начальный), который предназначается для формирования и совершенствования слухопроизносительных навыков учащихся. <…> На фонетическую зарядку отводят 5–10 минут, виды и формы ее разнообразны: устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений» [1, с. 339].

Для коррекции и закрепления произношения согласного звука [л] на занятиях по русской фонетике мы предлагаем использовать следующие скороговорки и короткие стихотворения:

1. Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

День долбил, два долбил –

В небо клювом угодил.

2. В малиннике малиновый и запах, и уют.

В малиннике малиновки и ёжики живут.

В малиннике малинки вкуснейшие растут.

В малиннике — малина. Марина тут как тут.

(В. Семёнов)

3. Сшит колпак да не по-колпаковски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

4. Всё бело, бело, бело!

Много снегу намело.

5. Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

(И. Токмакова)

6. Заяц белый, заяц белый!

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

— Я не бегал, я скакал!

7. Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

8. Свёкла у Фёклы сохла и мокла,

Мокла и сохла, пока не заглохла.

9. На болоте, на лугу

Стоит миска творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали — улетели.

10. Если если после после, значит после перед если.

Если если перед после, значит после после если.

11. Лена искала булавку, булавка упала под лавку. Под лавку Лене залезть было лень: искала Елена булавку весь день.

12. Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

13. Мама мыла Милу мылом.

Мила мыла не любила.

Необходимо отметить, что часто скороговорки включают редкие слова, содержащие в своей структуре необходимые звукосочетания. «Обращение к значению слов на этих уроках не является обязательным… В фонетике важнее не лексическая освоенность слова, не роль его в коммуникативном пространстве говорящего, а представленность в его фонетической структуре тех или иных русских звуков и/или их сочетаний» [3, с. 4].

Одним из способов расширения дидактического материала на занятиях по постановке русского произношения в иностранной аудитории является использование специфических фраз и оборотов — пословиц, поговорок и идиоматических выражений. Методисты отмечают, что «… использование такого материала позволит преподавателю, сохраняя общую направленность на постановку и тренинг произношения тех или иных русских звуков, одновременно разнообразить фонетические занятия, поговорить со студентами о специфике русского мировосприятия, расширить их кругозор и русский лексический запас, сделать небольшие экскурсы в историю как русского языка, так и русского народа» [3, с. 5].

При отработке гласного звука [ы] мы предлагаем освоить следующие идиоматические выражения:

  1. Вылететь из головы.
  2. Вынести сор из избы.
  3. Выше головы не прыгнешь.
  4. До глубины души.
  5. Злые языки.
  6. И волки сыты, и овцы целы.
  7. Мыльный пузырь.
  8. На безрыбье и рак рыба.
  9. Нет дыма без огня.

В процессе работы над согласным звуком [р] рекомендуется выучить такие пословицы и поговорки:

  1. Без труда не вытащишь и рубку из пруда.
  2. На безрыбье и рак рыба.
  3. На всякого Егорку есть поговорка.
  4. От добра добра не ищут.
  5. Семь раз примерь, один раз отрежь.
  6. Терпенье и труд все перетрут.
  7. Худой мир лучше доброй ссоры.
  8. Что написано пером, того не вырубишь топором.

Литература:

  1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — Москва: ИКАР. — 2009. — 448 с.
  2. Капитонова, Т. И., Московкин, Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2006. — 272 с.
  3. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке: материалы для занятий по русской фонетике / сост. Н. В. Богданова-Бегларян, С. Б. Степанова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2013. — 64 с.
  4. Содержание и организация современного урока русского языка как иностранного / авт.-сост. Н. В. Киселева. — Волгоград: Учитель. — 186 с.
  5. Фонетическая хрестоматия. Материалы по русской фонетике. Скороговорки и палиндромы. Пословицы и поговорки. Идиоматические выражения. Стихи / сост. Н. В. Богданова, Л. В. Игнаткина. — Санкт-Петербург, 2003. — 204 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, русское произношение, фонетическая зарядка, закрепление произношения, занятие, звук, иностранный язык, приемлемое произношение, русская фонетика, согласный звук.


Похожие статьи

Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному

Статья посвящена проблеме совершенствования русского произношения инофонами. В ней представлены артикуляционная характеристика и приемы отработки согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены тренировочные задан...

Стихотворный текст как средство формирования языковых навыков на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение стихотворного текста на уроках английского языка, а также роль стихотворений в формировании языковых навыков (фонетических, лексических, грамматических).

Приемы постановки и отработки согласного звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, способствующие коррекции и закреплению произношения звука.

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Постановка и коррекция звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, направленные на постановку и коррекцию произношения звука...

Приёмы эйдетики как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

В статье рассматривается формирование лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, а также эйдетические приёмы в качестве способа формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому я...

Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе

В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...

Вопросы стиля и речи в процессе перевода (на примере рассказа Джека Лондона «Мексиканец»)

В статье раскрываются вопросы относительно требований, предъявляемых к переводческому процессу, в частности, проблемы речи и стиля в рассказе Джека Лондона «Мексиканец» через сопоставление их вариантов в английском и узбекском языках.

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Малые формы фольклора как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о важности малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. О том, что в процессе ознакомления с малыми формами фольклора обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речева...

Похожие статьи

Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному

Статья посвящена проблеме совершенствования русского произношения инофонами. В ней представлены артикуляционная характеристика и приемы отработки согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены тренировочные задан...

Стихотворный текст как средство формирования языковых навыков на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение стихотворного текста на уроках английского языка, а также роль стихотворений в формировании языковых навыков (фонетических, лексических, грамматических).

Приемы постановки и отработки согласного звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, способствующие коррекции и закреплению произношения звука.

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Постановка и коррекция звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [ч’] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, направленные на постановку и коррекцию произношения звука...

Приёмы эйдетики как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

В статье рассматривается формирование лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, а также эйдетические приёмы в качестве способа формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому я...

Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе

В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...

Вопросы стиля и речи в процессе перевода (на примере рассказа Джека Лондона «Мексиканец»)

В статье раскрываются вопросы относительно требований, предъявляемых к переводческому процессу, в частности, проблемы речи и стиля в рассказе Джека Лондона «Мексиканец» через сопоставление их вариантов в английском и узбекском языках.

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Малые формы фольклора как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о важности малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. О том, что в процессе ознакомления с малыми формами фольклора обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речева...

Задать вопрос