Целью статьи является выявление наличия проблем управления финансами в муниципальном районе. Нами исследованы показатели доходной и расходной части местного бюджета на примере администрации Коркинского муниципального района. Проанализирована структура источников формирования доходов местного бюджета. Информационной базой исследования являются Ежемесячная отчётность об исполнении консолидированного бюджета в разрезе данных муниципального района. Для исследования использовались данные на последние три отчетные даты. Информация за последний отчетный период сопоставлялась с данными за предшествующие периоды. Рассчитаны удельные веса отдельных показателей дохода в общей сумме доходов. Удельные веса показателей доходной части сопоставлены между собой. Сопоставлены местные доходы с расходами Коркинского муниципального района. Исследование показало наличие проблем формирования доходной части бюджета в Коркинском муниципальном районе. Внесены предложения, направленные на преодоление этих проблем.
Результаты исследования могут быть использованы муниципальными образованиями при формировании и исполнении бюджетов муниципальных районов.
Ключевые слова: местное самоуправление, местный бюджет, муниципальные финансы, налоги, безвозмездная помощь вышестоящих бюджетов, субсидии, дотации, субвенции.
В настоящее время в структуре местных бюджетов Российской Федерации сложилась главная проблема, связанная с нехваткой собственных финансовых ресурсов для покрытия расходов муниципального образования.
Финансы муниципального образования должны обеспечивать органы местного самоуправления денежными средствами с целью выполнения ими своих полномочий, закрепленных в законодательстве. Финансы муниципального района обязаны гарантировать экономическую самостоятельность муниципальных образований. На деле же самостоятельность бюджетов муниципальных районов серьезно страдает из-за того, что в составе доходов муниципального образования по-прежнему главное место занимает безвозмездная помощь вышестоящих уровней бюджета — дотации, субсидии, субвенции и межбюджетные трансферты. Доля же налоговых и неналоговых поступлений совсем невелика. О высокой зависимости местных бюджетов от финансовой помощи неоднократно сообщалось в Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному собранию.
Такое положение дел в муниципальных образованиях приводит к понижению заинтересованности местного самоуправления в расширении собственных доходов, например, в увеличении собираемости налогов, выявлении новых земельных участков для сдачи в аренду и др.
Именно поэтому одной из главных задач муниципального самоуправления является рассмотрение направлений, способствующих совершенствованию управления финансовыми ресурсами.
Объектом исследования данной работы являются муниципальные финансы.
Предметом исследования являются проблемы, возникающие в ходе формирования и исполнения бюджета муниципального образования.
Цель исследования — проанализировать процесс формирования и исполнения бюджета муниципального образования для разработки предложений по его совершенствованию.
Муниципальные финансы — это совокупность социально-экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов с целью решения задач местного значения [8, с.160]. Местные финансы способствуют удовлетворению потребностей населения конкретного муниципального образования и имеют социальную направленность.
Доходная часть муниципальных финансов включают в себя: налоговые доходы; неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Расходная часть состоит из расходов на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения и расходов на осуществление полномочий государственного значения.
Важнейшей составляющей финансов муниципальных образований является местный бюджет. Местный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, которые предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путем исполнения расходных обязательств муниципального образования [3, с.33].
От величины муниципального бюджета, его сбалансированности во многом зависит эффективность социально-экономического развития территории, а значит и жизнь его населения. Для нормальной работы местного самоуправления и реализации ими задач местного значения, муниципальные образования должны иметь в своем распоряжении достаточные собственные финансовые и материальные средства, иметь право самостоятельно пользоваться и управлять ими. Доля собственных доходов местных бюджетов должна составлять не менее 76 % [5, с.199].
При проведении исследования нами были отобраны показатели Ежемесячного отчета об исполнении консолидированного бюджета в разрезе данных муниципального района по состоянию на 01.05.2021г, 01.06.2021г. и 01.07.2021г. [6, с.1]. В разделе «Доходы бюджета» были доходы по видам обследованы и сгруппированы в таблице 1 на собственные доходы и безвозмездные поступления.
Исследовав данные таблицы 1, мы видим, что наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета Коркинского муниципального района составляют безвозмездные поступления, которые занимают более 75 % всех доходов бюджета района.
Таблица 1
Структура доходов Коркинского муниципального образования
Показатель |
На 01.05.2021 |
На 01.06.2021 |
На 01.07.2021 |
01.06/01.05 |
01.07/01.06 |
|||
Тыс.руб |
Удельный вес, % |
Тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Тыс. руб. |
Удельный вес, % |
|||
Доходы бюджета — Всего |
627 447,27 |
100 |
741 425,27 |
100 |
928 117,67 |
100 |
118,17 |
125,18 |
СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ, в т. ч. |
151 580,46 |
24,16 |
178 597,26 |
24,09 |
214 973,37 |
23,16 |
117,82 |
120,37 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, в т. ч. |
138 074,03 |
22,01 |
161 894,24 |
21,84 |
195 024,91 |
21,01 |
117,25 |
120,46 |
НДФЛ |
112 065,17 |
17,86 |
131 977,13 |
17,8 |
160 297,76 |
17,27 |
117,77 |
121,46 |
УСН |
19 255,71 |
3,07 |
22 296,96 |
3,01 |
25 700,31 |
2,77 |
115,79 |
115,26 |
ЕНВД |
1 733,91 |
0,28 |
1 798,24 |
0,24 |
1 864,86 |
0,2 |
103,71 |
103,70 |
ЕСН |
13,75 |
0 |
13,75 |
0 |
14,02 |
0 |
100,00 |
101,96 |
ПСН |
2 342,80 |
0,37 |
2 611,75 |
0,35 |
3 053,24 |
0,33 |
111,48 |
116,90 |
Государственная пошлина |
2 662,69 |
0,42 |
3 196,41 |
0,43 |
4 094,72 |
0,44 |
120,04 |
128,10 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ в т. ч. |
13 506,41 |
2,15 |
16 702,92 |
2,25 |
19 948,46 |
2,15 |
123,67 |
119,43 |
Доходы о использования имущества |
2 472,31 |
0,39 |
2 811,61 |
0,38 |
4 501,13 |
0,48 |
113,72 |
160,09 |
Платежи за НВОС |
1 393,43 |
0,22 |
1 388,34 |
0,19 |
1 388,68 |
0,15 |
99,63 |
100,02 |
Доходы от оказания платных услуг |
8 879,44 |
1,42 |
11 627,00 |
1,57 |
12 896,59 |
1,39 |
130,94 |
110,92 |
Доходы от продажи активов |
634,81 |
0,1 |
770,71 |
0,1 |
790,31 |
0,09 |
121,41 |
102,54 |
Штрафы, санкции |
-34,75 |
-0,01 |
98,96 |
0,01 |
249,96 |
0,03 |
-284,78 |
252,59 |
Прочие неналоговые доходы |
161,17 |
0,03 |
6,3 |
0 |
121,79 |
0,01 |
3,91 |
1933,17 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ в т. ч. |
475 866,82 |
75,84 |
562 828,00 |
75,91 |
713 144,29 |
76,84 |
118,27 |
126,71 |
Дотации |
66 937,40 |
10,67 |
89 411,52 |
12,06 |
107 921,92 |
11,63 |
133,57 |
120,70 |
Субсидии |
19 839,15 |
3,16 |
23 795,22 |
3,21 |
28 191,21 |
3,04 |
119,94 |
118,47 |
Субвенции |
379 006,88 |
60,4 |
436 610,55 |
58,89 |
560 158,52 |
60,35 |
115,20 |
128,30 |
Иные межбюджетные трансферты |
10 083,37 |
1,61 |
13 010,72 |
1,75 |
16 872,64 |
1,82 |
129,03 |
129,68 |
[Источник: рассчитано по данным ежемесячной консолидированной отчетности Коркинского муниципального района]
Так их доля на 01.05.2021г. составляет 75,84 %, на 01.06.2021г — 75,91 % и на 01.07.2021г. — 76,84 %, причем показатель этот ежемесячно растет. Это говорит о высокой степени зависимости Коркинского муниципального района от поддержки вышестоящего бюджета. Именно за счет средств, получаемых в виде межбюджетных трансфертов, обеспечивается сбалансированность исполнения бюджета Коркинского муниципального района.
Собственные доходы занимают меньшую долю в доходах бюджета муниципального района, а именно от 23,16 % до 24,16 % всех доходов района. То есть доля средств муниципального района, которыми он может самостоятельно распоряжаться, невелика. Этот факт лишает местную администрацию самостоятельности в проведении эффективной бюджетной политики.
Рассмотрев состав собственных доходов, мы определили причину их низкого процента. К собственным доходам муниципальных бюджетов относятся все зачисляемые в бюджеты местные налоги и сборы; отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налоги, которые предусмотрены специальными налоговыми режимами; неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления за исключением субвенций [4, с. 64]
В соответствии со ст.15 Налогового Кодекса Российской Федерации к местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор [2, с.15]. Они зачисляются в бюджет района в полном размере. В еженедельной консолидированной отчётности в строке «Земельный налог» и «Налог на имущество физических лиц» бюджета Коркинского муниципального района стоят прочерки. Это значит, что местным самоуправлением не проведена инвентаризация всего имеющегося недвижимого имущества физических лиц, поэтому налоги не платятся.
Налоговые доходы Коркинского муниципального района, согласно консолидированной отчетности, включают в себя: НДФЛ, ЕНВД, ЕСН, ЕСХН, ПСН, государственную пошлину. Как видно из таблицы, наибольшую долю среди всех доходов занимает налог на доходы физических лиц — от 17,27 % до 17,86 %. Доля же остальных налогов (ЕНВД, ЕСН, ЕСХН, ПСН) очень мала и составляет от 0 % до 3,07 % доходов. Происходит это из-за того, что на территории Коркинского муниципального района слишком мало предприятий, применяющих данные системы налогообложения. В основном на территории района преобладают промышленные предприятия. Основные виды их деятельности — это производство строительных материалов и добыча угля и камня. Наиболее крупные компании: АО по добыче угля «Челябинская угольная компания», ООО «ПОРФИРИТ», ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент», ООО «Коркинский кирпичный завод», ООО «СЛК Цемент», Филиал ООО «Хенкель Рус», ОАО «Челябинский завод сборно-монолитного каркаса» [7, с.15]. Данные предприятия применяют общую систему налогообложения, то есть платят: НДС, налог на прибыль, налог на имущество с организаций. Предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых, кроме этого, ещё платят налог на добычу полезных ископаемых. Согласно ст. 50 Бюджетного Кодекса РФ, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых являются федеральными налогами, поэтому зачисляются они в федеральный бюджет в размере 100 процентов [1, с.20]. Налог на имущество организаций полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ без отчислений в местные бюджеты. Таким образом, в местный бюджет от промышленных предприятий поступает только НДФЛ, который согласно статье 61.1.БК РФ подлежит зачислению в доходы муниципального района в размере 13 %. Такое разделение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы приводит к тому, что у местного самоуправления отсутствует инициатива по увеличению собственного налогового потенциала.
Изучив данные ежемесячной консолидированной отчетности, мы выявили, что в статью доходов «Доходы о продажи активов» включаются суммы продажи земельных участков и муниципального имущества юридическим и физическим лицам. Это означает, что юридические и физические лица имеют в своей собственности имущество и земельные участками, но налоги в бюджет не платят. Это подтверждает низкую инициативность местной администрации в части инвентаризации недвижимого имущества, находящихся в собственности граждан.
Другая главная проблема стоит в несоразмерности собственных доходов и расходов. Обследовав данные доходов и расходов Коркинского муниципального района, мы определили, что собственных доходов района не хватает, чтобы покрыть местные расходы, данные отражены на рисунке 1. Для этих нужд привлекаются средства из бюджетов вышестоящих бюджетов.
Рис. 1. Соотношение собственных доходов с расходами, тыс. руб.
Таким образом, в части управления финансами муниципального района можно выделить следующие проблемы:
– недостаточное обеспечение местного бюджета налогами;
– высокая зависимость местного бюджета от бюджета вышестоящего уровня;
– низкая инициативность местного самоуправления по части собираемости налогов;
– несоразмерность собственных доходов и расходов района.
Для устранения данных проблем необходимо чтобы все налоги были собственными. Это должно быть закреплено на законодательном уровне. В таком случае вышестоящая бюджетная система не будет вмешиваться в доходные источники местного самоуправления, у местной администрации появится стимул в повышении собираемости налогов, развитию на своей территории малого и среднего бизнеса, повышении неналоговых доходов. Местному самоуправлению должно быть предоставлено больше полномочий в плане установления ставки налога, расширения базы неналоговых платежей.
Местному самоуправлению в свою очередь для увеличения доходной части бюджета необходимо:
– донести до налогоплательщиков информацию о необходимости государственной регистрации имущественных прав на земельные участки и иные объекты недвижимости с использованием всех имеющихся в районе средств массовой информации;
– провести инвентаризацию недвижимого имущества, находящегося в собственности физических лиц и юридических лиц;
– совместно Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии учета обеспечить полноту и качество учета земельных участков и иных объектов недвижимости на территории муниципального образования;
– усилить работу по взысканию задолженности по арендным платежам. Установление для данных целей специальной компьютерной программы;
– оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства с помощью снижения административной нагрузки на малые и средние предприятия, предоставлением имущества, оборудования;
– создавать благоприятные условия осуществления деятельности самозанятыми с помощью применения специального режима налогообложения с пониженной ставкой, а также расширяя список профессий для самозанятых;
– совместно с Межрайонной инспекцией ФНС России № 14 по Коркинскому району Челябинской области осуществлять постоянный мониторинг поступлений налоговых доходов в бюджет муниципального образования с целью принятия незамедлительных решений по его исполнению;
– проведение регулярных операций по раскрытию и привлечению к постановке на налоговый учет в Межрайонной инспекцией ФНС России № 14 по Коркинскому району Челябинской области организаций и физических лиц, нанимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации.
Таким образом, сформулированные предположения о наличии проблем при формировании и расходовании финансовых ресурсов в муниципальном районе подтвердились: исследование установило, что местный бюджет недостаточно обеспечен собственными налогами, местный бюджет зависит от бюджета вышестоящего уровня, собственных доходов не хватает для покрытия расходов, отсутствие инициативы местного самоуправления по части собираемости налогов.
Исходя из данного вывода, логичным будет предположение о необходимости дальнейшего изучения проблем управления финансовыми ресурсами с целью совершенствования системы формирования и расходования бюджета муниципального района.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ — СПС «Консультант Плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г № 146-ФЗ — СПС «Консультант Плюс».
3. Аванеcян, Э. А. Местный бюджет: понятие, сущность, значение/ Э. А. Аванесян// Вектор экономики. — 2019. — № 3. — С.32–36.
4. Николаева, Е. Ф. Финансы муниципального образования/ Е. Ф. Николаева, Ф. В. Авдюков// Системные технологии, 2017. — № 24. — С. 64–68.
5. Огнева, А. А. Проблемы формирования местных бюджетов/ А. А. Огнева// Молодой ученый. — 2021. — № 4(346). — C. 198–200.
6. Официальный сайт Администрации Коркинского Муниципального района –http://korkino.eps74.ru/htmlpages/Show/overview/Strukturaupravleniya/ZamestitelGlavyrajonapofinanso/Finansovoeupravlenie/Ezhemesyachnayaotchetnostobisp
7. Официальный сайт Администрации Коркинского Муниципального района – http://korkino.eps74.ru/htmlpages/Show/overview/Strukturaupravleniya/ZamestitelGlavyrajonapofinanso/Finansovoeupravlenie/Byudzhetdlyagrazhdan
8. Улыбина, Л. К. Функции государственных и муниципальных финансов/ Л. К. Улыбина// Журнал Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 12–3(70). — С.160–163.