Статья посвящена важности практической стрельбы в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации как начального уровня освоения данного раздела для дальнейшего совершенствования навыков и умений при поступлении в высшие военные учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации, а также при службе в армии.
Ключевые слова: практическая стрельба, воспитанники, огневая подготовка
Введение
Одним из разделов в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации по предмету «Физическая культура» является «Пулевая стрельба». Программа подготовки воспитанников по данному разделу предусматривает освоение навыков безопасного обращения с оружием, качественное развитие базовых навыков меткой стрельбы в возрасте с 12 до 17 лет, а также воспитывает дисциплинированность обучаемых в процессе занятий по практической стрельбе. Задачами обучения пулевой стрельбе у юношей являются:
— сформировать у обучаемых базовые навыки в технике пулевой стрельбы;
— привить правила безопасного обращения с оружием;
— приобщение юношей к занятиям спортом.
Обучение навыкам стрельбы из пистолета рассматривается только в рамках пулевой стрельбы. Обучение ориентировано преимущественно на овладение навыками стрельбы из пневматического оружия. Пулевая стрельба не отвечает в полной мере современным требованиям подготовки военнослужащих высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации.
Выполнение точного выстрела требует от воспитанников строго определенных действий. Все эти действия являются обязательными элементами и находятся в определенной, строго согласованной взаимосвязи. Подготовка обучаемых общеобразовательных организаций МО РФ представляет собой процесс, направленной на овладение техникой стрельбы, а именно принятия положения для стрельбы с правильным и удобным для себя расположением частей тела, положением туловища, постановкой рук, ног, удержанием оружия, способами управления спуском, дыханием, правильным прицеливанием.
Эти элементы составляют цикл выстрела. Цель занятий по пулевой стрельбе — доведение до автоматизма, безусловно правильных и целесообразных действий по выполнению цикла выстрела.
Основная часть
В настоящее время анализ в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации показал, что проблема методической подготовки обучающихся пока не нашла окончательного решения. Нет единого мнения у преподавателей отдельных дисциплин (физическая культура) относительно объема и содержания раздела «Пулевая стрельба».
Педагогическое наблюдение и результаты анкетирования воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации позволили сделать вывод о том, что незначительное количество часов применяется по разделу «Пулевая стрельба», что является недостаточным для формирования у воспитанников необходимых навыков и умений по практической стрельбе, а также к дальнейшей службе в Армии.
Существует необходимость для преподавателей отдельных дисциплин (физическая культура) в разработке подходов, средств и методов формирования у обучаемых базовых представлений о практической стрельбе. С этой целью нами были проанализированы существующие методики, которые применяются в детско-юношеских спортивных школах, а также в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации по «Огневой подготовке».
По нашему мнению, нет необходимости в разработке принципиально новых подходов к формированию базовых умений и навыков у обучаемых общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Мы предлагаем включить в раздел «Пулевая стрельба» следующие темы:
— «Обучение изготовкам к стрельбе. Дыхание. Прицеливание, спуск курка»;
— «Проведение занятий по основам стрельбы»;
— «Основы системы спортивной подготовки. Навыки и их образование. Обучение и тренировка. Основные принципы педагогики и их приложение к подготовке стрелка».
Объем и содержание занятий по практической стрельбе в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации должны различаться в зависимости от года обучения для эффективного формирования основ «Огневой подготовки». Считаем, целесообразным кроме теоретических занятий по «Пулевой стрельбе» применять практические занятия по практической стрельбе, в ходе которых воспитанники общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации получат возможность закрепить полученные знания на практике.
Нами были приняты на практике методики обучения практической стрельбе в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации и по результатам исследования были получены следующие данные, что воспитанники существенно превзошли других обучающихся не использующих практическую стрельбу на занятиях в технических параметрах огневых упражнений, выполнявшихся по практической стрельбе. Так, процент поражения мишеней испытуемых, обучающихся по методике скоростной стрельбы в движении на короткие расстояния. При этом у воспитанников была отмечена лучшая кучность. Кроме того, они допускали меньше случайных ошибок, вызванных необходимостью смены позиции, и могли с большей надежностью стабилизировать положение тела, принимая изготовку для стрельбы. Стабилизация изготовки позволяла обучаемым эффективнее выдерживать область прицеливания, точнее наводить оружие на цель.
Важной чертой техники обработки спускового крючка, сформированной у испытуемых воспитанников, являлся плавный равномерный нажим на курок и отсутствие стремления поймать момент наилучшей устойчивости за счет ускоренного надавливания на спусковой крючок либо искусственного затягивания выстрела.
Воспитанники, не занимающиеся практической стрельбой на занятиях, при выполнении контрольных нормативов испытывали большее физическое утомление локального и общего характера зрительного анализатора, вестибулярного аппарата и мышц, непосредственно участвующих в производстве стрельбы.
Воспитанники, занимающиеся практической стрельбой на занятиях, при выполнении контрольных нормативов продемонстрировали большую экономичность стрельбы. А также по всем технических показателям превзошли обучаемых не занимающихся стрельбой.
Заключение
Таким образом, внедрение практической стрельбы на занятиях по «Физической культуре» в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации способствует эффективному формированию базовых навыков практической стрельбы из пневматического пистолета. Пулевая стрельба вырабатывает у обучаемых знания, умения и навыки, готовит их к службе в армии.
Литература:
- Пулевая стрельба: поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/ Ю. Д. Ратников и др. — М., 1985.
- Константинов В. Н. Методические основы построения и организации тренировочного процесса в практической стрельбе: автореф. дис. … канд. пед. наук/ Константинов Владимир Николаевич. — Улан-Удэ, 2010. — 24 с.
- Выштикалюк, В. Ф. Методика обучения технике медленной стрельбы из пистолета Макарова: учеб.-метод. пособие/ В. Ф. Выштикалюк, О. О. Осипов. — Омск, 2004. — 32 с.
- Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. И. Загвязинский. — М., 2001. —192