Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации [1].
В Российской Федерации территориальная организация местного самоуправления имеет двухуровневую систему. На нижнем (первом) уровне расположены городские и сельские поселения (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). На верхнем (втором) уровне находятся муниципальные районы, в состав которых входят городские и сельские поселения (п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Однако городские округа и внутригородские территории городов федерального значения не входят в полной мере в указанную систему [2].
Что касается непосредственно территориальной организации местного самоуправления, то местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в границах муниципальных образований.
Согласно определению, представленному в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Как видно из данного определения, одним из видов муниципального образования является муниципальный округ. Данный вид был введен Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 01.05.2019 № 87-ФЗ.
Введение новой муниципальной единицы (муниципального округа) — это законодательная попытка преодоления практики преобразования муниципальных районов в городские округа, получившей распространение в ряде субъектов Федерации (Нижегородская, Калининградская, Сахалинская, Московская, Магаданская, Оренбургская, Тверская, Белгородская, Ярославская области, Ставропольский и Пермский края, Республика Коми, Чукотский автономный округ) [3].
Законодатель определяет муниципальный округ как несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Данное определение введено Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В пояснительной записке, представленной к законопроекту № 631751–7 отмечается, что для дополнительного обеспечения вариативности подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенностей территорий перечень видов муниципальных образований дополняется муниципальным округом.
Новый вид муниципального образования обеспечивает возможность консолидации представительских и административных ресурсов, в том числе на сельских территориях, в целях оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления посредством создания одноуровневой системы местного самоуправления, там, где это целесообразно [4].
Кроме того, законодателем установлены два способа образования муниципальных округов.
- Статусом муниципального округа можно наделить городской округ, созданный в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2017 № 62-ФЗ.
- В муниципальный округ могут объединиться все поселения, входящие в состав муниципального района. При этом поселения и муниципальный район утратят статус муниципального образования. Для объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, необходимо согласие населения. Его должны выразить представительные органы поселений и муниципального района.
Основными положительными эффектами от введения нового вида муниципального образования ожидается оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления в связи с сокращением численности аппарата, возможность участия в федеральных проектах и грантовых программах.
Однако с появлением данного вида могут также быть и негативные последствия, такие как запустение территорий в связи с «уходом» власти из муниципальных образований, утративших статус поселений. Кроме того, такой вид муниципального образования как поселение может со временем совсем исчезнуть.
Следует отметить, что согласно статистическому бюллетеню «Формирование местного самоуправления в Российской Федерации 2020» число муниципальных образований в Российской Федерации по состоянию на 01 января 2020 г. составило 20486 из них 33 муниципальных образования — это муниципальные округа (Тверская область — 4; Пермский край — 13; Кемеровская область — 13; Приморский край — 3) [5]. Данные статистики показывают, что уже в первые месяцы после внесения изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регионы начали процессы преобразования муниципальных образований и образования на своих территориях муниципальных округов.
Таким образом, введение нового вида муниципального образования позволит со временем уйти от двухуровневой системы местного самоуправления. Однако подходить к вопросу о преобразовании нужно крайне осторожно, с учетом всех факторов, в частности экономических и территориальных, а также основного — мнение населения.
Литература:
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»;
- Муниципальное право России: учебник / под редакцией А. В. Юрковского. ‒ Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2019. ‒ 429 с.;
- Баженова О. И. Муниципальный округ: новое решение старой проблемыили новая проблема организации местного самоуправления в России?/ О. И. Баженова // «Конституционное и муниципальное право». — 2020. № 1;
- Пояснительная записка к проекту федерального закона N 631751–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». URL: http://sozd.parlament.gov.ru;
- Формирование местного самоуправления в Российской Федерации 2020. — Федеральная служба статистики: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13263.