Межбюджетные отношения рассматриваются как основа бюджетной системы любого федеративного государства, обеспечивающая финансовую взаимосвязь между субъектами бюджетной системы. Также межбюджетные отношения существенно воздействуют на экономическую ситуацию, темпы роста основных макроэкономических и демографических показателей, как в субъектах федерации, так и в стране в целом.
Помимо социально-экономической составляющей жизни общества, эти отношения выполняют политические функции, так как они могут не только способствовать сохранению единства государства, развитию отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и местными властями, но и привести к разрушению страны.
Основными направлениями бюджетной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов предусматривается, что бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на решение задач, связанных с:
— усилением выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;
— обеспечением сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
— продолжением консолидации отдельных видов межбюджетных трансфертов;
— предоставляемых из федерального бюджета в рамках государственных программ, а также их распределением [2, с. 3].
В целях сравнения различных подходов отметим, что существует официальная дефиниция указанного понятия в Бюджетном кодексе Российской Федерации: «межбюджетные отношения — взаимоотношения между публично– правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса» [1].
Данное определение представляется многим авторам недостаточным, так как оно не содержит указания на предмет, цели, задачи, условия, правовые формы отношений.
Суглубов А. Е. определяет межбюджетные отношения как отношения между органами государственной власти федерального, регионального уровней и органами местного самоуправления по поводу бюджетного устройства, реализации бюджетного федерализма, в том числе распределения и перераспределения доходов и расходов между бюджетами [11, с. 88].
Среди недостатков данной дефиниции можно отметить ограничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по сравнению с полномочиями, установленными, например, в статьях 7–9 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, данное определение подходит только для характеристики межбюджетных отношений в федеративных государствах, так как в унитарных государствах, например, не реализуется упоминаемый в определении принцип бюджетного федерализма.
Крохина Ю. А. определяет понятие «межбюджетные отношения» как систему отношений между федеральными, региональными и местными органами власти по вопросу «разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса» [7, с. 11].
В данном определении можно отметить такой новый элемент, не встречающийся в других определениях, как ответственность органов власти различного уровня.
По мнению Игониной Л. Л., межбюджетные отношения представляют собой отношения по разграничению расходных и доходных полномочий, расходов и доходных источников, распределению налогов по временным нормативам отчислений между бюджетами разных уровней и перераспределению средств между бюджетами в разных формах, осуществляемым с целью «обеспечения доступа граждан на всей территории страны к получению бюджетных услуг не ниже минимально необходимого уровня» [5, с. 25].
Таким образом, автор в определении межбюджетных отношений указывает не только на разграничение доходов и расходов, перераспределение средств в различных формах между бюджетами разных уровней, но характеризует цель межбюджетных отношений, что многими учеными считается важным и необходимым элементом данного понятия.
По мнению Ракитиной И. С., межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения между публично–правовыми образованиями разного уровня по следующим направлениям:
— — разграничение расходных полномочий и ответственности,
— — разграничение налоговых и иных доходных источников,
— — бюджетное выравнивание и распределение финансовой помощи [9, с. 31].
Автор также указывает на важную роль межбюджетных отношений, которые связывают воедино бюджетную систему государства и обеспечивают ее эффективное функционирование за счет выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и, тем самым, выравнивания объема бюджетных услуг, предоставляемых жителям данных регионов.
Подводя итоги, можно выделить в структуре межбюджетных отношений следующие основные элементы, имеющиеся в определениях разных авторов:
— — разграничение доходных полномочий и доходных источников между бюджетами (или публично–правовыми образованиями) различных уровней (центральный, региональный, местный);
— — разграничение расходных обязательств и расходов;
— — разные формы перераспределения средств между бюджетами (межбюджетные трансферты, временные нормативы отчислений от налогов и др.);
— — ответственность участников межбюджетных отношений; — цель межбюджетных отношений [8, с. 230].
Таким образом, субъектами межбюджетных отношений в Российской Федерации являются публично–правовые образования различного уровня: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (городские округа, муниципальные районы, поселения и т. д.). От имени данных публично–правовых образований в межбюджетные отношения вступают уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления.
Наряду с понятием «межбюджетные отношения» в научной литературе также используется понятие «бюджетный федерализм». Некоторые отечественные авторы необоснованно отождествляют данные категории, но большинство проводят различия между ними. Вместе с тем для зарубежной литературы характерно использование данных понятий как синонимов.
Касымова Д. М. следующим образом разграничивает понятия «бюджетный федерализм» и «межбюджетные отношения»: бюджетный федерализм автор считает формой бюджетного устройства в федеративном государстве, основанной на реальном участии «всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном на учѐт интересов всех участников» [6, с. 40].
Система межбюджетных отношений, согласно точке зрения автора, включает разграничение расходных и доходных полномочий и ответственности, а также методы финансовой помощи регионам.
Долматова Н. Г. определяет бюджетный федерализм как систему налогово–бюджетных отношений публично–правовых образований, в основу которой положены принципы разграничения бюджетной ответственности и 8 расходных полномочий между уровнями власти и соответствия финансовых ресурсов публично–правовых образований их функциям [4, с. 19].
Бюджеты муниципалитетов называются местными бюджетами. Местное самоуправление муниципалитета не является государственным органом, соответственно, и средства муниципальных бюджетов не относятся к государственным финансам.
Бюджеты муниципальных образований входят в бюджетную систему Российской Федерации [6, с. 41].
Каждый муниципалитет Российской Федерации имеет свой бюджет. Неотъемлемой чертой местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Местный бюджет составляется на один финансовый год, соответствующий календарному году, и длится с 1 января по 31 декабря.
Составление бюджета входит в компетенцию администрации муниципального образования. Администрация проводит эту работу под руководством главы муниципального образования (главы администрации). Непосредственное составление проекта бюджета на очередной финансовый год осуществляет финансовый орган, исполняющий бюджет муниципального образования [3, с. 109].
Законодательством предусмотрено право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами и участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.
Муниципальные бюджеты также пополняются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местного самоуправления [10, с. 508].
Финансовая помощь муниципальному образованию от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации оказывается в форме дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств.
Таким образом, в рамках современной экономической ситуации управление межбюджетными трансфертами должно обуславливаться качественно выстроенной системой оценочной деятельности, направленной на развитие межбюджетных отношений. Качественная и своевременная оценка эффективности используемых программ позволяет не только вовремя выявить существующие проблемы, но и разработать методику построения дальнейшей политики в области межбюджетных отношений.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 24.02.2021).
- Аветисян И. А. Регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации — неотъемлемая часть бюджетного менеджмента/ И. А. Аветисян // Вопросы территориального развития. — 2019. — № 1 (41). — С. 3.
- Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 174 с.
- Долматова Н. Г. Способы совершенствования правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов / Н. Г. Долматова // Экономика и жизнь. — 2019. — № 2. — С. 18–20.
- Игонина Л. Л. Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Л. Л. Игонина [и др.]; под редакцией Л. Л. Игониной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 555 с.
- Касымова Д. М. Совершенствование системы государственного финансового контроля как основа эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации / Д. М. Касымова, Е. П. Данилюк, Н. Я. Лапицкая // Молодой ученый. — 2017. — № 30 (164). — С. 39–42.
- Крохина Ю. А. Бюджетное право России: учебник для вузов / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 345 с.
- Монгуш А. А. Правовая характеристика межбюджетных трансфертов в Российской Федерации / А. А. Монгуш // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 230–232.
- Ракитина И. С. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 333 с.
- Ренгольд О. В. Межбюджетные трансферты как инструмент государственного регулирования бюджетной системы Российской Федерации / О. В. Ренгольд // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 507–510.
- Суглобов А. Е., Черкасова Ю. И., Макарова С. Н. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие / А. Е. Суглобов, Ю. И. Черкасова, С. Н. Макарова и др.; ред. А. Е. Суглобов. — Москва: Юнити, 2019. — 519 с.