В статье автор рассматривает проблему отсутствия правового регулирования качества досудебных экспертных заключений и ответственности экспертов/специалистов в некоммерческих и коммерческих экспертных учреждениях. Анализируются актуальные вопросы нормотворческой деятельности в правовом регулировании досудебных экспертных заключений и ответственности экспертов/специалистов. Делается предложение о введении стандартов и административной ответственности.
Ключевые слова: ГК РФ, досудебный порядок урегулирования, досудебная экспертное исследование, защита прав потребителя услуг, специалист, эксперт, экспертиза, экспертное учреждение.
Необходимость написания статьи обусловлена тем, что в настоящее время в российском законодательстве отсутствует правовое регулирование качества досудебных экспертных заключений и ответственности экспертов/специалистов в некоммерческих и коммерческих экспертных учреждениях.
Правовой статус эксперта определен нормами права Федерального закона РФ от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (посл. ред.). Эксперт — это специалист, обладающий специальными знаниями. Это одна из ключевых фигур в судебном процессе. Его консультации или заключение по исследованию спорных вопросов ложится в основу принятия решения как досудебного, так и судебного.
В рамках предложенной читателям статьи проанализируем некоторые юридические категории.
Правовой основой порядка проведения экспертизы является внушительный блок нормативно-правовых актов, к которым относятся: ГК РФ; ФЗ РФ от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; Письмо Минфина России от 20.05.2020 г. № 24–03–06/41781) «О проведении и оформлении экспертизы при приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по госконтракту»; Приказ Минэкономразвития России от 04.07.2011 г. № 328 (ред. от 20.02.2017) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)»; Приказ Минюста России от 27.12.2012 г. № 237 (ред. от 13.09.2018 г.) «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2013 г. № 26742); УК РФ, в котором предусмотрена уголовная ответственность эксперта за судебное экспертное заключение.
Так, например, в соответствии с п.1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Эксперт судом предупреждается об уголовной ответственности и подписывает расписку.
Также и в досудебном порядке при возникновении необходимости физические лица обращаются за консультацией, проведением экспертного исследования специалистом, обладающим специальными знаниями по предмету спора.
Рассматривая организации, которые оказывают экспертные услуги, можем подразделить государственные, некоммерческие и коммерческие.
К государственным организациям относятся государственные судебно-экспертные учреждения, являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы. Деятельность, ответственность, критерии качества, методик эксперта которых регулируетсяФЗ от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (посл. ред.).
К негосударственным и некоммерческим организациям относится Торгово-промышленная Палата, осуществляющая организацию и производство экспертизы. Для стандартизации и регулирования деятельности, ответственности, критериев качества, методик эксперта создан фонд стандартов системы стандартизации «ТПП Эксперт» Торгово-промышленной палаты России, который используется только экспертами ТПП.
Иные организации некоммерческие и коммерческие осуществляющие организацию и производство экспертизы не имеют обязательных стандартов и методик, регулирующих экспертную деятельность.
Следовательно, досудебные экспертные заключения коммерческих, некоммерческих организаций, т. е. негосударственных по типу экспертного заключения (товароведческая, автотехническая, строительно-техническая и др.) не регулируются правовыми нормами в части проведения, критериев соответствия качества экспертного заключения, а соответственно, не приходится говорить и об ответственности эксперта.
На рынке услуг существует множество предложений от экспертных учреждений о проведении досудебных экспертных исследований.
Спрос на досудебные экспертные исследования возникает по предмету правоотношений потребителей, гражданских правоотношений, хозяйствующих субъектов достаточно высок, поэтому требуются специалисты в различных сферах деятельности (науки, техники, искусства, ремесел).
Рассматривая спрос на экспертные заключения потребителей услуг и товаров, подразумеваем физические лица, которые обращаются в негосударственные организации: некоммерческие, коммерческие за проведением досудебного экспертного исследования.
Так, например, в соответствии со ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300–1 (ред. от 08.12.2020 г.) «О защите прав потребителей» предусматривает права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Потребитель обращается в негосударственное, некоммерческое экспертное учреждение за консультацией для получения ответа специалиста, обладающего специальными познаниями в товароведении для установления характера дефекта пальто производственный или эксплуатационный дефект. При установлении производственного брака пальто у потребителя возникает право и основания для обращения к продавцу и суд за обменом товара или возвратом денежных средств.
Стакиваясь с некачественно оказанной услугой досудебным экспертным исследованием/письменной консультацией специалиста, у потребителя возникают убытки (судебные расходы) при использовании результата услуги, оказанной досудебным экспертом с установленным производственным дефектом. При последовательном обращении потребителя в суд в связи с тем, что уже судебный эксперт, назначенный судом, достоверно и полно исследовал объект пальто и установил дефект эксплуатационный.
Некачественно оказанную услугу досудебным экспертом/специалистом характеризует недостоверный вывод в определении характера дефекта производственного после проведенного исследования.
Перед потребителем возникают вопросы:
— во-первых, по восстановлению прав на возмещение убытков вследствие некачественно оказанной услуги;
— во-вторых, на основании какого законодательного акта регулируется качество оказанной услуги экспертом;
— в-третьих, если отсутствуют стандарты проведения исследования, выбранных методик, оформления и содержания, какая ответственность возлагается на эксперта.
В то же время, при отсутствии стандартов проведения исследования, методик, оформления и содержания к экспертным заключениям, не представляется возможным дать оценку качества оказанной услуги без специальных познаний в области той сферы, по которой проводилось исследование и опыта в проведении исследований. Соответственно для определения качества исследования потребителю необходимо обращаться к подобному специалисту, обладающему специальными знаниями в той же сфере, по которой ранее проводилось исследование и с большим опытом в проведении исследований. Данное обращение потребует существенных финансовых и временных затрат для потребителя. В последствие оценка качества оказанной услуги, другого специалиста будет подлежать оценке суда по спору о возмещении убытков и это письменное доказательство о некачественно оказанной услуге не гарантирует потребителю положительное решение по возмещению убытков.
Исходя из опыта деятельности и применения государственными экспертными учреждениями и Торгово-промышленной палатой, возникает необходимость создания стандартов и методик, регулирующих экспертную деятельность.
Таким образом, по результату исследования правового регулирования качества досудебных экспертных заключений и ответственности эксперта/специалиста следует, что потребитель услуг практически не защищен законом, поэтому автор статьи предлагает:
- Ввести стандарты по качеству и методики исследования к оформлению, содержанию к экспертным заключениям, письменным консультациям;
- Установить административную ответственность для специалиста, за недостоверное экспертное заключение.
Таким образом, выявленные пробелы в отечественном законодательстве по стандартизации по вопросам правового регулировании качества досудебных экспертных заключений/письменных консультаций и ответственности эксперта/специалиста в некоммерческих и коммерческих экспертных учреждениях нуждаются в восполнении посредством рассмотрения их российским законодателем.
Литература:
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021 г.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 01.08.2021 г.).
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 11.05.20201 г.) «О защите прав потребителей» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 01.08.2021 г.).
- Федеральный Закон РФ от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (посл. ред.).
- Закон РФ от 07.07.1993 г. № 5340–1 (посл. ред.) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2269/ (дата обращения: 27.08.2021 г.).
- Дайджест СТО ТПП РФ «Система стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации». Издание официальное, Москва 2018.
- Письмо Минфина России от 20.05.2020 г. № 24–03–06/41781 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74280332/ (дата обращения: 12.08.2021 г.).
- Приказ Минэкономразвития России от 04.07.2011 г. № 328 (ред. от 20.02.2017 г.) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» // URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=293336 (дата обращения: 18.08.2021 г.).
- Приказ Минюста России от 27.12.2012 г. № 237 (ред. от 13.09.2018 г.) «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2013 г. № 26742) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141682/ (дата обращения: 03.09.2021 г.).