Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности к нестандартному поведению.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].
Организация работы с одаренными обучающимися направлена на знакомство с научной литературой психологической направленности, а также использование методических приемов, которые наиболее эффективны при работе с одаренными учащимся. Важно проводить целенаправленные наблюдения за деятельностью как учебного, так и внеурочного характера учащихся. Необходимо подбирать материал специальных тестов, а также анкет и диагностических обследований, которые дадут возможность определить одаренность у ученика. Создание условий помогут оптимально развить одаренность.
Система работы с одаренными детьми:
- Выявление одаренных детей.
- Развитие творческих способностей на уроках у таких детей.
- Развитие способностей во внеурочной деятельности.
- Создание условий, которые направлены на всестороннее развитие личности одаренных детей.
Формы работы с одаренными учащимися применяются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В урочной деятельности можно проводить нетрадиционные уроки, работа в парах, а также малых группах, использование в работе разноуровневых и творческих заданий, ролевых и дидактических игр, творческих и нестандартных заданий и проектно-исследовательскую деятельность. Во внеурочной деятельности целесообразно использовать такие формы работы как: экскурсии, секции, круглые столы, конференции, диспуты, научные сообщества, олимпиады, а также конкурсы, викторины и интеллектуальные игры [3].
Модель одаренного ребенка — это личность, которая способна самостоятельно находить выходить из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, а также владеть средствами и способами исследовательского труда. Также это личность, которая здорова физически, духовно-нравственно и социально воспитанная, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом интересов и возможностей каждого ученика. Трудности в организации работы с одаренными учащимися:
- Незнание особенностей одаренных учащихся.
- Нехватка предметных знаний.
- Трудности в выборе направлений и форм работы.
- Несформированные умения и навыки педагогов в области дидактики и методики обучения одаренных детей.
- Трудности в разработке гибких индивидуальных программ обучениях учащихся [2].
- Низкий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации педагога.
Одним из распространенных мифов является мнение, что одаренный ребенок — это трудный ребенок. Считается, что их боятся педагоги, ими озадачены родители, к ним недоброжелательно присматриваются сверстники и, скорее всего, — это не просто миф.
Еще одна проблема — одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя.
Одаренные и талантливые дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно.
Трудности произвольной саморегуляции — это одна из наиболее часто встречающихся проблем развития одаренных детей, когда деятельность эффективно осуществляется лишь в том случае, если представляет личностный интерес.
В то же время эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения, конфликтностью.
Однако сочетание таланта и проблем, серьезно затрудняющих обучение, — вовсе не редкость. Более того, известно, что многим выдающимся людям с трудом давалось чтение, письмо или математика. Если всю информацию о проблемах одаренного ребенка обобщить, то можно выделить причины:
– исключительная любознательность;
– стремление чаще общаться с взрослыми, чем со сверстниками;
– высокая требовательность по отношению к себе самому, склонность к самокритике;
– способность концентрироваться на интересующем занятии или предмете;
– стремление быстрее научиться читать;
– любовь к чтению [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в работе с одаренными учащимися наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично — поисковые, а также проблемные и проектные виды деятельности. Развитие любого ребенка, в том числе одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить, потому что именно родители создают климат семьи, а это так важно одаренному ребенку.
Литература:
- Афанасьева В. Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. — 2010. — № 6. — С. 50–55. — Библиогр.: с. 55.
- Ляшко Л. Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. — 2011. — № 1. — С. 8–15.
- Омарова В. К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. — 2010. — № 6. — С. 22–28. — Библиогр.: с. 28.
- Одаренный ребенок /под ред. О. М. Дьяченко М; 1997 г.