Практический опыт школ Санкт-Петербурга в создании инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (379) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 09.09.2021

Статья просмотрена: 607 раз

Библиографическое описание:

Федорова, Е. Д. Практический опыт школ Санкт-Петербурга в создании инклюзивного образования / Е. Д. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83971/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье автор пытается проанализировать создание инклюзивного образования в петербургских школах.

Ключевые слова: инклюзивное образование, школа, ребенок.

Хотелось бы обратить внимание на развитие инклюзивного образования в Санкт-Петербурге. В 2006 году начинается реализоваться программа инклюзивного. Сейчас в городе 55 школ, где формируется и развивается инклюзия. Первая школа, где начинает развиваться данное образование, становится школа № 593 Невского района.

В данной школе обучаются школьники по следующим категориям особенностей:

– дети с нарушениями зрения;

– дети с нарушениями слуха;

– дети с тяжелыми нарушениями речи;

– дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– дети с задержкой психического развития;

– дети с нарушением интеллекта;

– дети с расстройствами аутистического спектра.

Учатся они по основной образовательной программе, но образовательная программа адаптирована для обучения учеников с особенностями. 593 школа с углубленным изучением английского языка, совсем недавно такая возможность появилась у определенной учеников с ДЦП. По последним данным ученики успешно осваивают программу обучения иностранного языка, как и их сверстники.

«Особенные» ученики обучаются в классах со своими сверстниками, если обучение невозможно, так как ученику необходимо пройти длительное лечение или он не может посещать школу по состоянию здоровью, то обучение организуется на дому. Школа оборудована для школьников с особенностями, созданы специальные программы обучения, например, разработана программа адаптивной физкультуры. В школе также работают тьюторы, а также учителя логопеды. [1]

Совсем недавно гимназия № 56 на базе школы № 232 открыла центр «Я слышу мир!». Данный проект направлен на слабовидящих детей. Еженедельно в центре проводятся занятия для «особенных» детей совместно с их сверстниками. Это первые шаги в области инклюзивно образования в гимназии № 56.

Также одной из известной школ, где развивается инклюзивное образование, является ГБОУ № 619. В этой школе оборудована среда для особых учеников, есть пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места и санузлы. При создании инклюзивного образования данная школа стремилась выполнить следующие задачи:

– формирования толерантности к ученику с особенностями;

– устранение барьеров для обучения «особых» детей;

– создание индивидуального маршрута для обучения;

– подготовить педагогический состав к новой форме образования;

– разработка системы диагностики достижений.

Для формирования толерантности в школе существует проект «3D: Dвижение. Dобрые. Dела». Цель данного проекта состоит в подготовке учеников к процессу включению «особенных» учеников. В рамках данного проекта школа взаимодействует с различными центрами социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов, также ребята посещают коррекционные интернаты. Ученики провели целый день в коррекционном интернате № 7, мальчики играли с воспитанниками в футбол, а девочки в это время готовили мастер-классы. После поездки ребята рассказывали всем учащимся о своем опыте. Такого рода мероприятия помогают сформировать у школьников хорошее отношения к детям с особенностями, благодаря этому появления таких учеников в классе не вызывает панику или замешательство.

Инклюзивное образования вызывает у каждого ребенка своего рода проблемы, чтобы процесс обучения был комфортным и спокойным, в школе существует две 35 службы. Совсем недавно в школе открыли службу медиации. Данная служба помогает решать конфликты между учениками. Было выявлено, что чаще всего происходят конфликты между учеником с особенностями и его сверстником. Метод медиации включает в себя переговоры с участие медиатора, который помогает наладить диалог между конфликтующими сторонами. Данная служба помогает сформировать благоприятную среду для развития каждого ученика.

Кроме службы медиации в школе существует психологическая служба. Целью данной службы является обеспечение социально-психологических условия для развития каждого ребенка в процессе обучения и воспитания через психологическое сопровождение.

К задачам психологического сопровождения относятся:

– диагностика возможностей и навыков ученика;

– обеспечить помощь и поддержку школьника в решении важных задач развития, социализации;

– помощь в преодолении трудностей в процессе обучения;

– решения проблем, связанных с развитием ребенка;

– обеспечение защиты прав личности учащегося, а также обеспечение психологической и физической безопасности;

– решение проблем, связанных с взаимоотношениями со сверстниками, учителями и родителями.

Обучение в кругу учеников, которые чем-то отличаются от тебя, в определенных моментах может вызвать стресс у каждого ученика. Кроме того, ученикам с особенностями очень тяжело привыкнуть к окружающей среде, новым правилам поведениям, начать социализироваться в обществе. Психологическая служба должна минимизировать данные проблемы.

Как мы уже знаем одним из важных компонентов развития инклюзивного образования является личностная подготовка педагогов. Психологическая 36 служба занимается психологической подготовкой учителей. Для данной подготовки используются следующие принципы:

– Принцип потенциала.

Необходимо ориентироваться на развитие педагогической компетентности, нахождение ресурсов, которые помогут осуществить деятельно в рамках инклюзивного образования.

– Принцип осознанности и ответственности.

Учитель должен чувствовать уверенность в себе, а для этого педагог должен ощущать ответственность за результаты своего труда, формировать цели своей деятельности на работе.

– Принцип будущего.

Необходимо ориентироваться на потенциал учителя, а не на эффективность давнишний деятельности.

В школе № 619 существует множество форм и методов развития инклюзивного образования. Дети с особенностями посещают и принимаю участия в школьных мероприятиях, посещают экскурсии, благодаря этим действия также происходит процесс адаптации. Многие школы, которые встали на путь формирования инклюзии в школе, могут брать пример с ГБОУ № 619. [2]

Родители часто сталкиваются с проблемой отказана принятия их детей в общеобразовательную школу, в школах, в которых формируется инклюзивное образования, просто не хватает мест. В таком случае родителям могут помочь некоторые НКО, которые занимаются развитием инклюзии.

Одной такой организацией является инклюзивный центр «Йом-йом». Центр помогает школам стать инклюзивными. В первую очередь специалисты центра посещают школы и рассказывают учителям о особенностях, рассказывают о важности инклюзии, как правильно сформировать толерантное отношение у сверстников. Также образовательные лекции проводятся и со школьниками.

После лекций «Йом-йом» вступает на другой уровень взаимоотношений со школами. Центр помогает учебным заведениям в формирование инклюзивной среде. Составляют вместе с педагогами индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. На базе центра существуют курсы для тьюторства, после курсов начинающих тьюторов отправляют работать в школы. Благодаря такой помощи школы могут начать развивать инклюзивную среду, а родители смогут отправлять своих детей учится в общеобразовательные школы. В Санкт-Петербурге на базе ЦНТИ Прогресс существуют курсы для повышения квалификации в области инклюзивного образования. Программы кура разработана совместно специалистами Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, а также определенными кафедрами из СПбАППО и РГПУ им. Герцена и практиками, ведущими экспериментальную работу по инклюзии.

Но центры, которые помогают в формировании инклюзивного образования бьют тревогу, так как с каждым годом увеличивается количество «особенных» учеников, а для такого количества мало подготовленных школ. Процесс формирования инклюзии небыстрый, школам уже стоит задуматься о развитии такой формы образования. Комитет по образованию СПБ решил начать мотивировать школы к формированию инклюзии, было решено проводить каждый год в Санкт-Петербурге.

Литература:

  1. ГБОУ № 593 [Электронный ресурс]. — URL: https://school593.ru/ (дата обращения: 01.04.2021)
  2. ГБОУ № 619 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.school619.ru/ (дата обращения: 01.04.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, школа, ребенок, ученик, особенность, процесс обучения, Санкт-Петербург, инклюзивная среда, психологическая служба, психологическое сопровождение.


Похожие статьи

Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге на примере Калининского района. Актуальность статьи обусловлена наличием проблем в изучении и реализации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.

Особенности инклюзивного образования в условиях школьной среды

В статье автор пытается раскрыть понятие инклюзивного образования, основные особенности и принципы инклюзивного образования, теоретические и практические аспекты реализации инклюзивного образования в условиях школьного образования.

Актуальность инклюзивного подхода в системе среднего образования

В статье автор говорит о необходимости социализации и адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Анализ проблемы отношения родителей к инклюзивному образованию

В статье автор обосновывает влияние отношения родителей на благополучие и социализацию детей в инклюзивном образовании.

Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Развитие инклюзивного образования в России и в мире: от изоляции к социализации

В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.

Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение

В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.

Пути решения проблем трудовой социализации воспитанников интернатного учреждения

В статье авторы пытаются проанализировать пути решения проблем трудовой социализации воспитанников интернатного учреждения.

Трансформация открытости дошкольного образования в период пандемии (из опыта работы ДОУ)

В статье автор делится своим опытом преобразования дошкольного образования и воспитания в условиях пандемии и инструментами для взаимодействия с родителями через социальные сети.

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Похожие статьи

Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге на примере Калининского района. Актуальность статьи обусловлена наличием проблем в изучении и реализации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.

Особенности инклюзивного образования в условиях школьной среды

В статье автор пытается раскрыть понятие инклюзивного образования, основные особенности и принципы инклюзивного образования, теоретические и практические аспекты реализации инклюзивного образования в условиях школьного образования.

Актуальность инклюзивного подхода в системе среднего образования

В статье автор говорит о необходимости социализации и адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Анализ проблемы отношения родителей к инклюзивному образованию

В статье автор обосновывает влияние отношения родителей на благополучие и социализацию детей в инклюзивном образовании.

Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Развитие инклюзивного образования в России и в мире: от изоляции к социализации

В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.

Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение

В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.

Пути решения проблем трудовой социализации воспитанников интернатного учреждения

В статье авторы пытаются проанализировать пути решения проблем трудовой социализации воспитанников интернатного учреждения.

Трансформация открытости дошкольного образования в период пандемии (из опыта работы ДОУ)

В статье автор делится своим опытом преобразования дошкольного образования и воспитания в условиях пандемии и инструментами для взаимодействия с родителями через социальные сети.

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Задать вопрос