В России педагогический труд всегда вызывал особое уважение, педагог обладал этическим авторитетом. Однако, отношение к педагогу сильно изменилось в последнее время и стало неоднозначным. Для старшего поколения педагог все также остается значимым лицом в жизни детей, но ученики и многие из родителей позволяют себе критические замечания в адрес педагога. Современное общество перестает ценить педагога как профессионала, несмотря на то, что педагог оказывает влияние на учеников, формируя у детей эталон взаимоотношений и, в целом, картину мира. Необходимо упомянуть, что отличительной чертой профессиональной деятельности педагога является взаимодействие с людьми различных возрастных категорий, имеющих различные представления и взгляды на окружающую действительность, обладающих различным жизненным опытом, что способно порождать конфликтные ситуации, решение которых требует от педагога специальных знаний и умений. Распознавание назревающих конфликтов и их предупреждение является одним из основных аспектов профессиональной деятельности педагога.
Существует мнение, что конфликт — это не что иное, как естественное проявление межличностных отношений в педагогическом процессе и служит движущей силой его развития, и воспринимаются участниками педагогического процесса как явление неизбежное, на которое необходимо влиять для предотвращения его негативных последствий. Основой конфликтных ситуаций являются столкновения интересов и мнений различных субъектов педагогического процесса, которые зачастую сопровождаются негативными эмоциями.
Чтобы определить роль педагога в предотвращении конфликта, необходимо охарактеризовать и раскрыть причины их возникновения между субъектами педагогического процесса. Само понятие «конфликт» имеет около двух десятков значений, таких как кризисное явление, личностные переживания, межличностные трудности, противостояние, спор, единоборство, соперничество, и т. д., следовательно, конфликт — это многомерное и многоуровневое социально-психологическое явление, определяемое природой общественной жизни и выражающее определенные аспекты социального бытия, место человека и его роль в нем.
Изучение конфликтов в педагогике началось в девяностых годах двадцатого века, началась наработка теоретического и фактического материала, осуществление анализа конфликтогенности педагогического взаимодействия. В тот же период стали проводится исследования направленные на изучение готовности педагогов к разрешению конфликтных ситуаций.
За это время в современной педагогической конфликтологии сформировано несколько новых подходов к сущности педагогического конфликта и технологии управления ими. Собирательное представление о педагогической конфликтологии можно получить, обратившись к работам О. Н. Лукашонок, Г. С. Бережной, С. С. Учадзе, И. Ю. Воронина, Г. Е. Григорьевой, З. З. Дринка, Н. И. Кузнецовой, И. В. Сафроновой, Т. А. Марищина, Н. Б. Назаровой, М. И. Реутова и др. В результате исследования приходим к выводу, что основное предназначение педагогической конфликтологии — это изучение причин педагогических конфликтов, разработка методов их урегулирования. Считается, что педагогический конфликт есть не что иное, как кульминация педагогических противоречий, вызывающих у субъектов негативные эмоции, способные перерастать в открытое столкновение. При этом многие педагоги отрицательно настроены на возникновение конфликтных ситуаций, воспринимая их как свидетельство неудач в своей профессиональной деятельности, связано это с тем, что понятие «конфликт» у большинства педагогов соотносится с нарушением учебной дисциплины, проявлением раздражительности, агрессии и общим ухудшением взаимоотношений между участниками педагогического процесса. Однако, педагогический конфликт может служить источником совершенствования и развития личности, помочь найти решение проблемы, вызвавшей столкновения интересов участников педагогического процесса, а также достичь понимания и доверия. Педагогический конфликт имеет существенный воспитательный потенциал, так как дает возможность отказаться от устаревших привычек, по-новому взглянуть на сложившуюся ситуацию, сформировать новые неповторимые идеи. Но, что же является причинами возникновения педагогических конфликтов? Наиболее частыми причинами конфликтов выступают личностные особенности субъектов педагогического процесса. Социально-психологические аспекты, такие как антипатия, конкуренция, борьба за лидерские функции также являются причинами возникновения конфликтных ситуаций в образовательном процессе. Еще одна группа причин педагогических конфликтов — это предвзятое отношение педагога к определенным членам ученического коллектива, недостатки в организации учебного процесса, в деятельности учеников и самого педагога. Немаловажную роль в возникновении конфликтов играет социальный статус и экономическое положение участников педагогического процесса. Необходимо учитывать и тот факт, что образовательные учреждения, в современной действительности, имеют различное финансирование, что, несомненно, сказывается на образовательных возможностях, а, следовательно, различный контингент учащихся.
Для понимания сущности конфликта и выбор способа его предупреждения во многом зависит от представления о конфликтной ситуации педагогом. Сама по себе конфликтная ситуация есть совокупность факторов, содержащих условия конфликта. Следовательно, конфликтная ситуация и конфликт являются самостоятельными стадиями одного процесса. Если конфликтная ситуация рассматривается как результат обострения конфликтных отношений между субъектами педагогического взаимодействия, то конфликт — это уже прямое столкновение несовместимых позиций и интересов. Для недопущения конфликта, педагогу необходимо своевременно распознать конфликтную ситуацию, что достаточно сложно, так как ее формирование и развитие, зачастую, происходит в латентной форме. Несомненно, функция педагога состоит в воспрепятствовании возникновения конфликтной ситуации, а в случае ее возникновения и перерастания в конфликт, задача педагога определить истинные причины конфликта, приемлемыми способами изменить ситуацию, предотвратить возможные негативные последствия конфликта, и, по возможности, повлиять на его положительный исход.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для современной системы образования, педагогический конфликт явление социальное и естественное, имеющий воспитательные возможности, способствуя приобретению учащимися субъективного опыта поведения в конфликте, их полноценному личностному развитию. В то же время, педагог, для успешной реализации профессиональной деятельности в конфликтогенной среде, должен обладать профессиональной культурой деятельности в конфликтных ситуациях педагогической деятельности.
Литература:
- Бережная, Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Г. С. Бережная. — Калининград, 2009. — 46 с.
- Кузина, А. А. Воспитание конфликтологической компетентности старшеклассников: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Кузина. — М., 2007. — 21 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, С. Ю. Шведова; Российская АН; Российский фонд культуры. — 2-е изд. исправ. и доп. — М.: ЯЗЪ, 1994. — 928 с.
- Петровская, Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Л. А. Петровская. — М.: МПСИ, 2002. — 317 с.
- Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: монография / Н. В. Самсонова. — Калининград, изд-во КГУ, 2002. — 308 с.
- Современная конфликтология в контексте культуры мира: материалы I Международного конгресса конфликтологов [Текст] / под ред. Е. И. Степанова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 592 с.
- Таскаев, Г. С. Социально-трудовой конфликт на предприятии: экономико-социологический анализ: автореф. дис.... канд. социолог. наук: 22.00.03 / Г. С. Таскаев. — М., 2008. — 28 с.
- Титиев, Я. С. Конфликты социального взаимодействия в современной культуре: автореф. дис. … канд. социолог. наук: 22.00.06 / Я. С. Титиев. — Майкоп, 2008. — 22 с