Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является игровой характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ.
В процессе выражения элементов словесно-логического мышления посредством предоставления мультимедиа существуют следующие задачи:
- Видеть и называть различные объекты, их особенности, их особенности и действия, описывать каждый объект в определенной последовательности.
- Для детей представление о последовательности личностных персонажей, отображаемых на экране, обучение детей упорядочению изображений в определенной логической последовательности в соответствии с развитием действий.
- Формирование умения не только понимать образ изображения, но и согласованно описывать всех персонажей, их коммуникации, среду, используя разные языки, более сложные грамматические структуры.
Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является неучебный характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ
Основной формой осуществления программы является групповая и индивидуальная работа.
Примерная структура занятия
«Весёлый круг» |
1 минута |
Настрой на сплочение группы, настраивает детей на положительное взаимодействие. |
«Коммуникативная игра» |
3 минуты |
Формирование эмоционально положительного настроя продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям. |
«Разминка» |
3 минуты |
Создание положительного эмоционального фона. Вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. |
«Мозговой штурм» |
7 минут |
Освоение алгоритмических методов формирования осознанного, управляемого, целенаправленного процесса развития мышления. Обучение работе с информацией. Развитие творческих способностей. |
«Рефлексия» |
3 минуты |
Самооценивание, подведение итогов занятия. Каждый участник группы перед прощанием должен получить «общественное признание». |
Система работы на занятиях по развитию речи
Тема ОД |
Формы использования ИКТ |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительной операции прямой аналогии, применение метода «Синектика». Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Составь предложение». Нажав на треугольник — узнать задание. Детям предлагается посмотреть на картинки прочитать (кто умеет) или прослушать предложения, определить правильно ли оно составлено по смыслу. Для проверки перетаскиваем стилусом слова на другое поле через шляпу и видим правильно составленное предложение. Игра направлена на закрепление навыков чтения, логического мышления и анализа предложений. |
Различие между согласными [C] — [C,] в слогах, словах, предложениях в лекциях и письме. «Знак — символ + слово» |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. Специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” 3. КДИ из серии «Звуковой калейдоскоп» 4. Настольная игра «Активити» |
Развитие произвольного внимания. Совершенствование мыслительной операции символической аналогии, применение метода «Синектика». Различение [Р] — [Л] в устной и письменной речи. |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. Упражнение из серии «Логопедические игры» программы развития и обучения дошкольника «Трудные звуки» (Скворцова И. П.) 3. КДИ из серии «Звуковой калейдоскоп» 4. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Урожай» |
Отдельные коренные слова. Учебные упражнения по выбору однокорневых Слова и подсветка корня. |
1. Презентация в Microsoft PowerPoint 2. Компьютерная дидактическая игра «Пища» 3. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа с опорой на сюжетные слайды презентации. Игра «Кубики» Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек, «Переложи палочку так, чтобы…» |
Развитие произвольного внимания. Совершенствование мыслительной операции личной аналогии, применение метода «Синектика». Родственные слова и слова с омонимичными корнями. |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Загадки-шутки». Ребятам предлагается отгадать загадки. Если загадка отгадана правильно, то, нажав на картинку с ответом, появится зеленая галочка со звуковым сигналом. Если загадка отгадана не верно — красный крестик. |
Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни) |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. Составление описания предметов по картинно-графическому плану. Назвать все изображённые на слайде объекты. Смысл этих заданий — добиться полноты восприятия картины на слайде. Обращаем внимание детей на все, даже мелкие детали, выделяя их анимационным эффектом. Учим не бояться называть не только главные, но и незаметные на первый взгляд объекты, подготавливая, таким образом, детей к наиболее полному описанию картины. |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительной операции «обобщения» и «классификации». Метод «смыслового видения». Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Слова-антонимы». Узнав задание, дети называют предметы, которые спрятаны на картинке и, используя инструменты Mimio, с помощью стилуса открывают их, таким образом, развивая воображение, зрительное внимание и закрепляя знание антонимов. |
Родственные слова. Корень слова. |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. Назвать признаки объектов с опорой на появляющиеся схемы «Войди в картинку». Во время описания признаков предметов на экране появляются подсказки — схемы в нужной последовательности. На продвинутых этапах работы эту последовательность дети выбирают самостоятельно из всех предложенных схем, таким образом, учатся выделять важные для каждого ребёнка признаки объектов, преодолевать стереотипность мышления. |
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Веселая карусель». Нажав на волчок, на игровом поле выпадает первый слог из слов, найти которые надо рисунке вокруг игрового поля. Игра направлена на развитие слогового анализа, внимания, мышления и ориентировки в пространстве. |
Совершенствование мыслительных операций анализа и синтеза. Метод «Хорошо-плохо». Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. «Называние ласково» Составление описания кота по картинно-графическому плану |
Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. «Ребусы». Составь новые слова по первым слогам, проверь правильность своего ответа, нажав на цветные звездочки. |
Совершенствование мыслительных операций. Метод «Морфологический ящик». Графический диктант. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. «Составь рассказ по слайду». Предлагаются слайды презентации, нужно определить последовательность рассказа. Что было в начале, а что потом. Придумать название к рассказу. В последнем ряду блоки картинок передвигаются. Ребенок должен составить из них рассказ. |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Метод придумывания. Разделительный мягкий знак. |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. Упражнение из серии «Логопедические игры» программы развития и обучения дошкольника «Трудные звуки» (Скворцова И. П.) 3. КДИ из серии «Звуковой калейдоскоп» |
Совершенствование мыслительных операций. Метод выявления функций объекта. Графический диктант. Связь слов в предложении. |
1. Презентации в Microsoft PowerPoint 2. Составление рассказа с опорой на слайд-шоу презентации. |
В ходе разработки программы для нас было важно прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами. Для этого детям была представлена возможность услышать и увидеть лучшие произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, М. Яснов).
Книги, привнесенные в ОД, не только соответствовали теме, но и привлекали внимание ребенка, вызывали у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации обладали художественными достоинствами.
В процессе разработки системы работы делался упор не только на специально организованные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, но и на свободную деятельность.
Литература:
- Белошистая А. В., Левитес В. В. Развитие логического мышления младших детей на основе использования специальной систем занятий: Монография. / А. В. Белошистая, В. В. Левитес — Мурманск: МГПУ.
- Веклерова Х. М. Формирование логических структур у старших додетей / Х. М. Веклерова. — Обнинск: Светоч.
- Венгер Л., Развитие мышления дошкольника/ Л.Венгер, В.Мухина// Дошкольное воспитание. — 2015.