Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста в системе использования ИКТ (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (379) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 10.09.2021

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Черепанова, Я. А. Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста в системе использования ИКТ (из опыта работы) / Я. А. Черепанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83989/ (дата обращения: 16.11.2024).



Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является игровой характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ.

В процессе выражения элементов словесно-логического мышления посредством предоставления мультимедиа существуют следующие задачи:

  1. Видеть и называть различные объекты, их особенности, их особенности и действия, описывать каждый объект в определенной последовательности.
  2. Для детей представление о последовательности личностных персонажей, отображаемых на экране, обучение детей упорядочению изображений в определенной логической последовательности в соответствии с развитием действий.
  3. Формирование умения не только понимать образ изображения, но и согласованно описывать всех персонажей, их коммуникации, среду, используя разные языки, более сложные грамматические структуры.

Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является неучебный характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ

Основной формой осуществления программы является групповая и индивидуальная работа.

Примерная структура занятия

«Весёлый круг»

1 минута

Настрой на сплочение группы, настраивает детей на положительное взаимодействие.

«Коммуникативная игра»

3 минуты

Формирование эмоционально положительного настроя продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

«Разминка»

3 минуты

Создание положительного эмоционального фона. Вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

«Мозговой штурм»

7 минут

Освоение алгоритмических методов формирования осознанного, управляемого, целенаправленного процесса развития мышления. Обучение работе с информацией. Развитие творческих способностей.

«Рефлексия»

3 минуты

Самооценивание, подведение итогов занятия.

Каждый участник группы перед прощанием должен получить «общественное признание».

Система работы на занятиях по развитию речи

Тема ОД

Формы использования ИКТ

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительной операции прямой аналогии, применение метода «Синектика».

Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Составь предложение». Нажав на треугольник — узнать задание. Детям предлагается посмотреть на картинки прочитать (кто умеет) или прослушать предложения, определить правильно ли оно составлено по смыслу.

Для проверки перетаскиваем стилусом слова на другое поле через шляпу и видим правильно составленное предложение. Игра направлена на закрепление навыков чтения, логического мышления и анализа предложений.

Различие между согласными [C] — [C,] в слогах, словах, предложениях в лекциях и письме.

«Знак — символ +

слово»

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”

3. КДИ из серии «Звуковой калейдоскоп»

4. Настольная игра «Активити»

Развитие произвольного

внимания.

Совершенствование

мыслительной операции символической аналогии, применение

метода «Синектика».

Различение [Р] — [Л] в устной и письменной речи.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Упражнение из серии «Логопедические игры» программы развития и обучения

дошкольника «Трудные звуки» (Скворцова И. П.)

3. КДИ из серии «Звуковой калейдоскоп»

4. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Урожай»

Отдельные коренные слова. Учебные упражнения по выбору однокорневых

Слова и подсветка корня.

1. Презентация в Microsoft PowerPoint

2. Компьютерная дидактическая игра «Пища»

3. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа с опорой на сюжетные слайды презентации.

Игра «Кубики»

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек, «Переложи палочку так, чтобы…»

Развитие произвольного внимания.

Совершенствование мыслительной операции личной аналогии, применение метода

«Синектика».

Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Загадки-шутки». Ребятам предлагается отгадать загадки. Если загадка отгадана правильно, то, нажав на картинку с ответом, появится зеленая галочка со звуковым сигналом. Если загадка отгадана не верно — красный крестик.

Синонимы.

Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни)

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Составление описания предметов по картинно-графическому плану.

Назвать все изображённые на слайде объекты.

Смысл этих заданий — добиться полноты восприятия картины на слайде. Обращаем внимание детей на все, даже мелкие детали, выделяя их анимационным эффектом.

Учим не бояться называть не только главные, но и незаметные на первый взгляд объекты, подготавливая, таким образом, детей к наиболее полному описанию картины.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительной операции «обобщения» и «классификации». Метод «смыслового видения».

Антонимы.

Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Слова-антонимы». Узнав задание, дети называют предметы, которые спрятаны на картинке и, используя инструменты Mimio, с помощью стилуса открывают их, таким образом, развивая воображение, зрительное внимание и закрепляя знание антонимов.

Родственные слова. Корень слова.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Назвать признаки объектов с опорой на появляющиеся схемы «Войди в картинку».

Во время описания признаков предметов на экране появляются подсказки — схемы в нужной последовательности.

На продвинутых этапах работы эту последовательность дети выбирают самостоятельно из всех предложенных схем, таким образом, учатся выделять важные для каждого ребёнка признаки объектов, преодолевать стереотипность мышления.

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Интерактивная дидактическая игра-тренажёр «Веселая карусель». Нажав на волчок, на игровом поле выпадает первый слог из слов, найти которые надо рисунке вокруг игрового поля. Игра направлена на развитие слогового анализа, внимания, мышления и ориентировки в пространстве.

Совершенствование мыслительных операций анализа и синтеза.

Метод «Хорошо-плохо».

Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. «Называние ласково»

Составление описания кота по картинно-графическому плану

Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных

слов и выделении корня

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. «Ребусы». Составь новые слова по первым слогам, проверь правильность своего ответа, нажав на цветные звездочки.

Совершенствование мыслительных операций.

Метод «Морфологический ящик». Графический диктант.

Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. «Составь рассказ по слайду». Предлагаются слайды презентации, нужно определить последовательность рассказа. Что было в начале, а что потом. Придумать название к рассказу. В последнем ряду блоки картинок передвигаются. Ребенок должен составить из них рассказ.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Метод придумывания.

Разделительный мягкий знак.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Упражнение из серии «Логопедические игры» программы развития и обучения

дошкольника «Трудные звуки» (Скворцова И. П.)

3. КДИ из серии «Звуковой калейдоскоп»

Совершенствование мыслительных операций. Метод выявления функций объекта. Графический диктант.

Связь слов в предложении.

1. Презентации в Microsoft PowerPoint

2. Составление рассказа с опорой на слайд-шоу презентации.

В ходе разработки программы для нас было важно прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами. Для этого детям была представлена возможность услышать и увидеть лучшие произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, М. Яснов).

Книги, привнесенные в ОД, не только соответствовали теме, но и привлекали внимание ребенка, вызывали у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации обладали художественными достоинствами.

В процессе разработки системы работы делался упор не только на специально организованные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, но и на свободную деятельность.

Литература:

  1. Белошистая А. В., Левитес В. В. Развитие логического мышления младших детей на основе использования специальной систем занятий: Монография. / А. В. Белошистая, В. В. Левитес — Мурманск: МГПУ.
  2. Веклерова Х. М. Формирование логических структур у старших додетей / Х. М. Веклерова. — Обнинск: Светоч.
  3. Венгер Л., Развитие мышления дошкольника/ Л.Венгер, В.Мухина// Дошкольное воспитание. — 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): презентация, слово, развитие, ребенок, словесно-логическое мышление, совершенствование, графический диктант, игровая деятельность, картинно-графический план, логическое мышление.


Похожие статьи

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования ра...

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot

Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Похожие статьи

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования ра...

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot

Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Задать вопрос