Настоящая статья посвящена теме современной уголовной политики Российской Федерации. Выбранная тема является в настоящее время весьма актуальной и значимой, так как, для снижения количества преступлений необходима в первую очередь научно обоснованная и результативная уголовная политика, определяющая стратегию и тактику противодействия преступности. В представленной работе была поставлена цель: рассмотреть понятие, цели, функции, задачи и структуру современной уголовной политики России на современном этапе. Объектом исследования работы являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности людей и охраняемые уголовным законом российского государства, который направлен на нейтрализацию криминальной обстановки в современном обществе. Предмет исследования составляют нормы действующего российского уголовного законодательства, а также совокупность научных представлений об уголовной политике России на современном этапе общественного развития.
Ключевые слова : уголовная политика, государственная деятельность, криминогенная обстановка, законотворческая деятельность, уголовно-правовые меры, преступность.
Вначале следует отметить, что, несмотря на все принимаемые меры по противодействию преступности, в нашей стране криминогенная обстановка по-прежнему остаётся довольно сложной — ежегодно от преступлений страдают миллионы граждан. В связи с чем возникает необходимость в государственной деятельности, которая смогла бы обеспечить противодействие преступности, что в итоге привело бы к снижению её уровня. Эту важную задачу и призвана реализовать уголовная политика.
Следует отметить, что единственной выработанной концепции о понятии уголовной политики, как таковой, а также о её принципах, функциях, формах реализации до сих пор всё ещё нет. Другими словами, единого и достаточно точного представления о понятии уголовной политики, предмете и её структуре в настоящее время не наблюдается. Однако для более эффективной борьбы с преступностью на современном этапе имеет место необходимость в единообразном толковании категории уголовной политики государства. Совокупность обозначенных факторов свидетельствует об актуальности избранной темы исследования.
Под уголовной политикой в науке уголовного права принято понимать деятельность государства в сфере борьбы с преступностью. Поиск возможных способов, направленных на противодействие и снижение противоправных явлений выявил проблему необходимости создания научной основы борьбы с таким негативным общественным явлением как преступность. Выработка научно-обоснованной стратегии и эффективной тактики деятельности власти в этом направлении и получила название «уголовная политика».
Традиционно термин «уголовная политика» интерпретировался в научной литературе в нескольких значениях:
— во-первых, как государственная законотворческая деятельность, определяющая задачи, принципы и способы борьбы с преступностью, закреплённые в правовых актах;
— во-вторых, как особый вид практической деятельности, направленный на государственную реализацию задач в сфере противостояния противозаконным явлениям;
— и, как научная теория о стратегии и тактике борьбы с преступностью.
Чтобы оптимально снизить уровень преступности, необходимо вначале изучить вопросы теории. Как подчёркивает доцент С. М. Хоменко: «исследование теоретических основ уголовной политики даёт возможность создать жизнеспособную концепцию уголовной политики, реализация которой позволит разрешить современные проблемы в области противодействия преступности» [1, с. 43].
В начале исследования следует определиться с понятием уголовной политики как таковой. Заметим, что в научной литературе существует множество различных определений уголовной политики. «На сегодняшний день так и не сложилось единое понятие уголовно-правовой политики государства. Многие исследователи настаивают на заимствовании некоторых качественных характеристик, присущих не только другим институтам, но и другим отраслям права.... Такое положение дел ни в коем случае не облегчает, а наоборот, лишь затрудняет понимание исследуемого института и определение его структурных элементов …». [1, с. 44].
Так, профессор С. С. Босхолов полагает, что «эта сфера государственной политики является лишь элементом (частью) общей политики противодействия преступности, включающей помимо уголовно-правовых мер систему взаимосвязанных профилактических, оперативно-розыскных, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и оперативно-розыскных мер нормотворческого, правоприменительного, информационного и организационного-управленческого характера» [2, с. 9].
Академиком И. Н. Кондратом уголовная политика понимается как «система официально принятых в государстве нормативных положений, определяющих сущность, цель и критерии нормотворческой и правоприменительной деятельности в сфере защиты личности, общества и государства от преступных посягательств уголовно-правовыми средствами» [3, с. 106].
Некоторые правоведы справедливо указывают на то, что реализация государством уголовной политики должна учитывать экономическую, политическую и социальную обстановку в обществе, а также закономерности преступности и её изменения как в худшую сторону (увеличение), так и её спад. По мнению профессора С. Ф. Милюкова, «борьба с преступностью должна носить наступательный характер, не выходя, однако, за рамки правового поля. Само это правовое пространство (прежде всего, нормы уголовного законодательства) должно соответствовать жизненным реалиям и учитывать ближайшие и более отдалённые перспективы развития криминальной обстановки в нашей стране и за её рубежом» [4, с. 47].
Таким образом, анализируя приведённые выше научные высказывания, можно сделать вывод, что в целом уголовная политика в первую очередь заключается в разработке нормативных установок по вопросам применения методов уголовно-правового воздействия на преступность. Одним словом, можно сказать, что при помощи осуществляемой уголовной политики государство в виде законодательных норм устанавливает пределы уголовно наказуемых преступных явлений и способы защиты от них охраняемых прав и интересов каждой отдельной личности и общества в целом.
Далее подробнее остановимся на её содержании, целях, задачах и функциях.
Стоит отметить, что в настоящее время уголовная политика непосредственно регулирует деятельность государства и его правоохранительных органов по таким направлениям, как: раскрытие преступлений и изобличение виновных; обеспечение правильного применения закона, т. е. правильной квалификации совершённого преступления и назначение справедливого наказания, а также обеспечение исполнения назначенного судом наказания. Структура современной уголовной политики представляет собой объединение четырёх различных по специфическим методам, но однозначно преследующих единую цель государственных правоохранительных направлений, к которым относятся: уголовно-правовая; уголовно-процессуальная; уголовно-исполнительная и оперативно-розыскная деятельности. Все названные составные части уголовной политики представляют собой неразрывное целое, преследующее общую цель — противодействие преступности [65, с. 145].
Что касается уголовно-правовой политики, то она представляет собой деятельность государства по планированию и осуществлению мероприятий, направленных на противостояние преступности, путём совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.
Уголовно-процессуальная политика направлена на эффективное обеспечение надлежащего выполнения участниками уголовного судопроизводства возложенных на них функций в целях осуществления справедливого уголовного судопроизводства [6, с. 254].
Уголовно-исполнительная политика является неким правовым механизмом организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осуждённым мер исправительного воздействия.
Оперативно-розыскная политика заключается в разработке и реализации стратегии и тактики её осуществления уполномоченными государственными органами в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [7, с. 35].
Некоторые учёные в составе уголовной политики дополнительно к вышеперечисленным частям отдельно выделяют криминологическую и криминалистическую политики.
Криминологическая политика — научно обоснованная, системная деятельность по профилактике правонарушений, сокращению преступности и декриминализации общественных отношений социальными и правовыми средствами, обеспечению защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз криминального характера [8, с. 12].
Криминалистическая политика — уголовная политика в сфере формирования взглядов на цели, способы и средства расследования (обнаружения, собирания, фиксации, исследования доказательств) и предупреждения преступлений и их реализации в деятельности органов расследования и суда в рамках уголовно-процессуального законодательства [9, c. 223]. Хотя, как нам представляется, выделять криминогенную и криминалистическую политику в отдельные структурные части уголовной политики не совсем целесообразно, так как, по нашему мнению, они всё-таки относятся к уголовно-правовой политике.
Далее остановимся на функциях уголовной политики российского государства на современном этапе его развития. Поддержим точку зрения Р. А. Ромашова, который среди функций уголовной политики выделяет в качестве основных: научно-теоретическую; прикладную и прогностическую [10, с. 55].
Научно-теоретическая определяет основные понятия (уголовная политика, преступление, субъект преступления и т. д.); выявляет общие закономерности развития преступности; разрабатывает оптимальные средства и методы противодействия преступности.
Прикладная функция даёт объективную оценку реального состояния преступности и совершенствует правоохранительную и судебные системы.
Прогностическая функция направлена на разработку возможных реальных прогнозов развития преступности и определение наиболее результативных моделей и способов противодействия ей в будущем [10, с. 56].
Среди основных задач уголовной политики на современном этапе можно выделить такие, как: охрану правопорядка, совершенствование нормативно-правовой базы противостояния преступности и другие. Обратим внимание на то, что все приведённые задачи направлены на достижение главной цели — создание эффективной государственной системы противостояния преступности и преступным элементам.
По поводу целей уголовной политики стоит заметить, что в юридической литературе традиционно выделяются две группы целей: стратегические — обеспечение реальной безопасности общества и тактические — сдерживание преступности и удержание её на приемлемом уровне. И, всё же, основной целью уголовной политики как ранее, так и сейчас по-прежнему остаётся максимально возможное снижение преступности.
Таким образом, подводя итоги, отметим, что уголовная политика представляет собой реакцию государства и общества на преступность, т. е. другими словами совокупность существующих на определённом конкретном этапе общественного развития идей, взглядов и представлений о направлениях, путях и средствах борьбы с преступностью. В качестве стратегической цели уголовной политики можно выделить обеспечение безопасности общества, тактической целью является удержание преступности на приемлемом уровне.
Уголовная политика представляет собой достаточно многоаспектное понятие, однако в общих чертах её можно определить как государственную стратегию и тактику в сфере противодействия преступности. В юридической науке мы находим справедливые замечания некоторых авторов о том, что реализация государством уголовной политики должна обязательно соответствовать существующим реалиям, и непременно должна быть ориентирована на современную экономическую, политическую и социальную обстановку в обществе, а также учитывать закономерности преступности и её изменения.
Литература:
- Хоменко С. М. Понятие и цели современной уголовно-правовой политики России / С. М. Хоменко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2019. — № 2 (30). — С. 43–45.
- Босхолов С. С. Уголовно-правовая политика: описание опыт, проблемы и пути совершенствования / С. С. Босхолов, С. В. Максимов // Пролог: журнал о праве. — 2018. — № 3 (19). — С. 8–18.
- Кондрат И. Н. Концепция уголовной политики и совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства / И. Н. Кондрат // Вестник МГИМО. — 2013. — № 3 (30). — С. 105–109.
- Милюков С. Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа: монография / С. Ф. Милюков. — СПб: Знание, 2000. — 276 с.
- Бытко Ю. И. Понятие уголовной политики / Ю. И. Бытко // Вестник Саратовской юридической академии. — 2015. — № 6 (107). — С. 144–148.
- Малько А. В. Теория правовой политики: монография / А. В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 325 с.
- Атмажитов В. М. О сущности оперативно-розыскной политики Российской Федерации / В. М. Атмажитов // Академическая мысль. — 2020. — № 4 (13). — С. 34–37.
- Клеймёнов М. П. Криминология: учебник для студентов вузов / М. П. Клеймёнов. — М.: Норма, 2018. — 400 с.
- Быстряков Е. Н. Криминалистическая политика России: история и современность / Е. Н. Быстряков, И. В. Усанов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2017. — № 5 (118). — С. 221–227.
- Ромашов Р. А. Уголовная политика России: генезис и современность / Р. А. Ромашов // История государства и права. — 2017. — № 21. — С. 54–58.