В данной статье рассматривается структура классификации узбекской вышивки, название техники, ее применение и типов стежков в разрезе регионов.
Ключевые слова: вышивка, узор, композиция, басма, гладьевый шов, тамбурный шов.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в древние времена говорят находки археологов. Это — фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. Узбекские народные костюмы были довольно многообразными по формам, украшениям, колориту. Изящество и неповторимость декора, особенно вышивки — это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей.
Популярность вышивки объясняется не только местом, занимаемым ею в убранстве дома, но и исторически сложившимися традициями, обычаями и обрядами. Вышивки изготовлялись главным образом к свадьбе в семье невесты и составляли обязательную часть приданного [1]. Традиция ручной вышивки сохранилась почти во всех областях Узбекистана до сегодняшних дней. Целью исследования является составление классификации, отражающей структуры вышивок, название техники, приёма и видов швов. В процессе исследования нами проанализированы наиболее значительные работы, посвященные исследованию узбекской народной одежды и вышивки таких авторов, как К.Турсуналиев [1], О. Н. Наумова [2], Л. В. Ундерова, Г. К. Хасанбаева, Н. С. Садыкова, Т. А. Абдуллаев, С. А. Хасанова и др.
Наши наблюдения и исследования, а также исследования других специалистов и поиски дизайнеров показывают, что в настоящее время в современном национальном узбекском костюме успешно сочетаются исторические традиции. Таким образом, исследования декоративного решения узбекского народного костюма и разработка современного костюма является актуальным вопросом. Здесь особый интерес вызывают костюмы в стиле национальных традиций с декоративными элементами. В исследовательских работах описаны народная одежда, их декоративные решения, виды швов, используемых на одеждах, колорит, разнообразные вышивки, и их выполнение, вид ткани, пояса, платки, застежки, обуви и другие украшения народного костюма. Но в исследовательских трудах нет данных про вышивку в виде структуры или таблицы, хотя человек воспринимает намного больше информации, пользуясь схематическими данными.
Представление о вышивке дано в трудах А. Г. Кучинской, здесь приводится ряд простейших, наиболее распространенных вышивальных швов и их разновидностей, даются к ним объяснения, а также образцы вышивок, выполненных этими швами.
Вышивальное искусство народов Узбекистана развивалось на протяжении многих веков. Существовавшая веками территориальная разобщенность населения, замкнутость хозяйственной и культурной жизни в рамках областей и районов препятствовали широкому обмену культурными достояниями. Поэтому на территории Узбекистана сложились несколько типов вышивки. В каждом районе выработались свои орнаменты и вышивальные швы. Вышивки музея можно подразделить на семь локальных типов: ташкентский, пскентский, самаркандский, бухарский, шахрисабзский, ферганский и ранние вышивки полукочевых узбеков Сурхандарьинского и Кашкадарьинского оазисов [1].
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. На рисунке представлена классификация взаимосвязи между видами узбекских вышивок (рис.1). Если рассматривать отдельные центры искусства вышивки, то вначале мы попадем в Бухару. Вышивки из этого города особенно различны и имеют много вариации, основном здесь был распространен тамбурный шов, изделия, сюзане особо изящном исполнении и с очень богатой цветовой палитрой.
Нуратинские вышивки выделяются многокрасочными цветочными кустами, разными растительными узорами, почти похожими на настоящие. Шахрисабзский является следующим после Бухары центром по вышивкам, с необычными вариациями. Самаркандские вышивки занимают как бы промежуточное положение между областями. В Ташкенте швы — это басма, гладьевый шов, а для контуров — открытый тамбурный шов, выполненный иногда утолщенной нитью, и частично — простой тамбурный шов.
По анализам книг можно перечислить композиции вышивок: прямоугольная, центрическая, линейная, геометрическая, сетчатая, растительная, раппортная, растительная и зооморфная, состоящая из центрального поля и широкой или узкой каймы, состоящая из центральной части, бордюра и др. Вышивка редко выполняется каким-либо одним вышивальным швом. Обычно в одной вышивке применяются различные виды швов. Это придает ей нарядность и разнообразие [2]. Например, крест появился позже шва роспись. Для выполнения его использовали узоры шва роспись и строчевые вышивки. Шов крест выполняется быстрее, чем шов роспись и привлекает своей плотной, зернистой фактурой и яркой декоративностью.
Внизу данная структура сопоставлена исходя из анализа многих источников и исследовательских работ. Структура состоит из названий, технических приёмов, видов швов, нескольких вариантов и мест происхождения вышивки.
Рисунок 1. Классификация взаимосвязи между видами узбекских вышивок по региональному аспекту
Вышивки применялись и продолжают применяться в разных видах изделий, особенно в настоящее время значительно повышается спрос на полотно и готовое изделие с вышивкой. Поэтому производственники могут пользоваться и воспринимать визуально те разработанные нами схематические данные и эффективно применять их в производстве.
Литература:
- Турсуналиев К. Каталог вышивок Узбекистана XIX-XX вв. Ташкент, «Фан», 1976
- Наумова О. Н. Тамбурная вышивка. М., «Легкая индустрия», 1976