В статье проанализированы проблемы назначения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами. Рассмотрены предложения о необходимости внесения поправок в законодательство Российской Федерации, регулирующего порядок назначения данного административного наказания.
Ключевые слова: административное наказание, административное правонарушение, лишение права управления транспортными средствами, правонарушитель, правила дорожного движения.
Административная ответственность в области дорожного движения, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), направлена на обеспечение безопасности участников дорожного движения, предупреждение дорожно-транспортных происшествий, и напрямую зависит от добросовестного поведения участников дорожного движения, неукоснительного соблюдения ими обязанностей и установленных законодателем правил.
Ежедневно нарушение Правил дорожного движения (далее ПДД), злоупотребление участниками своими правами приводит к тяжелым последствиям, как для водителей транспортных средств, так и для пешеходов.
Поскольку транспортное средство является источником повышенной опасности, водитель должен быть особенно внимателен к окружающей обстановке, следить за дорожным движением и иными участниками дорожного движения, в том числе и пешеходами, которые являются равноправными участниками, как прямо указано в пункте 1.2 ПДД РФ.
Административное наказание в виде лишения права управления транспортными средства занимает особое место среди наказаний за нарушение правил дорожного движения и является закономерным исходом пренебрежения водителем исполнения своих обязанностей.
Согласно части 1 статьи 3.8 КоАП РФ «Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей» [2].
Санкция части 2 статьи 12.7 КоАП РФ предусматривает наказание за управление автомобилем водителем, лишенным права управления транспортными средствам, в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов [2]. Такое поведение водителя свидетельствует о его пренебрежении к требованиям законодательства и сформировавшейся позиции превосходства перед иными участниками дорожного движения, что, по сути, является грубым нарушением порядка пользования специальным правом в сфере дорожного движения.
Как следует заметить, Кодексом об административных правонарушениях не раскрывается понятие грубого нарушения порядка пользования специальным правом, как, впрочем, и систематического нарушения, что свидетельствует о необходимости конкретизации этих понятий на законодательном уровне.
Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ определяется повторность совершения административного правонарушения как отягчающее наказание обстоятельство, что выражается в совершении однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» дается пояснение, что однородными следует считать правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ [3].
Таким образом, лишение права управления транспортными средствами может быть применено только к тому недобросовестному водителю, который, например, повторно превысит скорость на величину более 60 километров в час, но не более 80 километров в час, как указано в части 4 статьи 12.9 КоАП РФ, или на более 80 километров в час, что предусмотрено в части 5 статьи 12.9 КоАП РФ. Очевидно, что в данном случае применение подобной нормы недостаточно эффективно, поскольку неоднократное, систематическое нарушение водителем скоростного режима свидетельствует об агрессивном характере управления транспортными средствами, пренебрежении правилами безопасности, что может послужить созданию аварийных ситуаций.
Кроме того, применение указанной нормы возможно только в период, когда водитель считается привлеченным к административной ответственности в порядке статьи 4.6 КоАП РФ, а это один год со дня окончания исполнения административного наказания.
Поскольку, как видно из практики, водитель, сформировавший для себя противоправное поведение на дороге, допускающий возможность неоднократного нарушения Правил дорожного движения, не ограничивается совершением однородных правонарушений, а может разнообразить свои действия и другими статьями Главы 12 КоАП РФ, ответственность за которые входят в область административно-деликтных отношений, однако не приводят к административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами.
Незначительные с первого взгляда нарушения правил дорожного движения, предусматривающие привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 12.12 КоАП РФ (Проезд на запрещающий сигнал светофора), статьи 12.18 КоАП РФ (Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения), часто влекут за собой трагические последствия и водитель который систематически нарушает данные нормы, создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья других участников дорожного движения.
Решением данного вопроса может быть определение на законодательном уровне понятия совершения «систематического», а не только однородного, правонарушения, под которым подразумевалось бы неоднократное совершение лицом, управляющим транспортным средством, административных правонарушений в области дорожного движения, предусмотренных не одной статьей Главы 12 КоАП РФ, а разными, определив их круг как несущие угрозу безопасности здоровью и жизни человека — наиважнейшего права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
Наказание за систематическое совершение правонарушений должно быть, безусловно, в виде лишения права управления транспортными средствами, поскольку только указанная административно-деликтная мера может обеспечить исключение нарушителя из процесса дорожного движения.
Следует также обратить внимание на части 1 и 2 статьи 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена» и «Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда)» [2]. Санкция указанных положений КоАП РФ предусматривает наказания в виде предупреждения или административного штрафа.
Лицо, управляющее таким транспортным средством, при неоднократном привлечении его к административной ответственности, подвергается наказанию в виде административного штрафа, что не препятствует ему пользоваться неисправным транспортным средством.
Непринятие виновным мер по исправлению, ликвидации неисправностей транспортного средства, продолжение его использования, могут повлечь за собой угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, повреждению имущества, что свидетельствует о возможности рассмотрения вопроса о дополнении статьи 12.5 КоАП РФ частью, предусматривающей наказание за неоднократное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 указанной статьи в виде лишения права управления транспортными средствам.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что озвученные в статье проблемы свидетельствуют о существующих пробелах в законодательстве, регулирующем порядок назначения данного административного наказания, которые требуют обсуждения и внесения дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, что будет способствовать предупреждению совершения правонарушений, как самим правонарушителями.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1;
- Постановление Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»// СПС «КонсультантПлюс»;
- Головко В. В., Бекетов О. И., Майоров В. И. Лишение права управления транспортным средством в системе административных наказаний: совершенные тенденции и перспективы //Административное право и процесс, 2017, № 7.// СПС «КонсультантПлюс».