Основным источником создания новых терминов, обогащения терминологического фонда и усовершенствования отдельных терминологических систем любого национального языка является словарный состав этого языка. Процесс становления мифонимической терминологии кумыкского языка за счет его собственных ресурсов развивался в двух основных направлениях: 1) создание новых терминов при помощи словообразовательных возможностей кумыкского языка; 2) использование для выражения новых понятий уже существующих в языке слов.
На основании анализа имеющегося материала названия земледелия мы подразделяли на следующие структурные группы: 1) простые; 2) сложные.
Простые названия в языкознании называются также синтетическими и подразделяются на 2 группы: непроизводные и производные.К простым (непроизводным) относятся корневые слова без словообразующих аффиксов: «небо» - «кек»,«земля» - «ер». К этой же группе относятся и те названия, которые с точки зрения современного языка невозможно разложить на основу и словообразующий аффикс: «божество» - «тенгри», «бог огня» - «Алав», «вид, дух» - «сювдюр» и др.
Эти названия образованы в довольно древний период, аффиксы в процессе исторического развития успели выйти из активного употребления и с точки зрения современного состояния языка они поддаются структурному расчленению.
Непроизводные слова – лексика первичного означивания, простые слова «симплексы», группирующиеся только по содержанию. Производные слова – лексика вторичного означивания, совокупность слов, созданных с помощью таких словообразовательных средств, как аффиксация, словосложения, конверсия и т.п., группирующихся по форме и содержанию. Возникновение нового видения и понимания мира ведет к появлению новой производной лексики. Если в первичных обозначениях опыт человека не эксплицирован, то во вторичных мы, так или иначе наблюдаем отсылку к известной реалии. Через производное слово мы имеем возможность узнать, как был познан обозначаемый объект, с каким другим реальным объектом его сравнивали или ассоциировали.
Основная часть простых названий – производные, образованные путем аффиксации: «сабля» - «къылыч» (къыл+ыч), «волшебная птица» - «будайыкъ» (будай-ыкъ) и др.
Наименования, состоящие из 2 или более частей являются сложными. В современном кумыкском языке нами выделены следующие виды сложных наименований:1. парные: «злые духи» - «арбак-жин» и др., 2.собственно–сложные (характеризующиеся спаянностью компонентов): «гадание на картах» - «палсалыв» и др., 3. составные: «сглазить» - «гез тийдирмек» и др.
В рамках этих основных направлений для создания терминов в кумыкском языке применяются следующие способы: 1) лексико - семантический; 2) морфологический; 3) конверсионный; 4) синтаксический.
Подвергнутый анализу материал свидетельствует о том, что мифонимическая терминология формируется в тесной связи с религиозно-мифологическими представлениями народа. Термины мифологии и религии являются прежде всего частью общенародной лексики и только потом, в специальном употреблении, терминологией.
Главный способ обогащения мифонимической лексики - образование новых наименований на основе внутренних ресурсов кумыкского языка. Среди терминов встречаются все структурные типы слов, характерные для данного языка.
Наиболее продуктивным способом образования мифонимических наименований является лексико-семантический способ, в основе которого лежат разнообразные семантические сдвиги: новые лексические единицы возникают в результате видоизменения семантики слов, уже существующих в языке. Лексико-семантический способ создания слов заключается в использовании исконно кумыкских лексем в новом, специализированном, терминологическом значении, возникающем на базе одного из прежних значений. В образовании мифонимических лексем наиболее продуктивны следующие два направления: 1) специализация бытовых слов; 2) расширение значений слов.
1. Специализация бытовых слов заключается в использовании уже имеющегося в языке привычного бытового слова в качестве термина. Час-то такие термины образуются по внешней аналогии, на основе сходства определенных признаков: «вера», «доверие» - «инаныв».
2. Расширение значений слов. В результате этого процесса многие кумыкские слова, употреблявшиеся ранее лишь в бытовой речи, перешли в разряд терминов, выражающих различные значения. Развитие, расширение значения слова связано с тем, что конкретное, частное значение приобретает обобщенный характер. Слово «тамур» - «корень», означающее «подземную часть растения, служащую для укрепления его в почве и высасывания из нее воды и питательных веществ», начало употребляться и в других терминологических системах как специфический термин. Путем расширения значения образованы слова типа «языв» - «судьба» от старого «языв» «записывание» и т.д.
Важную роль в формировании мифонимической лексики кумыкского языка играет аффиксальный способ словообразования, который издавна использовался в образовании лексем и остается активным до сих пор. В образовании мифологической лексики используется ряд аффиксов, при этом степень их продуктивности неодинакова.
Продуктивными аффиксами, образующими лексемы мифонимии от различных частей речи, являются следующие:
Аффикс -лыкъ // -лик является высокопродуктивным словообразующим формантом во всех тюркских языках (за исключением якутского). Это один из распространенных аффиксов, при помощи которого образуются новые слова, как в области терминологии, так и лексикологии. В тюркологии отсутствует единое мнение об этимологии данного аффикса. По мнению Дмитриева Н.К., «аффикс - лыкъ связан со словом «лик», встречающимся в новоуйгурском и других языках в значении «обильный, полный».
В области мифонимии аффикс -лыкъ образует термины, обозначающие: а) название местности: ташлыкъ - «каменистая местность» (от таш «камень»); хумлукъ - «песчаная местность («от хум «песок»), сазлыкъ- «болотистая местность (от саз «болото»), чёллюк- «степная местность (от чёл «степь»), къамушлукъ- «место, заросшее камышом» (откъамуш «камыш») и др.; б) наименования со значением соразмерности и количества: язлыкъ - «яровой», гюзлюк - «озимый», айлыкъ - «месячный», гюнлюк- «рассчитанный на один день» и др.
Аффикс -чы // -чи встречается во всех тюркских языках с древнейших времен. Однако остается нерешенным вопрос о его происхождении. По мнению большинства тюркологов, «в определенное время развития тюркских языков при помощи данного аффикса образовались имена прилагательные, позднее этот аффикс из сферы прилагательных был перенесен в сферу существительных». В тюркских языках при помощи данного аффикса образуются существительные, обозначающие «лицо по характеру занятия, действий или привычек, социальную принадлежность, место жительства».
При помощи аффикса -чы образованы наименования профессий: оракъчы - «жнец», сабанчы - «пахарь», чалгъычы- «косарь», мамукъчу - «хлопкобор» и др.
Аффикс -чылыкъ // -чилик с ясным этимологическим составом (-чы + -лыкъ) окончательно стабилизовался на положении особого словопроизводного форманта в новейшее время и распространился во многих тюркских языках. Существительные на -чылыкъ называют в кумыкском языке род занятия лица по характеру значения исходной основы: бавчулукъ - «садоводство»,сабанчылыкъ - «хлебопашество» и др.
Аффикс -гъыч // -гич, происхождение и развитие которого исследовали многие тюркологи. Н.А. Баскаков соотносит -гъыч со сложным аффиксом -гъу+ -чы. При помощи этого аффикса от глагольных основ образуются имена существительные со значением инструмента, прибора, орудия, средства для совершения действия, указанного основой: тырнавуч - (тырна ~ «сгребать» +афф. -вуч) «борона; грабли», «булавка»; гесгич- «резец» (гес - «резать» + гич) и др.
Аффикс -акъ // -ек образует от переходных глаголов названия орудий, средств действия: оракъ- (ор ~ «жать» + акъ) «серп»; къайракъ - (къайра - «точить» + -къ) «точило»; кюрек- (кюре - «сгребать» + -к) «лопата»; элек(эле- «просеивать» + -к) «сито» и др.
Аффикс -ма // -ме малопродуктивен, присоединяясь к глагольным основам, образует наименования продуктов питания, различных блюд: ярма - «крупа, сечка» (от яр - «раскалывать»); къатлама- «жареная слоеная лепешка» (от къатла - «слоить»); яйма - диал. «раскатанное тесто» (от яй-«расстилать»);
Аффикс -ым //-им - продуктивный, участвует в образовании от глагольных основ существительных с отвлеченным и предметным значениями: оьсюм- (люк) «растение» (от оьс - «расти»), башам - «вязанка» (от байла - «вязать»), тилим- «ломтик» (от тип - «резать ломтями»), къошум- «привесок, довесок» (от къош - «добавлять»), гелим- «доход» (от гел - «приходить») и др.
Аффикс -лаш // -пеш - глаголообразующий, формально представляет собой сочетание афф. -па + -ш (залоговый аффикс). Присоединяясь к основам существительных, участвует в образовании новых производных: тамурлашмакъ - «укореняться» и др.
Аффикс -ыш // -иш образует глаголы взаимного залога. Однако в древнейшую стадию развития с его помощью создавались и имена: аьрюш- «выпас, пастбище»; уьлюш- «доля, часть».
Непродуктивными и малопродуктивными аффиксами являются: аффикс -гъан //-ген //-гъун образует причастия прошедшего времени. Однако в кумыкском языке имеется значительное количество слов, где аффикс -гъан потерял свое временное значение, отмечается в структуре имен существительных с предметным значением:къапгъун - «капкан» (от къап «застрять», «зацепиться») и др.
Аффикс -гъыр // -гир // -вур - непродуктивный, с его помощью от глаголов образуются прилагательные со значением активно проявляемого качества и существительные типа талавур- «грабеж» от тала - «грабить».
Аффикс -къа // -ке - восходит к имяобразующему аффиксу древнейшего периода - гъакъ // -хек. Производные на -къа имеют в основном орудийное значение: булкъа - «посиделки». Аффикс -къа, -ке, -къы, -ки придавал основе имени уменьшительно- ласкательное значение: аркъа «спина» от ар, ары «обратная сторона»; къайгъы - «печаль», «горе», «забота», «беспокойство», «тревога», «волнение»; къумарткъы- «завещание», «завет», «талисман».
Аффикс -ыр // -иp - непродуктивный, образует от именных и глагольных основ существительные со значением результата, предметности и качества: тююр - «крошка, крупинка» (от тюй- «толочь»), тамур - «корень» - тарум (от тара- «разветвляться»), такъыр-«голое без растительности место» (корень такъ- со значением «истоптанный).
Аффикс -ча образует существительные с уподобительно-уменьшительным значением, выражая в то же время ослабленность признака, его неполноту. К таким наименованиям относятся: яшылча «овощи»,унмичи диал. «клецки».
Аффикс -къай создавал имена с уменьшительным значением. В некоторых словах значение уменьшительности уже не улавливается, так как в них предметное значение заменено отвлеченным или значением качества. Уменьшительное значение терялось и тогда, когда данный аффикс присоединялся к глагольной основе. Материалы тюркских языков свидетельствуют о том, что он создавал имена от односложных именных и глагольных основ.
Аффикс -аи: къырай - название местности -къыр «поле» + афф. ай, Патай-булак- Пат(имат) + афф. -аи; Умай —ума + -и; Мамай - Мама + -и;Сатанай от Сата + анай - «матушка Сата». Отыменные существительные с -аи, -ей называют родство, животных, части тела, растения, предметы, собственные имена. Наше внимание, прежде всего, привлекают имена Унанай и Орманесси. Обычный, широко распространеный припев (рефрен) кумыкских песен: «Анай скажу - ананаи» («Анайдесем, ананай») по своему звучанию напоминает имя древнего языческого божества Унанай.
Аффикс -мач: Халмач - «колдовство», связано со старокыпчакскимколтха «просьба», «моление» от кол- «просить», «молить», ср. кар. холтка,холтха «просьба».
Аффикс -къ. Особый интерес представляет демонологический персонаж Къан-Тулукъ («ублюдок», «незаконнорожденный», «плохой человек»), распространенный среди южных кумыков, который будто по ночам выходит из могилы злой женщины в поисках добычи. В кумыкском языке аффикс -акъ, -ек, къ, -ик, -укъ, -ык, -к присоединяясь к именным основам, образует существительные, называющие части человеческого тела, живые существа, растения, предметы, собственные имена: Сосурукъ, Сосурукъа-мужское имя и имя нарта. Имя нарта Сосурукъ встречается в различных фонетических вариантах у всех народов Северного Кавказа и абхазцев.
Аффикс -aт //-eт // -ыт // -ит // -ут // -ют образовывал существительные как от именных, так и от глагольных основ. Присоединяясь к именным основам, он создавал такие существительные с собирательным значением, в которых объединялось значение множества однородных явлений, предметов. Анализ материала показывает, что основы имен, к которым присоединялся исследуемый аффикс, в основном называли явления природы, форму, цвет, части тела, родство, качество, реже - предметы: къувут «толокно»; миф. «сказочная пища нартов, придающая им силы»;кёг-ет «плоды», «фрукты», «зелень» от кёк«голубой», «синий», «зеленый», «зазеленение травы» (деревьев), «молодая трава» + аффикс -ет, кар.т. кёгёт, л. кёгет «зеленая трава».
Аффикс -такъ// -тек не подвергался специальному исследованию. Существительные, образованные с помощью этого непродуктивного аффикса, составляют древнейший пласт лексики. Общим для куманской подгруппы языков можно считать варианты рассматриваемого аффикса: -такъ, -дакъ, -тек, -дек, -тыкъ, -дыкъ; -тик, -дик, -тукъ, -дукъ, -тюк, -дюк, на основании которых с кумыкским языком сближаются куманский, караимский, дальше отстоит крымско-татарский, за ним следуют кыпчакские и древнетюркский языки: Шилтакъ арх. «наговор, заговор, клевета»: шилта- + - къ, ср. к.-балк. сылта- «причина», «повод», «случай», тат. сылтав«причина», «случай».
Аффикс -з // -р. Генетически единым с -гъыр -гъыз, по нашему мнению, является и -дюз, так как отмечены случаи чередования начальных данных аффиксов в караимском языке: т. кюндюз, г. киигиз «днем». Производных с -нгыз (<-гъыз) сравнительно мало, так как во многих случаях -гъыз перешел в -ыз. Сохранились в основном отыменные имена с -нгыз. Отыменные имена с -нгыз, -дуз, как и отыменные имена с -гъыр, называют явления природы, живые существа и реже - количества и качества: гюн-дюз - гюндю-+ з; к.-балк. кюн-дюз «дневное время», «полдень», «днем» от кюн «день»; денгиз - денги-+ -з; балк. тен-нгиз, тэниз, дениз, дэнгиз, тенггизь, теньгиз, тэнгиз, крм. денгиз «море», видимо, от тенг «ровный», «гладкий». Типичными являются собственные имена, оканчивающиеся на -маз, -мез - аффикс отрицательной формы глагола будущего времени. Естественно, в именах он теряет свои временные и отрицательные значения.
Мужские имена: Кесмез, ср. кесмез «тот, который не будет резать» от кес-«резать»;Къоркъмаз, ср. къоркъмаз «тот, который не будет бояться» от къоркъ - «бояться»; женские имена: Ёлмез, ср. ёлмез «та, которая не умрет» от ел - «умереть» и т.д.
Литература:
1. Магомедов М.И. «Смысловые связи и отношения в лексике кумыкского языка (в сопоставлении с арабским) Махачкала, ДГПУ, 2004.