В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблемой высокая аварийность на автомобильных дорогах. Уровень смертности в результате автомобильных аварий составляет более 20 человек на 100 тысяч жителей, что выше, чем в европейских странах. Эта проблема обеспечения безопасности дорожного движения приобрела статус государственной важности. Применительно к автомобильным дорогам под безопасностью дорожного движения следует понимать комплекс инженерно-технических, планировочных и организационных решений и мероприятий, защищающих участников движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Сегодня на федеральные автомобильные дороги наносится горизонтальная разметка с применением разнообразных материалов и изделий: высоконаполненных красок и эмалей, термопластиков, штучных форм и полимерных лент. При этом используются различные современные технологии, включая безвоздушное нанесение краски экструдерное и спрей-нанесение пластичных материалов [2].
Самое главное, разметка должна служить долго, быть видна в любое время суток и обеспечивать безопасность. И, прежде всего, разметке необходимо иметь высокое сцепление с колесом транспортного средства, чтобы при торможении не происходило заноса. Особенно это важно для двухколесных машин, в частности мотоциклов, владельцы которых частенько пренебрегают правилами дорожного движения, запрещающими ездить по разметке, разделяющей автомобильные ряды [1].
Как показали, исследования проводимые сотрудниками автодорожного факультета ПНИПУ срок службы дорожной разметки зависит от следующих факторов: качества дорожного покрытия и его подготовки для нанесения разметки, условий движения на участке нанесения разметки, соблюдения технологии устройства разметки, содержания дорожного покрытия [5].
Правильный выбор материалов для разметки в зависимости от условий их эксплуатации является наиболее эффективным способом повышения долговечности и уменьшения аварийности на дорогах.
В настоящее время применяют краску АК-503 «Колор-М», предназначенная для разметки дорожных покрытий. Краска АК-503 «Колор-М» наносится специальными разметочными машинами (безвоздушным и воздушным способами), а также в ручную с помощью валика, кисти или пистолета на предварительно очищенное дорожное полотно с асфальтобетонным покрытием при температуре не ниже +5° С и относительной влажности воздуха не более 85%.
Результаты исследований показали, что наиболее эффективной является применение краски «Колор – М», т.к. ее стойкость к истираемости от интенсивности движения автотранспорта выше, чем у других красок.
Для повышения видимости разметки в темное время суток, дождливую и пасмурную погоду сотрудниками автодорожного факультета ПНИПУ были применены стеклянные микрошарики ШСО-250. Микрошарики наносили распылителем на свеженанесенную разметку (не позднее 10 с), также можно посыпанием вручную. Оптимальным является их заглубление на 50 % в разметку.
Наряду с красками широкое распространение для разметки дорог получили спрейпластики. Этот вид материалов не содержит растворителей, а необходимые для нанесения разметки текучие свойства приобретаются в результате плавления при температуре 150-2200 С. Их преимущество, перед красками состоит в том, что толщина наносимого слоя увеличивается до 1,5-5,0 мм, но срок службы их одна зима. Это связано с тем, что снегоуборочная техника зимой их снимает.
В наших климатических условиях наиболее распространенным материалом для маркировки дорожных покрытий является краска. Маркировочная краска представляет собой комплексный состав, основными компонентами которого являются наполнитель, пигмент, связующее вещество и растворитель.
Результаты экспериментальных исследований на полигоне разметочных материалов будут способствовать повышению безопасности дорожного движения в Пермском крае.
В связи с тем, что водителям транспортных средств часто приходится совершать длительные переезды и стремясь скорее доехать до пункта назначения зачастую управляют автомобилями в состоянии сильной усталости. Это приводит к засыпанию за рулем и, как следствие, к выезду в кювет или на встречную полосу. Для предотвращения съезда автомобиля с дороги нами разрабатываются методы снижения аварийности на дорогах с помощью устройства разметки, которая будит водителя [3, 4].
Одним из способов снижения аварийности дорожного движения является применение шумовой полосы.
Данный метод заключается в устройстве выемок глубиной 10 см, шириной 10…15 см и длиной 20…35 см вдоль дороги рис. 1. Данный размер выемок был получен с помощью математической модели используя программу Mathcad, а также проведены эксперименты.
Рис. 1 Шумовая полоса на автомагистрали
Главная задача шумовой полосы – разбудить засыпающих водителей или привлечь внимание отвлекшихся. В результате создания на особо опасных участках трассы таких шумовых полос приведет к снижению аварий на автомобильных дорогах нашей страны.
- Литература:
Новости в дорожном деле: Научно-технический информационный сборник/ ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР». М., 2007. – Вып. 2. – 60с.
Пугин К.Г., Юшков В.С. Современные материалы нанесения дорожной разметки // материалы международной научно-практической конференции «Проблемы функционирования систем транспорта» г. Тюмень 18 – 19 ноября 2010 г. С. 275-278.
Поезжаева Е.В., Юшков В.С. Роботизация нанесения дорожной горизонтальной разметки // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 13. г. Самара 22 – 24 марта 2011 г. С. 586 – 589.
Юшков Б.С., Бургонутдинов А.М., Юшков В.С. Современные подходы по нанесению дорожной горизонтальной разметки // Вестник ПГТУ «Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности» № 1 г. Пермь 2011 г. С. 136 – 141.
Юшков Б.С., Бургонутдинов А.М., Юшков В.С. Исследование долговечности дорожной горизонтальной разметки в климатических условиях Урала // материалы международной заочной конференции «Технические науки: проблемы и перспективы» г. Санкт-Петербург март 2011 г. С. 208 – 212.